С 1990-го по 1999 год доля американского ВВП выросла с 20,16% до 21,01% от мировой. В абсолютном выражении на конец 1999 года мировой ВВП достиг $45,85 трлн, из них $9,6 трлн приходились на США. Далее наступило снижение удельного веса американского ВВП в мировой экономике и продолжалось до 2008 года — по 0,6% в год, пишут «Известия».
Доля США в глобальной экономике росла, в частности, в 2014 и 2015 годах при Бараке Обаме, достигнув 16,26%, но до конца его президентства значение снизилось до 16,04%. Дональду Трампу увеличить долю США в мировом ВВП не получилось — утеряно еще 0,7 процентного пункта.
2023 год — второй в сроке Джо Байдена — роль США в глобальной экономике снизилась до 14,82%. Ожидания на конец 2024 года, согласно прогнозам — 14,76%.
По данным Всемирного Банка, в топ-5 стран с самым значительным вкладом в мировую экономику в 2023 году вошли страны: Китай — 18,76% (при ВВП $34,6 трлн), США — 14,82% (ВВП $27,4 трлн), Индия — 7,87% (ВВП — $14,5 трлн), Россия — 3,49% (ВВП — $6,5 трлн) и Япония — 3,39% (ВВП — $6,3 трлн). Международный валютный фонд дал более скромные оценки по ВВП этих стран и их доле в мировой экономике по итогам 2023 года, но в целом распределение аналогичное.
Несмотря на то что доля США снижается, на Америку всё равно приходится порядка четверти от общемирового объема НИОКР — 3,6% ВВП США идут на них.
Однако одним из ключевых показателей в американском ВВП являются потребительские расходы на товары и услуги. Две трети от них приходится на недвижимость и здравоохранение, а остальное — на потребительские товары, от продуктов питания и одежды до автомобилей и бытовой техники. Общий объем потребительских расходов составляет 68% от ВВП. Следующий по величине показатель — это инвестиции (18%) и государственные расходы (также 18%).
Снижение доли США в мировой экономике объясняется высокими и устойчивыми темпами роста крупных развивающихся экономик, прежде всего Китая и Индии. За годы подсчетов наибольшего роста доли ВВП в мировом значении достиг Китай — его часть выросла с 3% с небольшим до 18,76%.
Этот процесс директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ Марсель Салихов назвал закономерным. По его мнению, причина в том, что долгосрочные темпы роста американской экономики составляют 2% ежегодно, а мировая экономика растет примерно на 3%.
«Это приводит к долгосрочному снижению доли США в мировой экономике. Тем не менее 2% долгосрочного роста — это хорошие результаты для такой экономики, как США», — говорит он.
Потеря позиций США свидетельствует о наличии структурных проблем, которые не позволяют экономике Штатов расти и развиваться так, как это было возможно 15–20 лет назад и ранее, утверждает руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.
«Но не говорит о том, что все совсем плохо. США остается крупнейшей экономикой, которая постепенно утрачивает свое лидерство», — считает он.
Появление новых центров экономического роста эксперт назвал логичным. «Как в политике, так и в экономике мы видим переход к многополярному миру», — резюмировал он.
Первые три страны по доле ВВП в мировом объеме далеко обошли остальные и представляют собой флагман глобальной экономики (отрыв третьего места от четвертого — двукратный).
«Не исключено увеличение вклада Индии в мировом ВВП до уровня 8% и выше за счет долей ближайших конкурентов, так как Китай столкнулся с крупным кризисом недвижимости, который составлял до трети ВВП страны, а нагнать разницу стимулированием промышленного сектора так и не получилось в 2024 году. Развитие Индии подстегивают IT-сектор (в основном аутсорсинг услуг программирования для развитых стран) и промышленность, например фарма», — рассказала руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
Также, согласно прогнозам Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ, вероятны изменения в торговых отношениях.
«Сокращение доли США может привести к пересмотру торговых соглашений и созданию новых экономических альянсов с развивающимися экономиками», — объясняет Марсель Салихов.
Ольга Орлова отметила, что снижение доли США в мировом ВВП затрагивает Россию на данный момент относительно, так как объемы экономик РФ и США не сравнимы на сегодняшний день. При этом российская экономика имеет большой потенциал, тогда как экономика США постепенно утрачивает свою значимость в мировом разрезе, в отличие от Китая, отметила она.
В свою очередь член Генерального Совета «Партии дела», публицист и экономист Андрей Петрович Паршев отмечает, что всё это – результат неадекватной экономической политики как США, так и стран так называемой «Большой семёрки», сообщает пресс-служба партии.
«Те же вводимые коллективным Западом санкции больнее всего бьют по Германии и Японии, да и самим Соединённым Штатам. Современная американская администрация не имеет особых идей по развитию страны. Несмотря на громкие заявления, до сих пор перехода к протекционизму там не видно, хотя они якобы собираются защищаться от китайских товаров. Пока предложения у них упираются в "давайте добывать больше нефти". На примере России мы видим, что строить экономику только на добыче полезных ископаемых не самое лучшее решение. Можно констатировать, что США живут на накопленном предыдущими поколениями американских предпринимателей багаже», — сказал он.