Когда государство ведёт войну, которая перерастает в большую или в очень большую войну, военные расходы финансируются за счёт текущего государственного бюджета, потом – за счёт увеличения военных расходов государственного бюджета и за счёт увеличения налогов, за счёт увеличения государственного долга и/или инфляции – выпуска денег для финансирования государственных расходов.
Несколько примеров из истории.
Американский конгресс времён американской революции финансировал военные расходы расписками конгресса, которыми уплачивались поставки для армии, в ходу также были частные деньги и долговые расписки.
Революционная Франция – тяжелейшая ситуация с государственными финансами до революции. В 1787 году затраты бюджета королевской Франции на выплату процентов и погашение государственного долга составляли 49% всех расходов. Еще 26% забирали армия и флот и 6% – содержание королевского двора.
Революционная Франция начала печатать бумажные деньги, и эта эмиссия резко увеличила инфляцию. Одновременно рос государственный долг, который, в конце концов, на две трети был просто аннулирован термидорианским правительством. Военные расходы при Наполеоне финансировались в большей степени за счёт увеличения налогов и контрибуций из оккупированных стран Европы, около 10 % военных расходов Наполеона финансировалось новыми государственными займами, размещение которых происходило чрезвычайно трудно после аннулирования предыдущих государственных долгов. Военный бюджет при Наполеоне составлял 67% от всех расходов государственного бюджета, а долги бюджета к 1814 году составляли примерно 50% от бюджета.
Правительство Германии в начале 20 века финансировало военные расходы одновременной эмиссией (за годы войны количество немецких марок в обращении увеличилось в 5 раз) и резким увеличением государственного долга. После окончания войны в Германии был период огромной гиперинфляции и хождения частных денег, помимо государственных.
Этот список можно продолжать. Сейчас во многих странах мира в последние месяцы и годы в связи с военными действиями на Украине и на Ближнем Востоке наблюдается резкий рост военных бюджетов, рост эмиссии национальных валют, налогов и государственных долгов. В ближайшие две недели появится итоговая финансовая отчётность в США (где финансовый год заканчивается 30 сентября), а также отчётность за три первых квартала 2024 года – во всех остальных странах мира.
Анализ этой финансовой отчётности позволит сделать выводы о финансовой устойчивости или неустойчивости воюющих стран и стран, в значительной мере участвующих в этих войнах. Не следует ожидать каких-либо сильных изменений от показателей годового бюджета США, которые появятся после 30 сентября, так как за последние месяцы в СЩА никаких серьёзных изменений в финансовой, в расходной и в налоговой политике не произошло, а финансирование происходило в режиме трех- или шестимесячного финансирования федерального бюджета в текущем режиме. То есть практически в рамках параметров бюджета 2023 года, что в свою очередь означает нарастание финансовых проблем, нарастание государственного долга США, который уже составляет величину свыше 35 триллионов долларов, нарастание суммы процентов по обслуживанию этого государственного долга где-то до уровня 1 триллиона долларов США в год при сумме всех государственных доходов около 4,5 триллионов долларов в год, что, в свою очередь, означает для США приближение к техническому банкротству где-то через 8-10 лет.
Самые интересные с аналитической точки зрения данные следует искать в данных исполнения государственного бюджета государства Израиль, который резко увеличился за последний год в части военных расходов, необеспеченных соответственным повышением доходов при падающей конъюнктуре израильской экономики, связанной с войной (падение туризма, изъятие из производительной сферы около 400 тысяч граждан, призванных в армию, и так далее). Соответственно, израильское правительство резко увеличило размеры государственного долга, что привело к резкому падению (сразу на два пункта) кредитного рейтинга государства Израиль по оценке рейтингового агентства «Мудис».
Анализировать бюджет Украины бессмысленно, страна фактически находится в состоянии технического банкротства, не имеет возможность в полной мере оплачивать проценты по государственному долгу и погашать государственный долг.
Ведущие страны Западной Европы – Англия, Германия и Франция – сами не ведут военных действий, но также оказались в ситуации резкого увеличения дефицита государственных бюджетов и роста государственного долга из-за роста цен на энергоносители, на удобрения, на сырьё, а также из-за огромного роста социальных расходов на мигрантов. При этом они по-прежнему пытаются сохранить высокий уровень поддержки Украины, затрачивая на безнадёжное сражение с Россией свои последние финансовые и материальные ресурсы.
После появления официальных данных финансовой отчётности этих стран где-то в первой-второй половине октября, можно будет провести точные анализы и сделать более точные выводы, но уже сейчас можно сказать, что поскольку руководители всех этих стран продолжают воевать или поддерживать военные действия на Украине и на Ближнем Востоке, они продолжают губить финансы и экономику своих стран в угоду несбыточных целей войн вместо попыток их прекращения.
Основная цель такого рода анализов обычно состоит в составлении прогноза, насколько воюющим странам хватит довоенных запасов финансовой прочности, как долго они смогут финансировать интенсивные военные действия. В рассматриваемых нами странах этот запас финансовой прочности явно сокращается.
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик
1.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что в 2024 году выполнены показатели по большинству важных сельскохозяйственных продуктов.Московский Комсомолец
«Президент на Восточном экономическом форуме сказал, что Россия добилась значительных результатов в области сельского хозяйства», - напомнил глава правительства РФ.Комсомольская правда
«Наша страна сейчас вошла в четверку крупнейших производителей, например, мяса в мире», – указал глава правительства.Взгляд.ру
Как сообщало ИА Регнум, на совещании с членами правительства 11 сентября глава государства отметил, что развитию сельского хозяйства в стране способствовало введение Россией продовольственного эмбарго.REGNUM
Эта новость в СМИ
URA.Ru
Час назад
Ученый Драгавцев: развитие селекции позволит РФ получать рекордные урожаи
Газета.Ru
2 октября в 11:31
Мишустин на встрече с главой РСХБ заявил о рекордном урожае в России
Взгляд.ру
2 октября в 11:50
Премьер Мишустин объявил о рекордном урожае в России