Поскольку вирус религиозного терроризма направлен на разжигание межрелигиозной и межэтнической розни, постольку условием его дезавуации является укрепление общественного иммунитета, выраженного в межконфессиональном сотрудничестве и национальном единстве народов России.
Так уж получилось, что настоящий форум с антитеррористической повесткой проходит после двух чудовищных терактов, совершенных на территории нашей страны.
Если, преднамеренный террористический ракетный удар по Севастополю, повлекший гибель мирных людей, является прямым воплощением англосаксонского антироссийского проекта «Украина», производной от него идеологии государственного терроризма, то кровавый теракт в Дагестане – объективация политической идеологии радикального религиозного фундаментализма.
Фундаментализм
Фундаментализм – понятие диффузное, отсылающее к широкому спектру явлений. Существует в философии, науке, искусстве. Суть фундаментализма как политического и идеологического явления – в возвращении к основам. Это устремленность представителей монотеистических религий иудаизма, христианства и ислама, которые хотели бы вернуться к исходным, первозданным устоям своего вероучения, не искаженным последующими наслоениями. В контексте тематики настоящего форума, фундаментализм – феномен современный, связанный с радикальным непринятием современности – его такой черты как секуляризация, выступающей как философия социального процесса, суть которой – в стремлении интерпретировать жизнь на основе принципов, заимствованных исключительно из материального мира, без обращения к религии. Исходя из этого, мы имеем дело с противостоянием религиозного фундаментализма – фундаментализму секулярному. Однако, за этим противостоянием обнаруживается лукавство: религиозные фундаменталисты совершают свои злодеяния, используя достижения современной цивилизации; политические элиты западных стран, попирая нормы религиозной морали, апеллируют к Церкви.
Слагаемые религиозного фундаментализма
1. Наличие трансцендентной истины, данной в богооткровенном, сакральном тексте, будь то Торра, Библия или Коран; тексте – не созданном людьми, а данного пророкам, или сподвижниками пророка со слов самого Бога.
Сам по себе фундаментализм не склонен к насилию. Насилие индуцируется его радикальными проявлениями:
2. Жесткая демаркация между спасенными и проклятыми.
3. Тотальность. Фундаменталистов часто смешивают с традиционалистами. Но это не так. Фундаменталисты как правило отвергают традицию, как то, что искажает веру. Фундаменталист живет идеями, утратившими свою актуальность из-за изменений в общественной жизни, притом стремится прорыть путь в прошлое, вернув господство этих идей не только для себя, но и для всех без исключения.
Что и проявилось в Дагестане. Как выяснилось, ликвидированные преступники – сторонники такфиризма – радикального, запрещенного в РФ исламистского течения египетского толка, которое выступает против христиан и иудеев, а также тех мусульман, которые, по их мнению, вступили в сговор с «неверными». Известно, что главари банды – братья Адиль и Осман Омаровы – сыновья Магомеда Омарова – главы администрации Сергокалинского района Дагестана, конфликтовали с дагестанским муфтиятом, наставая поставить в сельскую мечеть своего более радикального имама. Из-за чего, по словам местных, жители села под давлением родственников главы администрации разделились на две части – сторонников и противников смены духовного главы.
Обращает на себя внимание то, что террористы – это не какие-то там маргиналы, не нашедшие себя в жизни, а буквально часть молодежной элиты Дагестана, реализовавшие себя в бизнесе, к тому же – родственники чиновников, лидеров местных отделений парламентских партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия – за Правду».
Но, главная проблема в том, что одержимость исполнителей теракта идеологией радикального исламизма коренится в повороте вектора ценностей определенной части молодого поколения. Местные истории успеха начинают связываться не с Москвой, а с Халифатом. Новый радикализм отличается от традиционного тем, что он имеет потребительскую природу. Сторонники такого рода «потребительского фундаментализма», посредством многочисленных блогеров, показывают, как можно зарабатывать легкие деньги, находясь ОАЭ, а не в Москве, чтобы стать такими же успешными, как принцы и их родственники в Саудовской Аравии или Эмиратах. При этом приверженцы «потребительского фундаментализма» не понимают и не берут в расчет, что благополучие элит ОАЭ основано исключительно на труде высококвалифицированных мигрантов, занятых в нефтяной и туристической отраслях экономики. Но при этом демонстрируется приверженность к жесткому ритуальному исламу, который выдается за смысл жизни. На самом деле фундаментализм нужен им не для того, чтобы духовно расти и просветляться, заниматься созидательным трудом и служением Отечеству, а для того, чтобы выделяться показной набожностью, приподниматься над другими – «неверующими» и «неверными». Этому способствует то, что большая часть новых мулл для мусульман Кавказа обучается как раз в арабских странах, и именно они вводят сегодня на Кавказе новую моду – арабских бедуинов, включая ношение никабов, искореняющую обычаи местных горцев.
Фанатизм
Какова этиология столь опасного социального явления, ведущего к терроризму?
У Л.Н. Толстого есть замечание. Суть которого: Как только человек узнал в чем смысл добра другого человека, то не существует пределов зла для его осчастливливания.
Монополия на истину, неприемлемая в науке, наиболее опасна в человеческих отношениях. В ценностном мире, истина и есть пружина, запускающая механизм насилия. Людям было бы просто лень непрерывно прибегать к системному насилию, не говоря уже о том, что это мероприятие рискованное, если бы они не были абсолютно уверенны в своей правоте. Тот, кто полагает, что обладает знанием абсолютной истины, решительно действует от ее имени, сметая все на своем пути. Герои произведений Андрея Платонова – не сомневающиеся в своей правоте «евнухи души»: Копенкин на лошади Пролетарская сила, с Лениным в башке, в сердце с Розой Люксембург, крушил белогвардейцам головы с таким хладнокровием, с каким баба полет просо. «Жестокость – есть выставленная на показ трезвость мысли». В этом плане институт инквизиции был не репрессивным, а «лечебно-терапевтическим». Инквизиторы были убеждены в том, что они совершают богоугодное дело, исцеляя души людей от скверны.
Механизм деструктивного действия состоит том, что абсолютная уверенность в своей правоте, неприятие иных представлений о жизни, (что является верным признаком духовно-нравственного бессилия), высвобождает силы агрессии, которые утверждают в качестве универсальных собственные ценности, посредством отрицания иных.
Такого рода фанат всегда в образе – в маске, в которую он облачился: «носителя истины», «носителя подлинной веры»; в маске, снимающей боль и ответственность; ведь проще нацепить чужую маску, чем демонстрировать свое истинное лицо. Как говорится, золотая маска скрывает все недостатки: «Скрыв гадкий замысел под сладкой маской, зло величает мудростью коварство».
Здесь важно подчеркнуть, что Ислам - мирная религия! И, объективно, среди тех, кто противостоял террористам в Дагестане, были мусульмане! Именно мусульмане составили большую часть жертв террористов, в терактах 23 июня.
Терроризм
Как заметил Шопенгауэр «Все негодяи, к сожалению, общительны». Террористы, совершая свои жестокие акции, посылают месседж властям, стремясь оказывать влияние на легальные политические процессы нелегальными – насильственными средствами. В большинстве случаев теракт выступает как некое послание, произнесенное на языке насилия. Как у всякого послания, у него есть автор и адресат, соответственно, означающий и означаемый. Он индуцирует страх последнего с тем, чтобы добиться от него важных мировоззренческих и поведенческих изменений.
Главная социальная функция терроризма — устрашение обывателя. В такой степени, чтобы он потерял разум. Страх обывателя – такая же манифестация террора как взорванный дом или захваченный самолет. Бытовое выражение «он меня затерроризировал» очень точно отражает суть дела. Это в нашем случае означает, что границы субъективности подверглись разрыву и размыву – и вот уже мы живем, под собою, не чуя страны… Человек, объятый паническим страхом, плохо соображает. Расчет на то, что человек, объетый страхом – возненавидит власть, которая «его плохо охраняет».
Поскольку главным действующим лицом любой публичной экзекуции является не палач и даже не сама жертва, а, глазеющая на них толпа, постольку основной территорией террора является информационное поле. СМИ не столько сообщают о теракте, сколько являются детерриториализованным оружием, используемым его организаторами. Телевидение на службе у террористов становится самым эффективным оружием массового поражения, поскольку катастрофа может воспроизводиться бесконечно, усугубляя нервнопаралитический ущерб.
23 июня 2024 года в Дербенте и Махачкале террористы обстреляли, а потом подожгли церковь с синагогой. В церкви перерезали горло священнику Николаю Котельникову, убили двух охранников храма. Сам день – праздник Святой Троицы, и объекты были выбраны неслучайно, судя жестокости, с которой нелюди расправились с протоиереем Николаем (Котельниковым), один из старейших служителей Церкви на Северном Кавказе, был одной из главных целей террористов. По последним данным, в Дагестане при нападении боевиков погибли 20 человек, среди которых 17 сотрудников правоохранительных органов, были ранены 46 человек. из них 37 правоохранителей.
Совершая теракт террористы на задних воротах синагоги оставили ссылки на Коран:
«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Поэтому оставь стремление угодить им,
а стремись угодить Аллаху и лишь Его довольства ищи, ибо послал тебя Аллах с истиной». (2 сура, 120 аят).
«И сражайтесь с ними, пока не будет [никакого] искушения [и смуты],
и будет религия вся [и поклонение лишь] Аллаху!» (8 сура, 39 аят)
1) В традиционном исламе понимают, что это обращение Бога к Мухаммеду происходило в контексте того времени. И все мусульманские деятели трактуют это без привязки к современности. 2) К тому же, сура не призывает к физическому насилию. И призыв «Сражайтесь» относится к духовной борьбе с господствующими в тот период религиозными вероучениями.
Пророк Мухаммед был примером доброты и мягкости, о чем сказано в Священном Коране: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих». (Сура «Семейство Имрана», аят 159)
«Мусульманин должен вести мирские дела и одновременно религиозные. Мы работаем для этого мира, чтобы прокормиться. Также работаем для Ахирата, чтобы заработать хорошие дела. Мы молимся, общаемся с окружающими людьми и не забываем общаться с Господом (во время намазов)! Верующие выдерживают серединную дорогу между «тленным миром» и «Ахиратом»: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих». (Сура «Корова», аят 143)»[1]
И наконец:
1. «Нет и не может быть конституций, одинаково подходящих разным народам». (И. Ильин). В основе национального права лежит философия права – его связь с духовно-нравственными императивами, представленными в традиционных религиях, образующих ядро национальной традиции. Соответственно, приемлемое в общественном сознании и праве в одной стране, может быть не приемлемым в другой.
2. Россия не суется со своим уставом в другие страны, уважая их обычаи. Однако и в свою культуру вторгаться не позволит. Америкой и Китаем нам не быть, но и Халифатом мы не желаем стать.
3. Гордостью современной молодежи должны стать герои СВО. Из ветеранов СВО – воинов, тружеников тыла, волонтеров будет коваться управленческая элита страны.
4. Поскольку террор, как явствует из истории термина и этимологии слова, в начальном пункте представляет собой страх, постольку его отрицанием является самообладание, выдержка и сила духа.
5. Поскольку вирус религиозного терроризма направлен на разжигание межрелигиозной и межэтнической розни, постольку условием его дезавуации является укрепление общественного иммунитета, выраженного в межконфессиональном сотрудничестве и национальном единстве народов России.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, член Всемирного Русского Народного Собора
[1] Мунир-хазрат Беюсов. Имам-мухтасиб г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области https://dumrf.ru/islam/sermon/5360