В Советском Союзе с легкой руки М. Горького Америку называли «страной желтого дьявола». Есенин окрестил её «железным Миргородом», Маяковский предлагал Америку закрыть, слегка почистить, а потом опять открыть – вторично. В своей недавней статье «Почему я не люблю Америку» я привел большую цитату из пушкинской рецензии (1836) на книгу Джона Теннера, где наш великий поэт говорит об отвратительном цинизме хваленой американской демократии. Далее в своей статье я писал, что современная Америка вообще не столько государство, сколько гигантская торгово-промышленная корпорация, декорированная демократическими процедурами. На самом деле Америкой правят владельцы мировых денег, которые вовсе не обязательно даже её граждане. Рядовые американцы (я имею в виду, разумеется, «идеальный тип») настолько вписаны в товарно-денежные отношения, что им редко приходят в голову другие жизненные цели и мотивации. В этом секрет американской стабильности. Они никогда не знали «тайной свободы» – их тайны, прежде всего, банковские. Там нет ничего вверху и ничего внизу – всё в середине.
Оставаясь, в целом, при обозначенной точке зрения, я всё же должен заметить, что на фоне происходящего ныне резкого политического размежевания американских избирателей, условно говоря, на республиканцев и демократов, приходится вышеприведённые суждения несколько откорректировать. Не уходя слишком далеко в историю этой «подростковой» по культурному возрасту страны (например, в историю гражданской войны в США 60-х годов позапрошлого века, параллели с которой, что называется, напрашивается) необходимо признать, что упомянутое разделение в последнее время принимает (вопреки марксистскому взгляду на сугубо материальную природу мотивации буржуазного общества) всё более мировоззренческий, ценностный характер.
Пресловутая частная ФРС остаётся при своих, доллар – долларом, но вот американцы-правые (во главе в мрачным Дональдом) и американцы-левые (во главе с весёлой Камалой) спорят сейчас не о ценах на бензин (хотя и о них тоже), а о том, какие религиозные, нравственные и даже эстетические взгляды будут господствовать в их стране в следующей четырехлетке. Ибо американцы-правые – это в основе своей не просто государственники, а люди, консервативных, традиционных для Америки протестантских убеждений, для которых гомосексуальные семьи, сорок гендеров и «боевые трансвеститы» в армии – это красная тряпка. И наоборот, американцы-левые – это неотроцкисты, сторонники перманентной революции во всех смыслах, и прежде всего революции в природе самого человека, который, в конечном счете, должен окончательно утратить образ Божий, сделавшись то ли киборгом, то ли мутантом, то ли просто цифровой матрицей в глобальной киберсистеме. Ни о какой вере, семье, отечестве, национальной и половой принадлежности здесь больше речи нет. Не случайно по торжественным дням Белый дом в Вашингтоне подсвечивается радужным светом. Одной из жертв этой войны пал сам главный американский футурист Илон Маск, потерявший сына, выбравшего без разрешения родителя «третий пол». Законодательство особо либеральных штатов это разрешает.
Всё это серьёзно. Стремясь построить вокруг себя американоцентричный мир, Америка как цивилизация/культура не заметила, что духовно раскололась фактически пополам. Провозгласив себя библейским градом на холме, а свою национальную идеологию и политику – образцовой, Америка забыла, что не человек, а Бог правит миром, и зазнаек Он обычно наказывает. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. Веру, надежду, любовь нельзя купить за зелёные. Подлинно вероисповедные основания бытия всегда, так или иначе, пробьют себе дорогу наверх, к вершинам любого, в том числе политического Олимпа, вопреки всем «глубинным государствам», масонским ложам и самому ЦРУ/ФБР.
Человек остаётся человеком даже в царстве желтого дьявола, и никто не в состоянии отнять у него душу (кроме него самого). Именно она – разделившаяся душа человека и народа – и проступает за наблюдаемым сегодня нами трагифарсом американских выборов с их ролевыми масками, клоунскими красными галстуками и непрерывно чему-то смеющимися дамами, метящими в президентши. Это не комедия – это тревожный знак близкого будущего, где остаточные носители искажённого иудаизированного христианства пытаются сопротивляться наступающим знаменам Сатаны. Кто-то сказал, что американская идея состоит в том, чтобы опошлить весь мир. Однако метафизика истории хитрее любой национальной мифологии, и Бог, по ходу мировой драмы, всегда возьмет Своё. В этом надежда для нас, и даже, в конечном счёте, для самой Америки.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств