Уважаемый дорогой друг, профессор Захари Захарьев, уважаемая Снежана Тодорова, многоуважаемый Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Болгарии Элеонора Валентиновна Митрофанова! Уважаемые дорогие друзья, братья и сестры!
145 лет дипломатических отношений между Россией и Болгарией – это очень хороший повод обсудить и оценить не только наши двусторонние отношения, но и причины того кризиса, в котором находятся как отношения между Россией и Болгарией, так и глобальный мир.
Такого кризиса в истории человечества на самом деле еще не было. Очень наивно было бы представлять, что через какие-либо переговоры можно вернуться в прошлое и жить как прежде, как будто бы ничего не произошло. Возвращение в старый мировой порядок невозможно! Как бы Соединенные Штаты Америки и их союзники ни доказывали, что Россия и все остальные страны никуда не денутся от возвращения к прежнему порядку, однополярный мир закончился. Но проблема даже не в этом.
Глядя на то, как сегодня живет политическая элита Европы, лично я воспринимаю это как пир во время чумы. Ситуация для человечества в целом катастрофическая. Делать вид, что все решается и сегодня за столом переговоров, нельзя.
Когда-то великий философ Германии И.Г. Фихте, добиваясь консолидации общегерманского народного духа, призывал в своих «Речах к германской нации»: «Мы можем дышать только в атмосфере надежды на лучшее будущее. Но только наивный мечтатель может основывать эту надежду на чужих возможностях развивать будущее в настоящем». От каждого из нас, в том числе от народов России и Болгарии, зависит будущее мира.
Сегодня славянские народы находятся в очень сложном геополитическом противостоянии друг с другом. Рискну сказать, что дипломатические отношения между Россией и Болгарией всегда были камертоном политической ситуации в Европе. По большому счету, только тогда, когда Болгария находилась в братских отношениях с Россией, только в эти времена в Европе была стабильность и мир. Как только Болгария в силу различных геополитических процессов оказывалась на стороне враждебной России, для Европы это заканчивалось катастрофически.
Я, может быть, сразу начал свое выступление не с того, о чем нужно было бы говорить. Конечно, я хочу приветствовать участников сегодняшней конференции и как председатель Международного Славянского Совета, и как президент Международной славянской академии наук. Хочу передать вам пожелания успехов в научной и общественной деятельности от Института государства и права Российской академии наук, где я возглавляю Центр интеграционных и цивилизационных исследований. Но не случайно начал сразу с больного. Великие математики в конце ХХ в., моделируя будущее глобализации доказали, что человечеству осталось существовать (обращаю на это ваше внимание!), человечеству осталось существовать без всякой ядерной войны не более трех десятков лет. Два десятилетия уже прошли. Это был прогноз 1998 г. коллектива ученых во главе с академиком Н.Н. Моисеевым. И сегодня, как никогда, мы в опасности. Все народы без исключения!
И дело не в вооруженном конфликте на Украине. Хотя применительно к нему давайте, наконец, осознаем, что нет войны между Россией и Украиной, хотя на территории Украины идут вооруженные действия, гибнут люди. Есть война НАТО и Соединенных Штатов против России, но и это лишь внешняя форма происходящего. На территории Украины идёт война Добра и Зла. Там схватились между собой две антагонистические цивилизационные системы, с одной стороны, ориентированные на традиционные духовно-нравственные ценности, а с другой, отстаивающие принципы западной цивилизации, которая, развиваясь на основе безбожного Просвещения, утратила свою нравственную сущность.
Как доказали своими математическими моделями учёные, существуют две главные причины, обрекающие человечество на гибель. Во-первых, в силу того, что эгоизм людей противопоставил род человеческой природе, люди нарушили законы биосферы, которые обеспечивают цикличное воспроизводство. И во-вторых, потому что в последние десятилетия происходит утрата в человеке человеческого, происходит уничтожение божественной сущности человеческой души. И вот это духовное вырождение человека делает его ненужным природе, процесс грозит стать необратимым. Как опасно уничтожение человеческой сущности, вы прекрасно знаете. Орудиями уничтожения традиционного мира и человеческих отношений сегодня стали, к сожалению, Парламентская Ассамблея Совета Европы и Европейский суд по правам человека. Увы, Совет Европы, проповедуя и навязывая другим народам те критерии жизни, которые убивают человеческое, обрел агрессивную беспощадность.
Не могу по-другому относиться к якобы равноправию однополых семей с традиционными семьями, к уничтожению семейного воспитания и замену семейного воспитания ювенальной юстицией, к отрицанию понятий «отец» и «мать», замене их на «родитель номер один» или «номер два», к самому отрицанию того, что Богом люди созданы как мужчина и женщина. На Западе говорят уже о существовании третьего пола, четвертого, а некоторые доходят, что у людей уже девять полов. Добавьте сюда эксперименты с геномом человека, уравнивание с человеком искусственного интеллекта. Именно в этом отношении мы говорим о гибели человеческого в человеке. Причина этой гибели в том, что за годы Просвещения государство стало основываться на нравственном нейтралитете публичной власти. Что такое нравственный нейтралитет? Многие из вас знают это под понятием толерантности. Это равное уважительное отношение к любым проявлениям человеческой натуры, к добру и злу, равная поддержка добра и зла. Отрицание понятия нравственности – вот что такое нравственный нейтралитет, который доминирует во многих государствах сегодня. А ведь уравнивание добра и зла, отказ от их различения – это уже апокалипсис.
И поэтому сегодня в рамках нашей конференции я хочу призвать к тому, чтобы мы осознали важность совместными усилиями народов России и Болгарии останавливать Армагеддон, останавливать катастрофу. Для этого мы должны вспомнить о нравственных императивах. Это тема моего выступления.
Славянский мир и нравственные императивы человеческого развития в XXI в. Вы знаете, что такое императив. Это категорическое правило, требование, которое должно соблюдаться, на котором строятся человеческие отношения. Нравственные императивы есть не только у личности, но и у народов. Если мы говорим, что смысл существования человека в достойной жизни во имя спасения своей души и продлении рода своего, то смысл существования народов – создание такого общества, которое бы обеспечило каждому человеку спасение души и продление рода. Цель человеческого развития, смысл существования – вот что утрачено в западной цивилизации, эгоистический меркантилизм убивает европейскую культуру.
Да, народы европейских стран сопротивляются. И в Болгарии, и во Франции, и в Польше, и в Венгрии, и в других странах есть те, кто выступают в защиту семейных ценностей, защищают традиционные религиозные основы общества. И у меня на родине, в России, мы 40 лет шли к катастрофе. Я не оговорился – 40 лет! Это началось еще в конце социализма, благодаря таким разрушителям, как Хрущёв и Горбачев. И только благодаря президенту В.В. Путину, который инициировал конституционную реформу 2020 года, мы вернули в свою Конституцию понятие Бога, понятие традиции, понятие любви к Отечеству. Это те нравственные императивы, на которых сегодня строится российская жизнь. Откровенно скажу, я солдатом воевал в Афганистане, и когда меня в политике спрашивали, почему я категоричен в оценках, отвечал: потому что я в Афганистане впервые увидел человека, с которого заживо сняли кожу. Это был советский солдат, попавший в руки душманов. И я там дал себе слово, что буду бороться против зла всегда, везде. Какой компромисс может быть между добром и злом? Вот в 2022 г. решением Президента России началась специальная военная операция. Конечно, это попытка России защитить украинских антифашистов, защитить тех русских людей, которые живут на Украине, вернуть им право говорить на русском языке и развиваться в русской культуре. Хотя СВО и нечто большее, потому что это спасение Русского мира и всех народов, которые выступают за традиционные ценности.
У нас в 1993 г., принимая Конституцию, записали, что высшая ценность – это права и свободы человека. Да, это либеральная традиция. Но есть ценности, которые не ниже прав и свобод человека. И мы сегодня, благодаря переменам, начавшимся в 2020 г. в России и ещё не завершившимся, говорим, что любой народ может развиваться успешно тогда, когда для него высшими ценностями будет человек, его вера, святыни, Отечество, его достоинство, права и свободы. Нельзя сомневаться в важности прав и свобод человека, но нельзя и противопоставлять их Отечеству или святыням. Для славянских народов этот нравственный императив особенно важен.
Следовать нравственным императивам невозможно без исправления ошибок прошлого. Мы во многом в России только сегодня, в первой четверти XXI в., исправляем ошибки, стратегически погубившие Советский Союз. Я хочу именно об этом, завершая свое выступление, акцентированно сказать. Советский Союз не развалился сам по себе. Он имел огромный запас прочности и был бы незыблем, если бы внутреннее предательство его не сгубило. Снаружи его и разрушить не могли. Но было два обстоятельства, значительно ослабившие его изнутри. Две принципиальных позиции, которые подточили нашу внутреннюю основу. Первое – отрицание религиозных, духовно-нравственных основ общества. Борьба большевиков против Церкви и религии. Мы начали исправлять эту ошибку в 1989-1990 гг., но не успели. И второе обстоятельство, вторая ошибка была допущена в вопросе о собственности.
Большевики, делая Великую Русскую революцию в 1917 году (не путайте её с Февральским переворотом, свергнувшим Царя), провозгласили, что эксплуатация человека человеком и частная собственность должны быть уничтожены, что собственность должна принадлежать народу. Это было провозглашено, но не было сделано. Собственность очень быстро оказалась в руках государства. Государство породило бюрократию, которая захотела передавать эту собственность по наследству. Народ же был лишен собственности. И это беда не только Советского Союза, это беда всех социалистических стран.
Только сегодня мы начинаем изменять фундаментальные социально-экономические основы общества. Отсюда крайне важно недвусмысленно провозгласить цель современного социального развития. И такой целью не может быть капитализм. Капитализм – это позавчерашний тупик. Это не может быть и советский социализм, он – вчерашний тупик. Это должно быть общество, основанное на традиционных духовно- нравственных ценностях каждого народа и на справедливом распределении собственности. В основе справедливого общества должна лежать равная долевая собственность всех граждан, доходы от природных богатств как природная рента должны распределяться между гражданами на равных началах. Только при этих условиях мы выберемся из болота погибели.
И задача славянских народов Болгарии и России – мы должны соединить расколовшуюся Европу, восстановить среди европейских народов отношения если не доверия (это задача завтрашнего дня), а хотя бы отношения взаимопонимания.
Надо понимать, что происходит и что делать. И тогда человечество выживет. Спасибо!
Сергей Николаевич Бабурин, Председатель Правления Советского фонда мира, Научный руководитель Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор