Профессия юриста влияет не только собственно на трудовую деятельность человека, но и на образ его жизни и круг его интересов. Едва я стал юристом, ко мне начали обращаться с правовыми вопросами даже мои старые знакомые.
На днях услышал горестную историю хождения одного бойца «Шторма Z» по инстанциям. Бюрократия, отписки, бесконечная и бесплодная беготня по чиновничьим кабинетам… Сбор документов, необходимых для получения причитающихся льгот и выплат, — миссия фактически невыполнимая.
Пытался этот боец, оказавшийся в бюрократической паутине, также получить статус ветерана боевых действий. И получил отказ на том основании, что бойцы «Шторма Z» не отнесены к ветеранам боевых действий Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
Действительно, статья 3 указанного закона содержит исчерпывающих перечень лиц, отнесённых к ветеранам боевых действий. Однако данная статья постоянно дополняется, перечень изменяется и увеличивается. Со временем законодатель относит к ветеранам боевых действий всё новые и новые категории лиц. Так в 2022 г. в этот перечень были добавлены прокуроры и следователи органов прокуратуры Российской Федерации, исполнявшие свои служебные обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чечне. В январе 2024 г. в Госдуму был внесён законопроект о статусе ветерана боевых действий для военкоров. Объём самого понятия «ветеран боевых действий» изменчив.
В самом деле бойцы «Шторма Z», воевавшие в зоне специальной военной операции, рисковавшие собственной жизнью, менее достойны получения статуса ветерана боевых действий, нежели прокурор, следователь и военкор, которые, в отличие от таких бойцов, необязательно находятся на передовой и не всегда подвергают свою жизнь и здоровье непосредственной опасности?
Раздаются голоса, что осуждённые уже и так получили свою награду в виде освобождения от уголовной ответственности в связи с участием в СВО. В этом отношении стал весьма популярным богословский термин «искупление»: «Осужденные смогут искупить вину на передовой» — пишет «Парламентской газета». Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков называет участие осужденных в СВО «искуплением кровью».
Освобождение от уголовной ответственности, согласно этой точке зрения, — достаточная награда для осужденных за их участие в СВО.
Однако эта странная концепция, которой придерживаются и правоприменители, противоречива. Бойцы «Шторма Z» получают и иные награды. Так, в июне 2023 года бойцов «Шторма Z» наградили медалями Минобороны РФ «За воинскую доблесть» II степени за взятие позиций ВСУ.
Получается, «искупление кровью» вовсе не исключает возможности награждения бойцов «Шторма Z» медалями и орденами!
Тогда что же препятствуют присвоению этим бойцам статуса ветерана боевых действий?
Нелепая ситуация встревожила члена «Единой России» депутата Госдумы Максима Иванова. «Снова про "Шторм Z". Всё чаще начинаю получать обращения, в которых просят разобраться, почему участников СВО из числа бывших заключенных "заворачивают" с получением удостоверения ветерана боевых действий. Военкомы, по словам заявителей, свой отказ аргументируют тем, что эти участники СВО "получили помилование и хватит с них".
Лично знаю тех, кто согласен с военкомами. Знаю и тех, кто не согласен. Разумный аргумент привела в своем письме жена одного из "штормов": "…не зависимо от того, доброволец, мобилизованный, контрактник, ЧВК, шторм z - все они герои, все достойны уважения, у них одного цвета кровь"», - пишет он на своём канале в Телеграме. В мае этого года М. Иванов сообщил о подготовке депутатского запроса в Минобороны с просьбой разъяснить позицию военного ведомства «по вопросу выдачи "штормам" удостоверений ветеранов боевых действий».
Дальнейшая судьба депутатского запроса мне неизвестна.
Есть и некоторые обнадеживающие практические шаги в этом направлении. На днях на официальном сайте уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе появилось сообщение о том, как омбудсмену удалось добиться назначения и выплаты бойцу «Шторма Z» всех полагающихся ему мер поддержки. Также сообщается, что в настоящее время разрешается вопрос оформления и выдачи бойцу удостоверения ветерана боевых действий.
Богословский термин «искупление», судя по правоприменительной практике, понят неверно. Согласно «Православной энциклопедии», искупление есть избавление падшего человечества от власти греха.
Искупление — центральное событие в истории человечества. Именно благодаря ему любой человек получил право на спасение. Православным небезызвестна история о благоразумном разбойнике, который претерпел наказание, раскаялся и получил благую весть от Самого Господа нашего Иисуса Христа: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).
Нетрудно догадаться, каким образом поступили бы с благоразумным разбойником наши правоприменители. Не подпустили бы его к раю на пушечный выстрел?!
Отказ бойцам «Шторма Z» в присвоении статуса ветерана боевых действий фактически означает, что «искупление кровью» ущербно и по сути недейственно, что преступник так и остался преступником.
Такое положение вещей абсурдно и общественно вредно. Выдающийся русский социолог Питирим Сорокин в своей знаменитой работе «Преступление и кара, подвиг и награда» обратил внимание на то, что наказание и награда являются способами регулирования человеческого поведения. Данные способы выявляют критерии рекомендуемого, должного и запрещенного человеческого поведения. По мнению Сорокина, влияние этих инструментов (наказания и награды) огромно: «Вообще невозможно перечислить все акты, обязанные своим существованием исключительно наградам. В социальной действительности мы имели и имеем великое множество актов и величественно прекрасных и отвратительно подлых, вызванных исключительно наградой. Чиновник, рабочий, студент, ученый, поэт, служащий и т. д. — все они совершают в своей жизни массу поступков, которых без наградного давления они не совершили бы… Награда в том или ином виде (повышение по службе, увеличение жалования, хороший отзыв профессора и диплом, общественная признательность, кафедра, та или иная ученая степень и т. д.) является паром, толкающим на ряд актов действия, терпения или воздержания» (ст. 172).
Хотел бы сосредоточиться на очень важном замечании русского социолога: Вообще невозможно перечислить все акты, обязанные своим существованием исключительно наградам.
Итак, в некоторых случаях награда — единственный способ подтолкнуть человека к покаянию, искуплению, исправлению. Но она ещё и знак отличия. Человек нуждается не только в награде за действительный подвиг, за действительные заслуги, но и в признании обществом того обстоятельства, что он встал на путь исправления.
Питирим Сорокин указывает на взаимосвязь явлений: преступление — наказание, подвиг — награда.
Неясно, за какое же преступление бойцы «Шторма Z» лишены права получения статуса ветерана боевых действий? За то преступление, которое они отбывали, они уже получили наказание. Принцип справедливости, установленный во многих правопорядках, гласит Non bis in idem (никто не может быть наказан дважды за одно и то же преступление).
Соблюдается ли указанный правовой принцип в отношении бойцов «Шторма Z», необоснованно и несправедливо лишенных права получения статуса ветерана боевых действий? (Сей вопрос, по-моему, риторический!).
Александр Валентинович Тимофеев, юрист
4. Ответ на 2, Человек:
3. Ответ на 1, Алекс:
Поэтому если такой боец после присвоения статуса ветерана боевых действий опорочил этот статус, то, действительно, нужен механизм лишения такого статуса.
2.
Некоторые так и остаются преступниками, к сожалению. Поэтому может быть стоит статус ветерана давать не сразу , а через какое-то время. Чтобы те, кто остались преступниками, не позорили звание ветерана.
1. встречное предложение
Может подтолкнуть? ... а может и не подтолкнуть.
Статус ветерана много чего дает, в том числе - авторитет и уважение.
Ни мало не умаляя этого уважения, мне бы не хотелось, чтобы эти расписные ребята делились опытом в школах, тем более - во власти. То же касается и язычников из Вагнера. Совершить подвиг, еще не значит измениться.
К сожалению, мне известны ужасающие примеры того, как ведут себя сидельцы из штормов "на гражданке". Конечно не обо всех речь, но объективно: многие из них просто не умеют и не могут иначе. Вероятность того, что большинство из них, снова окажутся за решеткой очень велика. Да и было у нас это уже все. Вспомните "сучью войну".
Если подвиг не индульгенция, то не только Родина должна помнить о подвиге своих сыновей пожизненно, но и сыновья должны помнить и о прощении, и о доверии Родины до конца дней.
В сухом остатке: если прощены, значит достойны и статуса ветерана. Но и "эта дорога д.б. с двусторонним движением" - обязательно нужно разработать и методику лишения и статуса и наград. Обманул доверие - обгадил статус - как минимум, лишаешься этого статуса частично или полностью. Далее, в зависимости от степени, в плоть до того: иди туда откуда пришел с тем что натворил + с тем, с чем оттуда пришел.