С конца февраля крайний восток Москвы только и говорит, что в их районе в вековом лесу строят мусульманский центр. Этот центр будет включать мечеть на 60-70 тысяч человек, медресе, исламскую академию, гостиничный комплекс, халяльные магазины, большой парковочный узел. Эта мини-Мекка строится в районе Косино-Ухтомский, за МКАДом, в окруженном лесопарковой зоной микрорайоне Кожухово. Экосфера Кожухово уже серьёзно страдает от только начавшейся строиться мини-Мекки, что возмущает местных жителей. Главное недовольство – в том, что мини-Мекку воздвигают прямо посреди мест, которые являются святыми для всех православных России.
Точная локация будущей мини-Мекки – побережье Святого озера. Озеро получило такое название из-за уникального биохимического состава воды, которая способствует заживлению травм и ранений. Как гласят древнерусские летописи, от воды из Святого озера исцелялись раны у возвращавшихся с Куликовской битвы воинов Дмитрия Донского. Лечебными свойствами также обладает озерный ил. Святость этих мест давно зафиксирована православным преданием, эту святость признавал и разуверившийся в Боге Антон Павлович Чехов. Чтил Святое озеро Петр Великий, даровавший местному православному благочинию привезенную из итальянской Модены икону Божьей Матери. Моденская (иначе Косинская) икона Богоматери считается чудотворной во всем православном мире. В советские безбожные пятилетки близ Святого озера происходили случаи, которые трудно объяснить нормами только человеческого разума. Например, молодые и совершенно здоровые активисты-безбожники неожиданно умирали сразу после того, как они покушались на эти святые для православных места.
Район Святого озера остаётся местом массовых паломничеств православных москвичей и сегодня. На Крещение здесь яблоку негде упасть от желающих окунуться в озеро с молитвой и крестным знамением. 3 июля каждого года, когда празднуется день Моденской Божьей Матери, по берегу Святого озера проходят многочисленные крестные ходы. Икону в ее праздник вывозят на середину озера в украшенной цветами лодке. В этой лодке видели и патриарха Московского Кирилла. Здесь особо чтят святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя данного района. В Косино-Ухтомском и во всем Восточном округе Москвы куда чаще можно встретить епископа, чем имама. Постоянно проживающих здесь этнических мусульман – меньше одной трети от населения. По словам местных жителей, нет перспектив на какое-либо значительное населения района этническими мусульманами. Неподалеку от места стройки мечети вырос микрорайон из 50-этажных жилых небоскребов, там живут люди, но известно, что активных продаж квартир в этих домах не было.
«Скорее всего, там поселили московских очередников или обманутых дольщиков вполне славянской наружности, которые точно не ходят по пятницам в мечеть», – говорит жительница Кожухово Татьяна Щербакова, руководитель инициативной группы по противодействию появлению в районе мини-Мекки.
Щербакова по профессии – коммерческий юрист. К ситуации она относится строго прагматически, не впадая в свойственный многим православным активистам пафос. Активист рассказала автору материала, что лет 20 назад собственником территории был агрохолдинг «Косино-Ухтомское», который планировал здесь строить тепличные хозяйства. В ходе судебных процессов у агрохолдинга отсудило территорию правительство Москвы, земля близ Святого озера ушла в городскую собственность.
По словам Щербаковой, главный подрядчик строительства мини-Мекки – компания «Монотек-Строй», специализирующаяся на капитальном гражданском строительстве. На сайте «Монотека» не указано, что компания строит или планирует строить на крайнем Востоке Москвы что-то связанное исламом. Но деловая история компании тесно связана с созданием в Москве больших мечетей. В 2019-2020 году «Монотек-Строй» реставрировала Мемориальную мечеть на Поклонной горе. Компания де-факто является «дочкой» холдинга «Гаскар Интеграция», который имеет прописку в Татарстане, а реально имеет турецкое финансирование. Смена прописки произошла после того, как в 2015 году турецкие террористы сбили в небе над Сирией российский Су-24, а турецкий бизнес в России попал под санкции. Реально владеющие «Монотеком» турки и их наёмные менеджеры-татары неплохо заработали на реконструкции Московской соборной мечети, вновь открытой в 2016 году после того, как эту старейшую мечеть Москвы разрушили в 2011 году по указанию главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Объективно разрушение мусульманской святыни дало повод Гайнутдину шантажировать российские власти: мусульманам в Москве, видите ли, негде молиться, поэтому надо строить большие мечети в каждом районе столицы России, и так далее. Этот шантаж Гайнутдина – толчок к разжиганию в Москве межнациональной розни, угроза хрупкому гражданскому миру в столице России. Процесс восстановления Соборной мечети был финансово и юридически непрозрачен, что даёт повод предполагать коррупционные схемы, в которых участвуют Гайнутдин и крупные чиновники из мэрии Москвы.
Расцвет деятельности «Монотек-Строй» – 2013-2014 годы – связывают с тем периодом, когда в Москве полностью развернулся тогдашний вице-мэр Москвы по строительству и ЖКХ Марат Хуснуллин. Выходец из Татарстана Хуснуллин окружил себя в Москве земляками – главным образом, этническими татарами, как и сам Хуснуллин. Неизвестно, совершают ли намаз Хуснуллин и его татарские партнёры. Но точно известно о заинтересованности Хуснуллина в таких, например, вещах, как продвижение в России исламского банкинга, завозе в Россию гастарбайтеров из Средней Азии и т.д. В этом плане Хуснуллин и Гайнутдин – полные единомышленники. Развязывает руки Хуснуллину сегодня его ответственный пост вице-премьера России по строительству и ЖКХ.
В Косино-Ухтомском каждому интересно, почему правительство Москвы хочет строить в их агломерации мини-Мекку, а не, к примеру, вложить деньги в сохранение местной экосферы – важной части растительных и водных легких Москвы. От строительной активности прошлых и нынешних хозяев Москвы пересыхают ручьи, которые питают Святое озеро, и прилегающие к нему Белое и Черное озеро. Мелеют сами озера, это грозит высыханием окружающей лесной зоны, вымиранием обитающих здесь птиц, многие из которых занесены в Красную книгу.
Как рассказывает Татьяна Щербакова, даже работающие на стройке мини-Мекки трудовые мигранты замечают, что такое капитальное строительство здесь вряд ли возможно. Только что вырытые котлованы внезапно заполняются водой, в жилых вагончиках строителей постоянно влажно и сыро. Строительные работы, скорее всего, были начаты без положенной по закону геологической и гидрологической экспертиз, считает активистка. Ей известно из компетентных источников, что грунты, на которых строят мини-Мекку, являются карстующими – то есть максимально подверженными влиянию подземных вод. На таких грунтах строить что-то капитальное по законам геологии вообще нельзя. Само собой, жители района подают запросы в государственные органы, зачем строить здесь мини-Мекку, да еще в таких природных условиях.
На запрос одного жителя Кожуховки из мэрии Москвы пришел следующий ответ. Государственная земельная комиссия Москвы признаёт строительство мечети масштабным инвестиционным проектом (МАИП). Именно поэтому «Монотек-Строй» получила землю под скандальную стройку без торгов; по закону, таким правом обладает перспективный МАИП. Землю возле Святого озера получил в аренду на пять лет Благотворительный фонд содействия патриотическому развитию общества «Лидер», во главе с бизнесменом из Татарстана Рустэмом Салимшиным. Цель – строительство на крайнем востоке Москвы мусульманского духовно-просветительского центра (копии документов есть в распоряжении автора материала).
«Как юрист я понимаю, что такие истории имеют два этапа. Первый – выделение земли. Им занимается Департамент государственного имущества мэрии Москвы. Второй – оформление. В этом заняты Москомархитектура и профильные ведомства. Москомархитектура 21 февраля сего года приняла постановление о внесении изменений в правила землепользования на территории Москвы. К постановлению приложена карта конкретных земельных участков. По нашему району, эти документы не предусматривают строительства объектов категорий 371 и 372 – то есть религиозные сооружения. Такие цифровые коды указаны в карте. Но карта составлялась до вступления в силу распоряжения Москомархитектуры. Предполагаю, именно предполагаю: категории 371 и 372 появятся на карте скоро, согласно положению Москомархитектуры от 21 февраля сего года. По факту мы имеем: строительство мечети близ Святого озера инициировано без правового обоснования. Только под это скандальное строительство могут быть подогнаны изменения в земельное законодательство Москвы. Более того. Ранее застройщик объявлял, что близ Святого озера будут строить транспортно-пересадочный узел, ТПУ. Документально подтверждено следующее: разрешения на стройку ТПУ застройщик к тому времени не получил. Разрешение было получено позже. Насколько мы разобрались там, кусок участка от ТПУ откусывается для строительства мечети в нашем районе», – говорит Татьяна Щербакова.
Транспортно-пересадочные узлы – финансово выгодные проекты федерального значения с тех пор, как под нужды ТПУ в 2013 году был принят федеральный закон о внесении изменений в Земельный и Градостроительный кодексы. Первый ТПУ в Москве – на метро «Планерная» – открылся по воле московского градоначальства только в 2011 году. Москва в этом плане стала локомотивом ТПУзации всей страны. В 2011 году Марат Хуснуллин уже год как был вице-мэром столицы и лоббистом этого проекта. Ранее федеральные СМИ указывали, что Хуснуллин – еще и выгодоприобретатель от покрытия Москвы сетью ТПУ, в этом проекте участвуют только связанные с Хуснуллиным бизнес-структуры. Неудивительно, что у этих новоиспеченных московских фирм оказывалось «гражданство» Татарстана, а их действия часто имели под собой сомнительную правовую базу. Данная ситуация и сейчас такова – разве что сменила московский статус на федеральный, так как Хуснуллин является зампредом правительства РФ.
Поднявшая всю Москву на уши стройка мечети имеет еще одну юридическую хитрость. Чтобы где-то в большом городе России построить религиозное сооружение, по закону требуется провести публичные слушания. Линейные объекты, к которым относятся ТПУ, имеют федеральное значение, поэтому для строительства ТПУ где-то не требуется публичных слушаний. Публичные слушания в Москве насчёт того, чтобы где-то строить мечеть рядом с православными храмами имеют чёткий ответ: нет, мечети там не будет никогда. Об этом автору материала сказал член коллегии адвокатов «Московский юридический центр» Юрий Рейзер.
«Я живу в другом конце Москвы. Моя адвокатская специализация не связана со строительством, здесь я вообще стороннее лицо. В данной ситуации рассуждаю не столько как юрист, сколько как коренной москвич, который хорошо знает мнение других москвичей. В Москве при Юрии Лужкове хотели строить большие мечети там, где их никогда не было – потому что трудовым мигрантам якобы негде молиться. Все эти проекты проваливались под напором массового недовольства жителей этих районов, включая и этнических мусульман. Москвичи и сейчас не меняют данного мнения. Очевидно, что мечеть в Кожухове строится под проект заселения этого района трудовыми мигрантами, которые, согласно проекту, и будут ходить в эту мечеть. Но вместо мусульманского благочестия район увидит только разгул криминального беспредела. Достаточно того, что происходит в большие мусульманские праздники близ Соборной мечети на проспекте Мира. Какие там заветы Корана! Российские законы, нормальные правила человеческого общежития прекращают действовать. В Кожухово, да и по всей Москве, резонно боятся: если там построят мечеть, а потом заселят район гастарбайтерами, крайнему востоку Москвы, чистому и законопослушному, придёт конец. Это будет многоразовая бомба замедленного действия. Сербы из Косово мне рассказывали: когда в Косово албанцев было мало, они себя вели тише воды ниже травы, а когда их стало очень много, то всем известно, чем это закончилось для сербов и Косово. Конкретно по одной Москве завозимые из Средней Азии «специалисты» – давно не тише воды ниже травы. Достаточно посмотреть, сколько и каких по московским судам обвинительных приговоров только за наркотики и грабеж. Когда мы жили в одном государстве – СССР, люди были совершенно другие. Эти «иностранные специалисты» не ехали в Москву в таких диких количествах, жили и работали у себя дома. Сейчас в Москву завозят среднеазиатов молодого поколения, которым советская дружба народов до лампочки, уважение к русскому народу – тоже до лампочки. Строить мечеть рядом со святым для православных местом, во вред этому месту – кошмар. Об этом господин Хуснуллин явно не подумал. Его интересует только приобретаемая в кратчайшие сроки выгода», – говорит Юрий Рейзер.
«Старожилы района Косино, с которыми я разговаривала, все как один утверждают, что строить рядом со Святым озером что-то капитальное вообще нельзя. Напротив озера не так давно выстроили большой торговый центр, повредили в ходе строительства источники водного снабжения озера – водоем стал высыхать. Начали строить дом в одном месте – в другом месте под землю ушло дерево. Святое озеро – часть истории всей России, не только одной Москвы, именно поэтому шефство над озером давно взял МГУ имени Ломоносова. Конечно, для безразличных людей Святое озеро – всего лишь водоем для загорания и купания, а значит, что на этом можно наварить денег, затеяв на берегу капитальное строительство чего-то коммерчески выгодного. На карстовых породах строить очень дорого, но это возможно. Будут дальше строить мечеть, Святому озеру и всему нашему району точно придёт конец. Так считает весь район», – констатирует Татьяна Щербакова.
Исламский центр на берегу Святого озера будет служить не Аллаху, а владельцам этого центра, сказала автору материала политолог Галина Хизриева – совершившая хадж в Мекку верующая мусульманка.
«Мечетей для мусульман Москвы точно не хватает. Но создавать ради строительства мечети конфликт с немусульманами – преступление против ислама, законов Российской Федерации, норм человеческого общежития, в конце концов. Куда будет лучше для всех, если, например, при каждом московском рынке выстроят по небольшой мечети. Заодно и рынки придут в нормальный вид. В Казани украшением города является мечеть, которую выстроили в XIX веке на Сенном базаре, так и надо использовать этот ценный исторический опыт. Мечеть вообще строят для людей, а не для чиновничьего пафоса, именно в тех местах, где людям это максимально нужно, чтобы в мечеть на джума-намаз могли добраться на своих ногах и глубокие старики. Близ Святого озера живет православное русское большинство, им мечеть, да еще такая огромная, будет только поводом для озлобления против мусульман и ислама. Идёт специальная военная операция. В сентябре будут выборы мэра Москвы. Сейчас нам всем меньше всего нужна вторая Манежка 2010 года», – говорит Галина Хизриева.
Ни один из федеральных муфтиятов пока не заявил о своей заинтересованности в появлении в Косино-Ухтомском мини-Мекки. Большинство фактов выводят на версию, что мини-Мекку создают для Равиля Гайнутдина. Но это только версия. Зато является непреложным фактом, что это строительство уже провоцирует гражданский конфликт в Москве, на пустом месте раскалывает и без того не сильно крепкий тыл специальной военной операции. В соцсетях на этот счет уже полыхает настоящая гражданская война.
Артур Александрович Приймак, философ, религиовед, публицист
4.
Следовательно, компания - иностранный агент. И почему она может развивать у нас такую широкую деятельность?
И непонятно следующее: Хуснуллин зам. премьера. А премьер-то всё-таки Мишустин! Что он думает по поводу этого строительства?
3. VETERAN
2. Ответ на 1, VETERAN:
1.