Святитель Петр, митрополит Киевский, Московский чудотворец, был современником преподобного князя Даниила. Родился будущий Святитель в 1260 году в благочестивой боярской семье на Волыни. Его матери в сонном видении при рождении сына было открыто, что он обретет великую благодать Божию. И это предсказание исполнилось в жизни Святителя. Когда отроку исполнилось 12 лет, он удалился в монастырь. Здесь будущий Святитель прославился большим искусством писания святых икон. И сейчас, братья и сестры, мы можем видеть некоторые из икон, написанные святителем Петром, в Успенском соборе Московского Кремля. По благословению своего духовного наставника молодой подвижник удалился в уединенное место на берегу реки, где построил себе келью и церковь, а вскоре здесь возник и монастырь. Промыслом Божиим на Соборе в городе Константинополе игумен Петр за свои добродетели был избран митрополитом Киевским и всея Руси. В тяжелую годину татарского лихолетья и княжеских усобиц пришлось управлять Русской Церковью святителю Петру. Ему неоднократно приходилось посещать Орду, чтобы умилостивлять разгневанных ханов, он примирял враждовавших князей и предотвращал братоубийственные распри. Во время поездок по стране Святитель часто останавливался в Москве, где в то время княжил внук св. Александра Невского Иван Калита. В беседе с ним митрополит Петр предрек великое будущее Москвы – стольного града Земли Русской. Он так полюбил этот город, что поселился в нем на постоянное жительство. С этого времени кафедра предстоятеля Русской Церкви постоянно находится в Москве. До этого она находилась во Владимире, а еще раньше – в Киеве. Незадолго до своей кончины Святитель посоветовал князю Иоанну построить в Москве каменный храм в честь Успения Пресвятыя Богородицы. Он совершил закладку храма, знаменитого впоследствии Успенского собора в Кремле. Ему, однако, не было суждено дожить до завершения постройки. Блаженная кончина святителя Петра последовала в ночь с 20 на 21 декабря 1326 года во время вечернего богослужения.
Великой любовью у православного русского народа пользовался святитель Петр. Ни одно значительное событие государственной жизни нашей страны не совершалось без молитвы у гроба Святителя. Здесь, у его гроба избирались предстоятели, первосвятители Русской Церкви. Святитель Петр был великим стражем и поборником Православной веры. Эта вера укрепляла его в многочисленных испытаниях его многотрудной жизни, эта вера является великим благом для человека. «Истинно, истинно, говорю вам, верующий в Меня имеет Жизнь Вечную», – сказал Господь. Потребность веры коренится глубоко в существе человека. Это не есть чье-то изобретение или чья-то выдумка, ведь потребность веры естественная, необходимая и внутренняя для человека. Блаженный Августин говорит: «Ты создал нас, Господи, со стремлением к Тебе, и не успокоится наше сердце, пока не упокоится в Тебе». Вера – это великий дар Божий. Святитель Тихон Задонский сравнивает веру со светильником, он говорит: «Что светильник в доме, то вера в сердце человека. Светильник зажигается человеком, а вера возжигается от Духа Святаго. Когда светильник светит в доме, то живущим в нем все видно и они могут безпрепятственно совершать свои дела. Так, и когда вера сияет в сердце человека, человек ясно видит духовными очами Горний мир, и творит дела достойные христианского звания». На протяжении веков человечество до Христа прошло множество дорог и тропинок в поисках Истины. Человечество испытало все, что мог охватить человеческий дух. Древние языческие религии не принесли спасения, ответа на вечные вопросы не было. И лишь тогда, когда все эти пути были пройдены, наступило, как сказано в Евангелии – «исполнение времен». Христос явился в конце времен, когда человечество, утомленное безплодными поисками Истины, стояло на грани отчаяния. С пришествием Христа завершился долгий путь поисков человечеством Истины. Преподобный Макарий Египетский обращается к нам, христианам, говоря о воплощении Сына Божия, об этой великой любви Божией к падшему человеческому роду. Он говорит: «Посмотри на небо и землю, как они велики, но не о них благоволит Бог, но только о тебе, человек. Смотри же, каково твое достоинство, каково твое благородство, ибо не Ангелов послал Бог, но Сам Господь сошел на землю, чтобы ходатайствовать о тебе, чтобы спасти тебя, пребывающего во грехах, чтобы исцелить тебя, уязвленного грехом, чтобы спасти тебя от смерти».
С пришествием Христа на землю человек стал иметь возможность общения с непостижимым источником жизни – Богом, и это общение делает жизнь человека полной смысла, вдохновляет его на служение людям, пронизывает светом все его существование, определяет его нравственный облик. Христианство проповедует абсолютную любовь ко всем – друзьям и врагам, ближним и дальним, своим и чужим. Только в христианстве возможна чистая истинная радость, и эта радость является следствием нашей веры в то, что мировое зло, весь ужас и кажущаяся бессмысленность жизни побеждены Распятым и Воскресшим за нас Господом. И теперь каждый из нас, братья и сестры, может воплотить в своей жизни совет святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Воюют ли в нас нечистые помыслы – двинем вперед веру, обуревают ли нас нечистые пожелания – призовем на помощь веру, испытываем ли мы какие-либо трудные обстоятельства и несчастия – будем искать утешение в вере».
Святитель Петр, как было уже сказано, был великим стражем и поборником Православной веры. Православие – это не только одно из христианских исповеданий, но это сама Истина, не искаженная и не извращенная человеческими мудрованиями и измышлениями, это есть подлинное учение Христово во всей его полноте и чистоте. Это не только теория, но и практика, не только вера, но и жизнь, во всем согласная с верой. Наш великий писатель Достоевский писал: «Вникните в Православие, это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве, по-настоящему, даже и мистицизма нет вовсе, в нем одно человеколюбие, один Христов образ, - по крайней мере, это главное».
Мы являемся наследниками безценного сокровища – Православной веры – и на нас лежит великая ответственность не только сохранить его, не только сберечь во всей полноте и чистоте, но и передать грядущим поколениям».
Известный духовный подвижник и писатель прошлого века епископ Игнатий Брянчанинов призывает нас: «Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие».
Будем же свидетелями Истины Православия нашей жизни, нашими делами, нашей любовью. И в этом благом стремлении нашим верным помощником будет святитель Петр – небесный покровитель Москвы и всей Русской Земли, имя которого мы сегодня усердно призываем.
Святителю отче Петре, моли Бога о нас. Аминь.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России