Почитание Пресвятой Богородицы занимает в духовной культуре России центральное место. В каждом храме можно найти, как правило, несколько десятков икон Божией Матери, относящихся к разным типам и спискам. Общее же число чтимых богородичных образов достигает семисот. Считается, что первые иконы Богоматери пришли к нам из Византии, но русские художники быстро переняли эту традицию и стали создавать собственные иконы, своей выразительностью не уступающие византийским образцам, а нередко превосходящие их. Многие из этих икон стали чудотворными, сопровождая нашу страну на протяжении её истории, выступая реальными участниками событий, как та же икона Владимирской Божией Матери.
В Новое время российские художники часто обращаются к светлому образу Девы Марии, а литераторы создают произведения, воспевающие его. Сергей Есенин в цикле стихотворений «Пришествие» по сути соединяет образ Богородицы с образом Руси: «О Русь, Приснодева, поправшая смерть!» Богородица становится в отечественной поэзии (Иван Бунин, Максимилиан Волошин, Николай Клюев) символом души, без которой Россия просто не может существовать.
Основные положения православного учения о Божьей Матери, как утверждает Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы, следующие:
Пресвятая Дева Мария является матерью Иисуса Христа, потому её называют Богородицей. Она же – Приснодева до рождества, а в рождестве и по рождению Господа Дева. Она – высшая всех небесных сил и святых, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Она же первая по Богу и пред Богом Заступница и Помощница слабым.
Почему русский народ так полюбил Богородицу? Какую роль Приснодева играла в русской истории? Почему обращение к ней даёт защиты от разных бед и угроз как отдельному человеку, так и целому народу, стране?
На все эти вопросы даёт яркие и глубокие ответы Патриарх Кирилл в своей фундаментальной книге «Царица Небесная и её покров над Россией». В ней в 11 главах ясным языком излагается учение Русской Православной Церкви о Богородице. Первая глава повествует об особом служении Матери Господа Иисуса Христа и раскрывает характер её жизненного подвига, который заключался в её кротком служении своему Сыну. Патриарх подчёркивает особое место дня Благовещения — «главизны нашего спасения», как поётся в тропаре, который несёт благую весть о зачатии и будущем рождении Богомладенца Иисуса Христа. Вторая глава «Душа человека не подвержена смерти» говорит о вечном бытии, обретённом Богородицей, которая божественной силой была выведена из состояния смерти и вознесена на небо, в царство Сына. Патриарх напоминает, что этот день, называемый Успением Богородицы, пронизан не скорбью от её ухода, какая наполняет сердце истинного христианина в день умерщвления Спасителя, но чувством радости – Богородица была перенесена в небесный мир. Патриарх отмечает, что духовный подвиг Богородицы и её смерть особым образом отразилась в русской культуре и даже в языке – мы говорим о всяком покойнике как об усопшем человеке, что подчёркивает реальное отсутствие смерти и бессмертие человеческой души. Подвиг Богородицы и вера в неё освобождает человека от страха смерти, но для этого нужно совершать усилия.
Третья глава книги «Под Покровом Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной» объясняет почему Царица Небесная, как христиане называют Богородицу, столь почитаема в России? Это было связано с несколькими причинами. Она показала русскому народу пример деятельного смирения, помогла приблизиться к пониманию смысла жизни, усвоить такую систему ценностей, которая открывает человеку полноту жизни и счастье. Она поддерживает всех, кто стремится к Богу, кто страдает, болеет, испытывает лишения и при этом просит о помощи. Богородица выполняет важнейшую функцию посредника между миром людей и миром Отца, собирая молитвы людей и вознося их к небесному Престолу. Её помощь не ограничивается поддержкой отдельного человека, с его индивидуальным бытием. Она простёрла свой Покров над всей Россией и помогает нашему народу и стране. Отсюда представление о России как «Доме Богородицы». Патриарх подчёркивает, что Матерь Божия в наибольшей степени помогает нуждающимся, а народ нашей страны перенёс тягчайшие испытания и лишения, которые мало какому народу пришлось перенести: «Народ боролся за сохранение жизни на наших необозримых просторах и потому всякий раз, когда случались нашествия иноплеменников особенно обострялась потребность русских людей обращаться за помощью к Царице Небесной». И помощь эта всегда приходила, что зафиксировано в летописях и церковном предании. Враг отворачивал свои войска от осаждаемого города, наши воины и полководцы ощущали прилив необыкновенной силы, обстоятельства без видимых причин начинали складываться для противника неудачно, и чаша весов склонялась в нашу сторону. Это рассматривается в книге на разных примерах столкновений локального или глобального характера.
Куликовская битва, столкновение с ордынским ханом Ахматом, войны с крымским ханом Махмет-Гиреем, Смутное время, нашествие Наполеона, революционные события 1917-1920 года, молитвы русских старцев во время Великой Отечественной войны о спасении родины – все эти события отечественной истории отмечены помощью Богородицы, которая являлась различным людям, ответственным за принятие политических решений. Важно подчеркнуть, что события оборачивались победой только в тех случаях, когда имело место единство народа и церкви, происходила соборная молитва о спасении страны. Когда же единство по тем или иным причинам разрушалось, как это было перед революцией 1917 года и в 90-е годы, отмеченные повальным увлечением населения потребительскими ценностями, Бог попускал испытания и трудности.
Книга рассматривает природу греха и опасность для человека стать его рабом, поддавшись искушению вседозволенности. Противостояние греху драматично, но в то же время открывает возможности для роста души через свободу выбора, о чём пишет Святейший: «Быть со Христом или без Христа, с Божественным законом или в рабстве у греха».
Особая ценность книги в том, что она достаточно рассказывает о чудотворных иконах Божией Матери, праздниках каждой иконы и той помощи, которая через эти иконы была оказана народу России. Читатель узнаёт, как проявился в русской истории Владимирский образ Божией Матери ( даже в атеистическую эпоху икона эта была и под Москвой в 1941 году, и в блокадном Ленинграде), Казанский образ Божией Матери, Донской образ Божией Матери, Иверский образ Божией Матери, Феодоровский образ Божией Матери, Державный образ Божией Матери, как утверждает Церковь принявшей на себя управление страной после низвержения царя Николая Второго, Помазанника Божия… Каждый иконописный образ, созданный гением того или иного церковного художника проявлялся именно в те моменты истории, когда чаша весов склонялась не в нашу пользу. Благодаря заступничеству Девы Марии на необъятных просторах нашего отечества всегда находилась какая-то активная часть православных людей, которая с одной стороны молилась и призывала помощь Богородицы, а с другой стороны объединялась для практических дел и сражений. «Вера без дел мертва есть»,– говорил апостол Павел, и верность его слов подтверждает ход истории.
Последняя глава книги «Россия становится образом свободы» особенно актуальна, ибо наполнена отрицанием того западного образа свободы, который сегодня навязывается. Свобода, основанная на праве совершать зло и выбирать порок, не нужна России, поскольку подрывает её духовный, а в конечном счёте и геополитический суверенитет. Патриарх с высоты своего огромного духовного опыта напоминает о миссии России, которая обозначена в Православии, как Катехон или удерживающий. Почему нам дана эта миссия? Книга даёт следующий ответ:
«Господь избрал нашу страну и Церковь – не по нашим добрым делам, которых недостаёт, но по молитвам наших святых, мучеников и исповедников, по великому цивилизационному труду, который в своё время совершила Россия, утверждая Православие на пространствах евразийского континента. Вот за весь этот труд, за все молитвы, за все подвиги и страдания наших предшественников Господь и вручает сегодня нам возможность быть таким удерживающим».
Кстати, эти слова перекликаются с тем определением России как «государства-цивилизации», которое дал нашей стране президент России Владимир Владимирович Путин на Валдайском клубе.
Книга Святейшего Патриарха Кирилла говорит о необходимости обращения к Богородице как к самому главному ресурсу духовного и цивилизационного спасения нашей страны. Помимо военного столкновения с коллективным Западом, укрывающимся за спину украинского государства, у нас масса других врагов и проблем, которые не грех ещё раз перечислить. Это – экология, демография, коррупция, нравственное разложение, идущее с Запада и, к сожалению, коснувшееся немалого количества населения, разрыв с традиционным укладом жизни и его ценностями, бесконтрольная миграция, перекосы в цифровизации и гаджетизации, разгул деструктивных сект и религиозного экстремизма. Подобных угроз хватает и ещё неизвестно, какие новые вызовы ждут нас в конце времён. Своими силами, ужесточением законодательства или проведением форумов и круглых столов мы едва ли одолеем врага. Обращение к Богоматери – это возведение духовного оплота, средство национального спасения невиданной мощи, о котором редко говорят СМИ и чиновники. Книга Патриарха напоминает о нем.
Помимо многообразия смыслов, нельзя не отметить красоту композиции, индивидуальный стиль изложения, присущий автору книги. Мы знает Святейшего как блестящего проповедника Слова Христова и мастера устной речи. Однако мы не всегда помним, что Патриарх Кирилл – это ещё и прирождённый писатель. Будучи одним из наиболее эрудированных авторов современной России, Патриарх Кирилл, не перегружая читателя лишней информацией, всегда приводит неожиданные примеры в подтверждение своих мыслей. Эти исторические экскурсы делают работу незаменимым пособием, воспитывающим самосознание народа России, особенно её молодёжи. Возьму на себя вольность сказать: книга написана доступным профессорским стилем и понятна всем, даже людям, далёким от христианства, включая верующих других религий, тех, кто не принимает Православия или сомневается в нём. Издание богато иллюстрировано самыми разными образами, на которых изображена Богоматерь и показаны богослужения, прославляющие Её подвиг.
Удивляют только две вещи: отсутствие реакции на эту книгу со стороны православной пишущей общественности (автору этой статьи не удалось найти каких-либо печатных отзывов об этой важнейшей работе в области духовной культуры) и маленький для нашей страны тираж – всего 1000 (!) экземпляров. Почему так? Неужели в России люди совсем разучились читать или проявлять интерес к высказываниям духовно авторитетных людей? На мой взгляд, книга «Царица Небесная и Её покров над Россией» должна стать настольной не только для верующих и клириков, но и для тех, кто считает себя патриотом нашего отечества. Она ясно отвечает на вечно животрепещущий вопрос: «Что делать?» – Помогать России и обращаться к образу Пресвятой Богородицы, как делали это в трудные для страны моменты наши предки. И побеждать. Внимательно прочитавший книгу не может не приобщиться к состоянию духовной собранности, соборности. Ведь сосредоточенность всего народа (а не только его армии) на главной цели, его мобилизованность, является абсолютным условием для победы. Во время Великой Отечественной войны жизнь была организована таким образом, что ни у кого не было возможности отвлекаться на что-то постороннее. Если ты в тылу, думай о Победе каждую минуту и работай в поте лица для её приближения без выходных. (Не будем забывать, что в СССР во время войны не было выходных, а в Германии выходной день был). Сегодня таких отвлекающих моментов миллион. Кто научит нас правильно сосредотачиваться? Церковь, священник? Конечно да, но вершиной обучения всегда будет Спаситель и его Мать, раскинувшая спасительный Покров над Россией. Нужно учиться от всего сердца обращаться к её образу и отдельным людям, и церковным общинам, и церквям, и всей стране. Тогда, можно надеяться, что земные усилия станут совсем иными, у молящихся как будто вырастут крылья. Поблагодарим же Святейшего Патриарха Кирилла за труд написания этой востребованной временем книги.
Сергей Юрьевич Ключников, главный редактор журнала «Наука и Религия»