С 1992 по 2014 годы в украинском Крыму действовало Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), целиком и полностью подотчетное центральному аппарату СБУ.
В середине 1990-х годов, когда официальный Киев с помощью спецназа СБУ зачистил пророссийские силы в Крыму, изгнал законного президента Автономной Республики Крым Юрия Мешкова в Россию, ДУМК окончательно превратился в инструмент «Украины – не России» в Крыму. Руководящие кадры ДУМК кооптировались исключительно из членов «Меджлиса крымско-татарского народа», запрещенного в России, и это для России безусловное счастье. Через ДУМК и «Меджлис» Киев в Крыму создавал зону максимального благоприятствования для беглых террористов из «Ичкерии». Эта зона благоприятствования работала в рабочей связке СБУ – «Меджлис» – ДУМК – запрещенные в России «Братья-мусульмане» и «Хизб ут Тахрир» (ХТИ). ХТИ в девяностых и нулевых годах максимально распространила по Крыму свои горизонтальные и вертикальные связи в крымско-татарском обществе. Данная критическая масса была направлена против России – ведь на Украине ХТИ, в отличие от России, не запрещены до сих пор.
Ведущую роль в этой связке играли «Братья-мусульмане» – международная террористическая организация, ответственная за военные конфликты в бывшей Югославии, Чечне, Дагестане, а в нулевых годах – на Ближнем Востоке, во время «арабской весны». Де-факто через ДУМК в Крыму действовал ведущий постсоветский филиал «Братьев-мусульман» – в виде организации «Ар-Раид». В эту операционную систему вовлекались почти все члены «Меджлиса», штатные сотрудники ДУМК. В школах Крыма в девяностых и нулевых годах крымскотатарским внушались русофобские и джихадистские идеи. ДУМК превратило исторически русский Крым в «АнтиРоссию». До сих пор действующий глава ДУМК Эмирали Аблаев – член «Меджлиса» по сей день – вообще не имеет мусульманского богословского образования. Он до своего поставления муфтием в 1990 –х годах зарабатывал на жизнь тем, что играл на баяне на праздниках у членов «Меджлиса».
Во время Крымской весны 2014 года ДУМК смотрело, «чья возьмёт» в Крыму. Муфтий Эмирали Аблаев публично заверял, что в случае победы в Крыму Евромайдана отправит всех участников Крымской весны в товарных вагонах в Россию. После итогов мартовского референдума 2014 года ДУМК дало Москве знать, что определилось в пользу России. Как раз в это время в Крым зачастили эмиссары Совета муфтиев России (СМР) – организации, которая исторически максимально близка с «Братьями-мусульманами». ДУМК во главе с Аблаевым высказало намерение сблизиться с СМР. Руководство СМР – сплошь поволжские татары. Со стороны эта конвергенция выглядела патриотично – как сближение крымских татар с татарами поволжскими, а в сумме это даст мощный пророссийский евразийский взрыв. Однако видимость и реальность – вещи разные.
Напомним, что с девяностых годов среди молодых крымских татар образовалась оппозиция украинским реалиям в Крыму. Эти оппозиционеры – ученики крымско-татарских лидеров советского времени, которые добивались восстановления доброго имени крымско-татарского народа после сталинских репрессий, возвращения родного народа в Крым из мест репатриации. При этом репрессированные аксакалы советского периода стояли за сохранение СССР. Они вообще были против того, что Никита Хрущев – с грубым нарушением международных договоров и законов СССР – подарил Крым Украинской СССР. Много кто из этих аксакалов за эту позицию мучился в тюрьмах, куда был отправлен по указаниям КГБ УССР. Их родственники были убиты в советские годы, при до сих пор не расследованных обстоятельствах.
Летом и в начале осени 2014 года наследники этих аксакалов – верующие мусульмане, сведущие в мусульманском богословии люди – создали пророссийский Таврический муфтият (ТМ). Свое самоназвание они взяли от Таврического магометанского духовного управления, учреждённого по указу Екатерины II после вхождения Крыма в состав Российской империи. В числе учредителей ТМ был Ленур Усманов – пророссийский общественник из Севастополя, лидер Крымской весны в родном городе в феврале – марте 2014 года. Лидеры ТМ помогали российским властям и силовикам проводить в Крыму исторический референдум о вхождении в составе России.
ДУМК и ТМ в 2014 году в Крыму находились в одном правовом поле. Оба муфтията по российским законам – общественные религиозные организации. Российское законодательство позволяет, чтобы в одном регионе РФ было сколько угодно таковых организаций. По всей территории России действуют независимые друг от друга муфтияты. Наша страна – светское государство, а не Османская империя, где на всю страну был только один муфтият, целиком подотчётный султану. В Крыму в 2014 году все правовые основания полагали к нормальному сосуществованию ДУМК и ТМ. Но крымские чиновники – бывшая украинская административная вертикаль – оказались максимально благосклонны только к ДУМК. Такой же выбор сделали и ответственные за религиозные дела крымские силовики, правоохранители. Этот чисто региональный крымский выбор понять, в принципе, можно. Но он грубо противоречит законодательству РФ о свободе совести и общественных объединениях.
Весной и летом 2014 года я работал в Крыму как военно-политический журналист, заходил на полуостров буквально следом за «вежливыми людьми». Горжусь тем, что являюсь участником Крымской весны, занесён в расстрельные списки «Миротворца». Я видел, что практически все пророссийские крымские татары, поверившие в лучшее будущее для своего народа, повернулись в сторону новорождённого в ту пору Таврического муфтията. ТМ виделся этими людьми как настоящий защитник крымско-татарского ислама, свободный от преступного украинского прошлого, вдоволь запачканного связями с международными террористическими организациями. Знаю тех активистов ТМ времен Крымской весны, которые в страшные для Донбасса дни того года поехали защищать с оружием в руках ДНР и ЛНР. ДУМК Эмирали Аблаева от поддержки русского Донбасса отстраняется до сих пор. Что же, это законное право ДУМК – как одной из множества общественных организаций, существующих в рамках правового поля РФ.
ДУМК, если оно не хочет работать в Крыму на равных вместе с ТМ, могло бы вести честную конкурентную борьбу с ТМ за влияние на мусульман Крыма. Но уже после Крымской весны, на конференции в Москве, я узнал, что ДУМК этого делать не хочет. Выступавший на той конференции замглавы ДУМК Айдер Исмаилов заявил, что в Крыму, видите ли, должен быть только ДУМК – как в России есть Совет муфтиев России. Исмаилова поддержал участник конференции Руслан Бальбек – в ту пору депутат Госдумы от Крыма, бывший вице-премьер Республики Крым. Я спрашивал у Исмаилова и Бальбека, какие у них конкретные претензии к Таврическому муфтияту. Ничего вразумительного не услышал. Кроме того, что ТМ это, видите ли, «хабашитская секта, неверно трактующая положения Корана и историю ислама».
Скажу как эксперт по антитеррору в России. В перечне запрещённых в России псевдоисламских течений – где «Братья-мусульмане», ХТИ, «Таблиги джамаат» и другие – хабашизма нет. Хабашизм – суфиийское течение, получившие распространение в Ливане, который против нашей страны никогда не враждовал. ФСБ России не фиксировало диверсий и терактов, которые бы совершались от имени хабашитов. При этом, «Братья-мусульмане» и ХТИ, с которыми в украинские времена кооперировался муфтият Аблаева, в этих преступлениях против нашей страны запачкались основательно.
Уставная и фактическая деятельность Таврического муфтията еще в 2014 году получила одобрение Экспертного совета Минюста РФ. Таврический муфтият заслужил симпатии пророссийских мусульман Крыма. То, что ТМ до сих пор не имеет в Крыму регистрации как общественная организация, вызывает много вопросов к крымским чиновникам. Особенно в плане того, насколько они серьезно воспринимают то, что Крым вошёл в состав России окончательно и бесповоротно. Никаких двойных стандартов в российском правовом поле нет ни для Крыма, ни для других регионов нашей страны.
Но что мы видим в итоге? Крым более десяти лет в составе России. На СВО с 2022 года воюют добровольческие отряды из крымчан. Однако же в Крыму пророссийский с 2014 года Таврический муфтият хотят извести. Если не мытьем, так катаньем...
Артур Александрович Приймак, политолог, журналист, эксперт Института национальной стратегии