10 сентября (ст.ст.) 2024 года исполняется 315 лет со дня рождения Антиоха Кантемира – русского дипломата, переводчика, поэта, русского сатирика XVIII века. О его жизни и творчестве рассказывают раритетные издания на портале Президентской библиотеки в коллекции «Россия в лицах»: «Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744).
Описание биографии князя Антиоха Дмитриевича Кантемира можно найти в книге «Сатиры и другия стихотворческия сочинения князя Антиоха Кантемира» (1762). Антиох Кантемир родился в Царьграде (Константинополе) в 1709 году. Его родителями были князь Дмитрий Кантемир и Кассандра Кантакузен.
В России Антиох Кантемир оказался в возрасте двух лет. Сначала его родители прибыли в Москву, а затем в Петербург. Князь Дмитрий был человеком весьма учёным и «усмотрев в маленьком своём сыне особливую способность к наукам, не преминул искать для него искуснейших учителей». Антиох Кантемир получил превосходное домашнее образование. Первым его учителем с самых юных лет стал грек Кондоиди. Учёба не прерывалась даже во время путешествия через всю Россию в Персию, куда 13-летний Антиох отправился с отцом. Мальчик постоянно читал, а земли, которые они проезжали, «служили ему вместо открытой книги, представляющей обычаи, нравы народов…». После этого похода князь Дмитрий Кантемир заболел и умер. Антиох продолжил обучение в Императорской Академии наук, учреждённой Петром I в Санкт-Петербурге. Юноша изучал математику, физику, историю, философию. Кроме того, Антиох Кантемир постигал военные науки в Преображенском полку, где дослужился до звания обер-офицера.
Свою первую сатиру он написал «не имея ещё двадцати лет от роду». Сочинение высмеивало «роптания невежи против учения» и имело большой успех. Вскоре вышло второе сочинение, которое тоже было положительно оценено читателями. Антиох Кантемир писал: «Истинно прекрасною называет стихотворец науку, пред которою невежество есть нелепо и безобразно».
Современному читателю непривычно воспринимать сложный язык произведений Антиоха Кантемира. Подробный анализ его произведений даётся в сборнике историко-литературных статей Василия Покровского (1910).
Например, сатира о «бесстыдной нахальчивости». В ней автор сокрушается о том, что люди способные, трудолюбивые, но скромные, не имеющие времени «всюду трубить о себе», остаются в тени, забытые, не имеют достойного для их способностей и знаний поприща.
Антиох Кантемир был безгранично предан России и очень ответственно относился к доверенной ему дипломатической миссии.
Взошедшая на престол племянница Петра I императрица Анна Иоанновна назначила Кантемира «Российским министром к Великобританскому двору, для восстановления доброго согласия между обеими державами». Высокий государственный пост Антиох Дмитриевич получил в 22 года.
Кантемир считал, что «политика состоять должна наипаче в том, чтобы способствовать благополучию народному». Прибыв в Лондон, среди прочих дел он начал хлопоты об устройстве русской посольской церкви. Вот как об этом пишет историк литературы Василий Покровский: «Церковь была устроена ещё при Петре Великом, но около шести лет, как она была заброшена, между тем в Лондоне нашёлся даже православный священник, грек Варфоломей, научившийся хорошо говорить по-английски и обративший в православие нескольких англичан. Стараниями Кантемира ему назначено было небольшое содержание, и православное богослужение было восстановлено».
Одной из «неприятных и хлопотливых» обязанностей, лежавших на русских дипломатических агентах, было следить за книгами о России, появлявшимися за границей, поскольку «XVIII век богат печатными пасквилями на Россию, авторами которых были всего чаще иностранные авантюристы, потерпевшие в ней какую-нибудь неудачу». Так, Антиоху Дмитриевичу пришлось разбираться со «враждебной России» статьёй в журнале «Evening Post», а потом с памфлетом против России, который появился под французским заглавием «Lettres moscovites».
Будучи искусным политиком, Антиох Кантемир оказался в «равной милости» как у Анны Иоанновны, так и у императрицы Елизаветы Петровны.
Шестилетнее пребывание Кантемира в Лондоне стало для него хорошей дипломатической школой. Приехав в страну, языка которой он первоначально вовсе не знал, не имея даже непосредственного предшественника, от которого мог бы получить информацию о людях и особенностях взаимоотношений в этой стране, он должен был иметь дело с очень опытными и выдающимися противниками. Но, несмотря на это, Антиох Дмитриевич с честью выполнил свою миссию. В сентябре 1738 года Антиоха Кантемира перевели в Париж. И здесь русского дипломата также ждали «более трудные и хлопотливые задачи».
В 1740 году Антиох Дмитриевич начал болеть. Он пробовал лечиться у разных докторов, но это не принесло результата. Он мечтал вернуться в Россию, в Петербург и получить место президента Академии наук. Но исполниться желанию было не суждено, поскольку жизнь его быстро угасала. Бессонницу Антиох прогонял чтением книг. Когда ему говорили, что это занятие вредно для здоровья, он отвечал, что «тогда только не чувствует болезни, когда в трудах находится». Даже за 3–4 дня до своей кончины он всё равно читал.
Скончался Антиох Дмитриевич во Франции, не дожив до своего 35-летия семи месяцев. В духовном завещании Антиох Кантемир просил похоронить его в России рядом с отцом, что и было исполнено.