Отличительным признаком журнала «Родна Ладога» является идеологическая сплоченность его авторов, читателей и создателей (А. Ребров, В. Ефимовская, Ю. Сердюк, С. Корытин). Сплоченность – категория государственная. В исторических словах, сказанных Президентом России В.В. Путиным на его инаугурации в Кремле и опубликованных в новом номере «Родной Ладоги», прозвучала не только программа его правления, но характеристика народа, доверившего ему свое будущее и являющегося гарантом того, что все задуманное Президентом исполнится. Он сказал: «Сегодня, по сути, мы держим ответ перед нашей тысячелетней историей и нашими предками. Они брали, казалось бы, недоступные высоты, потому что на первое место всегда ставили Родину, знали, что достичь по-настоящему больших целей можно только вместе со своей страной и со своим народом, и создали мировую державу, наше Отечество, добились таких триумфов, которые вдохновляют нас и сегодня. Мы уверенно смотрим вперед, планируем свое будущее, намечаем и уже реализуем новые проекты и программы, которые призваны сделать наше развитие еще более динамичным, еще более мощным. Мы единый и великий народ и вместе преодолеем все преграды, воплотим в жизнь все задуманное. Вместе победим!»
Наше издание подтверждает, что мы единый, великий народ. Величие многонационального народа, доказанное Победой в Великой Отечественной войне, президент России В.В. Путин показал в другом своем выступлении, 9 мая на Параде в честь 79 годовщины Победы. Это вступление публикуется под названием «День Победы объединяет все поколения».
Новый номер журнала «Родная Ладога» — издание, в котором тоже объединены разные поколения авторов, его содержание представляет широкий исторический событийно-смысловой спектр. Статья митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) «“Назад в будущее”. Библейский архетип как основополагающий элемент тысячелетней истории литературы Руси-России» посвящена духовным корням русской литературы, она подготовлена автором к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, 215-летию Н.В. Гоголя и 210-летию М.Ю. Лермонтова. Богослов, подробно исследуя литературу Руси «Золотого», «Серебряного», «Железного» веков нашей истории, видит ее корни в библейских временах. В частности, он говорит: «История человечества в зримом ее счислении начинается от Потопа, от укоренения родов сыновей Ноя — Хама, Сима и Иафета. Историю Руси-России и русского Слова выводит от Потопа, из глубины «темных веков» и церковный историк и писатель Н.М. Коняев в своей уникальной духовно-исторической трилогии «Рождение и крах Великой Скифии», «Переселение народов», «Русь изначальная. От Потопа до 1125 г. <…> Верующая в своих природных богов языческая дохристианская Русь рукописных свидетельств не оставила, так как сказания передавались изустно, предания не записывались, а передавались в сказаниях. И все же через былины, сказки, эпические песни, дошедшие до наших времен, можно проследить связь фантазии и исторической реальности, наблюдать процесс зарождения духовности в процессе трансформации мифологических образцов и эпоса». Исследование митрополита Константина интересно историческими проекциями от времен Ветхого Завета до Новейшей истории.
В журнале представлены исторические материалы, посвященные 110-летию начала трагической Первой мировой войны. В частности, это статья историка Е.П. Титкова (Арзамас, Нижегородская обл.) «Первые победы и поражения 1914 года. Немцы начинают агрессию», исследование Б.Г. Галенина (Москва) «Император Николай II как Верховный главнокомандующий». Документальное расследование «Историко-правовые аспекты легитимности манифеста об отречении от престола Николая II» провела известный православный юрист М.В Сидорчук (Санкт-Петербург). Смыслы актуального поныне спора о сопротивлении злу силой, на основе одноименной книги И.А. Ильина, вышедшей в 1925 году, выдающийся богослов-философ В.Н. Катасонов (Москва) исследует в контексте века нынешнего в статье «Спор о сопротивлении злу силой: И.А. Ильин и Н.А. Бердяев». Так разъясняет автор позицию любимого философа Президента России: «Ильин дает в своей книге четкие и ответственные формулировки. Применение христианами силы, когда это необходимо для обуздания зла, есть дело любви. Парадоксальность этого утверждения разъясняется тем, что применение силы есть определенный нравственный компромисс: человек берет на себя неправедное дело ради любви к ближним и к самому злодею, и именно поэтому эта неправедность не есть грех. Подобное применение силы есть мужественное взятие на себя трагической расколотости жизни... Но взятие на себя этой роли требует от воина чистоты намерений, а в дальнейшем и особой культуры очищения (покаяния)».
Ученые из Белоруссии – доктор философских наук Ч.С. Кирвель и кандидат экономических наук О.Ч. Кирвель (Гродно, Белоруссия) исследуют историю Руси-России как Империи в статье «Империя как способ социально-политического бытия России». В своей большой работе они доказывают: «В ходе своего воплощения в канву реального исторического движения социума Российская империя вобрала в себя не только типичные, константные характеристики, присущие империям как таковым, но и выявила целый ряд черт и особенностей, превращающих империю царской России в уникальный феномен на нашей планете».
Статья выдающегося историка, человека энциклопедических знаний, доктора исторических наук Н.А. Нарочницкой (Москва) «Православие и либерализм» не только содержит уникальные исторические сведения и сопоставления, но, будучи написанной ранее, сегодня подтверждает реальность политических прогнозов и дальновидность исторической интуиции ведущего российского ученого, руководителя «Фонда изучения исторической перспективы». Продолжается публикация материала известного современного политического философа, доктора политических наук, ректора Российского православного университета А.В. Щипкова (Таруса, Москва) «Идеология социального традиционализма (социал-традиция)», в котором ученый разъясняет исторические особенности социал-традиции и ее значение в современном обществе. «Политический формат русской истории всегда делал проблемным отстаивание консервативной идеи. Русский консерватор до сих пор стоит перед проблемой самоидентификации: какие ценности отстаивать, что сохранять и "консервировать"? Ведь многое в нашей истории выглядит как отрицание ценностей предыдущего исторического периода. Пока общество не определится с отношением к собственной истории, реальный консерватизм не сможет занять подобающее ему место в политической жизни».
Современной политической европейской ситуации посвящен материал известного сербского политолога Д. Трифкович (Белград, Сербия) «Характеристика гибридной войны Запада от Югославии до Украины». Эссе публициста, филолога М.А. Кильдяшова (Оренбург) «Пьер де Голль несет свет: “Я люблю Россию”» тоже имеет европейский вектор. На примере личности Де Голля автор показывает, какая бездна разделяет выдающихся политиков прошлого и современных марионеток типа Макрона, втаскивающего мир в Третью мировую войну.
Чтобы это не допустить, нельзя забывать уроки Второй мировой войны. В новом номере журнала ей посвящены несколько материалов. Рассказ «Петух» известного правозащитника, доктора юридических наук, бывшего советника Президента РФ П.А. Астахова (Москва) документален и точен в деталях, которые писатель почерпнул из рассказов очевидца фашистских зверств – своего отца, видевшего их, будучи ребенком. Большое историческое исследование известного историка, архивиста, публициста, искусствоведа А.Г. Мосякина (Латвия, Россия) «Европейский нацизм: корни, крона, плоды» дает полное представление об идеологах нацизма прошлых веков и особенностях самой идеологии, характеризуя это чудовищное изобретение человечества «Вечные болезни “европейской души”». Этому материалу созвучно исследование протоиерея Г. Кириндаса (Московская обл.) «Интуиции коллективного антихриста. К осмыслению библейского толкования последних времен». Священник, рассматривая процесс демонизации человеческого общества, поясняет: «Для индивида, растворенного в постепенно демонизирующемся социуме, принятие новой системы мировоззренческих позиций станет объективно логичным, целесообразным, выгодным и безопасным. Как Ева, не знавшая греха, доверительно приняла логически выверенный и поэтому понятный, легко воспринимаемый ход мысли искусителя, так и человечество последних времен будет следовать в сконструированном пространстве идей и поведенческих схем заданной логике псевдоразвития, ведущего его в богоборческое состояние дьяволочеловества под ярким знамением любви к человеку, лишенного живого разговора с Небом».
Живой разговор с Небом ведут поэты. Поэтично эссе борца за русскую Победу и Красоту, современного российского идеолога А.А. Проханова (Москва) «Петербургское сознание». «Быть может, Петербург и строился, создавался, чтобы через 300 лет после своего рождения совершить этот всемирный подвиг, выдержать блокаду, одолеть ад, принести кровавую жертву и обнаружить в своем стоянии то истинное величие, о котором мечтал народ, жертвуя во имя этого величия, умирал, чтобы не умереть». Чтобы не умереть России, на ее защиту всегда вставали и встают русские писатели. В этом году много литературных юбилеев. В журнале мы поминаем ушедших. Проникновенно слово В.Н. Крупина (Москва) «Белый квадрат» к 100-летию со дня рождения В.А. Солоухина. Памяти В.М. Шукшина, его 95-летию, посвящен материал «Правда Василия Шукшина. Обзор мнений, суждений и попутные мысли» А.Г. Байбородина (Иркутск). Воспоминания Г.А. Казьменковой (Богословка, Белгородская обл.), научного сотрудника музея В.Ф. Раевского «Да станет мне опорою российская земля!» посвящены выдающемуся, уже ушедшему от нас петербургскому поэту Ю.М. Шестакову в связи с его 75-летием.
Ныне здравствующие поэты мощным фронтом стоят на защите России, существующей во многих ипостасях: России воюющей, побеждающей, умиротворяющей красотой своей природы, верующей и милосердной. Обо всем этом стихи Г. Калюжного (Москва), Е. Харитонова (Белгород), Ю. Говердовского (Москва), В. Караджича (Никшич, Черногория), Н. Губара (Санкт-Петербург), А. Беляева (Москва), И. Нечипорука (Горловка, Донбасс), О. Балабаевой (Псков), В. Васильевой (Псков).
Высокие слова любимой Родине посвящают и в прозе. Тема русской природы близка прозаику, автору многих книг о природе, депутату ГД РФ, специалисту по природным ресурсам, природопользованию и экологии А.Н. Грешневикову (пос. Борисоглебский Ярославской обл., Москва). В журнале опубликован его очерк «Жизнь среди медведей» из цикла «Анатолий Онегов: книги, рожденные заонежской тайгой». Лауреат многих литературных премий петербургский прозаик М.К. Зарубин (Санкт-Петербург, 1946-2021) в повести «Верхи и вершины» рассказывает об особенностях строительной профессии в городе на Неве, об отношениях с властями, о родовом наследовании профессионального поприща. Очерк известного тюменского писателя, журналиста, коренного сибиряка А.К. Омельчука (Тюмень) «Сибирский путь Александра Невского. Хождение в Каракорум» вмещает далекие времена и пространства. Писатель осмысливает в современном контексте подвиг святого русского князя Александра Невского, отвернувшегося от Запада, выбравшего трудный путь на Восток, и проходит по этому пути сам, и подтверждает свои гипотезы о древнем происхождении своей любимой Тюмени, находя тому доказательства.
Известный журналист, бывший корреспондент ТАСС в Германии, автор книг о германских спецслужбах Е.М. Гришин (Москва) в очерке «На газетных столбцах мы сердца обожгли» рассказывает о своих сокурсниках по журфаку Московского университета в связи с 60-летием выпуска. На фотографиях молодые, счастливые люди, они сберегли, каждый как смог, свое время, страну, любовь и дружбу. И мы – только вместе, только понимая свое предназначение, только глядя в Небеса, только осознавая любовь к Родине как высочайшую ценность, победим и внешнего врага, и личные трудности.
Допит горячий чай, докурена махорка.
Прижат бронежилет застежками к груди.
И слышно, как рассвет, коснувшийся пригорка,
Невольно говорит: «Ну что, боец, иди!»
Не встретишь на войне судьбы своей афишу,
И нечем усмирить волнение в душе.
Сползают небеса от боя к бою ниже,
Да так, что их рукой касаешься уже.
(Евгений Харитонов)
Валентина Валентиновна Ефимовская, зам. главного редактора журнала «Родная Ладога», Санкт-Петербург