Пролистывая ленту, я наткнулся на экспрессивный комментарий одного блогера (он высказал довольно типичное возражение, как по стилю, так и по комментарию, поэтому назову его «Блогер») на пост Германа Садулаева. Воспроизведу цитату из поста Германа Умаралиевича и комментарий Блогера (сохранив орфографию автора) прежде чем предложить собственный комментарий ситуации.
Г.У. Садулаев: «Я уже говорил о том, что операция, скорее всего, завершится не раньше 2026 года. Я так думаю, потому что к 2026 году, видимо, всё же наступит энергетический коллапс на Украине. Мы его приближаем своими ударами по энергоструктуре. И накопятся противоречия в мире, из-за чего может ослабнуть помощь Украине. И таким образом, я думаю, мы сможем окончить спецоперацию победой. Но не ранее, чем в 2026 году...».
Блогер: «Последнее время Садулаев занимается сплошным соплежуйством. Ничё мы там не приближаем. Энергетический коллапс в Украинушке наступит не раньше, чем этот п*ц накроет нас. Пока нефть с газом у нас не закончатся или краник на трубе, по которой топливо поступает всем нашим противникам, не перекроют, никаких коллапсов не жди. А его таки не перекроют, иначе на что же им жировать. Так что у нас, каку геометрическу фигуру ни нарисуй, всё замкнутый круг получается».
Казалось бы, обычное дело – один блогер чехвостит другого в борьбе за переходящий кубок «самого патриотичного патриота». А если под огонь критики попадает всем известный ЛОМ, то, как минимум, «минута славы» (в просторечии «хайп») обеспечена. Эта ситуация настолько типовая, что мы перестали не только возмущаться на откровенное хамство в публичном пространстве, но даже реагировать на подобные вещи. В общественном транспорте мы же стараемся не реагировать на «трамвайного хама», правда ведь?
Однако при более пристальном взгляде на проблему выясняется, что конфликт имеет более фундаментальный характер, чем кажется.
Когда я прочитал пост Германа в ленте, я лишь добродушно усмехнулся: «Да Вы, батенька, большой оптимист!» – и всё! Почему один пост вызывает столь разную реакцию у людей, казалось бы, сидящих «в одном окопе»?
Все просто – это взгляд с разных точек зрения, подвергнутых разной интерпретации. Военные блогеры (и даже сухие сводки МО) – это не голые факты, это «интерпретационная картина», причудливая смесь факта с идейными предустановками и темпераментом военного корреспондента. Как одинокий электрон, пролетая сквозь решетку, дает на приборе наблюдателя сложную интерференционную картину, так и «голый факт», преломленный военкором, дает читателю или зрителю сложную интерпретационную картину.
Этих картин может быть много, их может быть необозримо много – да что там много, их примерно столько же, сколько военкоров, экспертов и политологов умещаются на пути от факта до экрана нашего монитора или телефона. Но в первом приближении, если выделить два полюса, две самые крайние точки зрения, способов интерпретации ровно два. Соответственно к этим полюсам стягиваются две принципиально разные категории блогеров, от неопытных комментаторов до широко известных ЛОМов.
Одни – неистовые правдорубы, крошащие всех и вся вокруг себя в мелкую крошку и не признающие ничего, кроме «горькой правды». Чем горше, тем правдивее – таков их девиз. Уважаемый полковник Алкснис – пожалуй, самый яркий и «химически чистый» представитель этого лагеря.
Другие – психотерапевты по жизни. Они призваны лечить, а не мочить словом. Они утешают плачущих и подбадривают отчаявшихся. Пускай впереди путешествию конца и края не видно, но они скажут уставшему спутнику: ну давай, вон до той опушки дойдем – и всё.
Народ устал от войны, он хочет, чтобы закончился этот невыносимый кошмар, это жуткое «перемалывание» одних русских другими за «избушку лесника». А тут еще «Курский излом» с сотнями убитых и тысячами беженцев... Не секрет, какая волна страха и паники прошла по чатам в первую неделю операции – и это были не хохлоботы или ципсошники, это были напуганные люди, НАШИ люди, искавшие утешения и ободрения. Долгом ЛОМов в этой ситуации было не рубить правду-матку, а выступить такими вот психотерапевтами.
Итак, две группы ЛОМов добросовестно предъявили две принципиально разные картины – и неминуемо случился конфликт интерпретаций, затягивающий в воронку блогерских холиваров все новые и новые жертвы. Что скажет «правдоруб», прочитавший пост «психотерапевта»? Скажет, что это… соплежуй! Грубо, но, в сущности, точно – разве не так в народе именуют психологов и прочих мозгоправов? Правдоруб привык рубить правду-матку по-чапаевски, а не размазывать ее, как манную кашу по тарелке. Собственно, реакция Блогера на пост Садулаева – это более чем естественная реакция «правдоруба» на «психотерапевта», типичная вплоть до лексикона.
В ответ «психотерапевт» за словом в карман не полезет и назовет «правдоруба» злопыхателем, смакующим провалы и игнорирующим успехи. А если сильно оскорбился или обиделся, то в пылу полемики может назвать и похлеще – паникером и ципсошником, что вообще выводит визави за поле легальной дискуссии. Ведь с паникером не надо полемизировать, его надо не мешкая отвести за сарай и… расстрелять. А лучше расстрелять публично, чтобы другим «правдорубам» неповадно было.
Разумеется, это крайности, но крайности, выпукло обнажающие «топологию» блогерских войн, происходящих, чаще всего, от непонимания альтернативной точки зрения. Непонимания, рождающего неприятие и осуждение.
Какие же блогеры нам нужны? Блогеры, как и мамы, всякие нужны – нужны и правдорубы, и психотерапевты. В конце концов, у них разная целевая аудитория – правдорубы окормляют «рассерженных патриотов», психотерапевты – «испуганных патриотов». Но и те, и другие – патриоты, одинаково любящие Россию и болеющие за Победу. А еще нужно понимание, что в данный момент полезнее – шоковая терапия или сочувствующая анестезия. Такое понимание нам всем крайне необходимо, чтобы направлять оружие, пусть и информационное, не друг на друга, а на общего врага.
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир
1.
Андрей Костерин:
«Разумеется, это крайности, но крайности, выпукло обнажающие «топологию» блогерских войн, происходящих, чаще всего, от непонимания альтернативной точки зрения.»
//////////////////////////
Дело, представляется не в альтернативе, а а степени целостности рассматриваемой «картинки» сторонами, сталкивающимися «лбами»? И это наглядно просматривается в тех же комментариях на многочисленных сайтах - столь ли уж много человеков способных добровольно – ради именно познания – произвести усилия для подъема в более «глубокий» горизонт понимания проблемы? Вот и получается, что каждый кулик свое болото хвалит» - т.е. близкое «по характеру» видение ситуации - фрагментарное, разумеется? И в чем здесь может быть польза?
«Какие же блогеры нам нужны? Блогеры, как и мамы, всякие нужны – нужны и правдорубы, и психотерапевты.» - утверждает автор публикации… Но столь ли? Необходимо же иное – «поднятие» целостности видения»… Смогут ли «потянуть « эту задачу блогеры? Весьма и весьма проблематично – не для того же они таковыми становились? К тому же над «целостностью» довлеет «синдром» «лягушки на пруте» - ну той, что отправилась с утками в путешествие – чем глубже понимание – тем более молчание? «Случай» мимикрии, разумеется, не в счет… А в болота пусть «шмякаются»… - что, в «принципе» и происходит раз за разом?