О капитализме не по Марксу

Или откуда берутся «народы-торгаши»?

1 наталья чистякова 
350
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

Зададимся вопросом: почему мы никак не построим «правильный капитализм»? Сегодня Россия переживает вторую, не очень удачную попытку. Первая была предпринята в XIX – нач. XX вв. и закончилась, как известно, антибуржуазным переворотом 1917 года.

Нынешние неудачи в деле построения «светлого капиталистического завтра» обычно объясняются диктатом глобалистов (Фининтерна), засильем компрадорской буржуазии, коррупцией чиновников, криминалом и т.п. Всё это так. Об этом уже много говорилось и писалось. Но!.. Но все это причины лежащие на поверхности (которые, разумеется, на своём уровне влияют на ситуацию). Если же абстрагироваться от текущего момента и копнуть поглубже, то ответ прост: в составе русского этноса (не общества!) до сих пор не хватает людей с буржуазным стереотипом поведения, с определённой ментальностью. Таких, считающих каждую копейку, монотонных людей-«конторщиков», над которыми высится надстройка из профессиональных дельцов.

Но почему таких людей нет в достаточном (подавляющем!) количестве? Здесь несколько причин. Во-первых, это географический фактор. В отличие от Европы, в Центральной России – неблагоприятный холодный климат и малоплодородные земли (исторически). Отсюда низкая урожайность и, следовательно, небольшой прибавочный продукт, который и должен идти на развитие торговли и предпринимательства.

Кроме того, геополитическое положение России было долгое время неблагоприятным. В отличие от Западной Европы, которая представляет собой большой полуостров, защищённый с трёх сторон морем, Россия вплоть до XVIII – XIX вв. не имела естественных границ: морей, непроходимых гор, пустынь. Со времен Древней Руси это было открытое поле, переходящее на севере в лес. Нам с трёх сторон – запада, юга, юго-востока – постоянно угрожали чужие цивилизации. Поэтому, для того чтобы не быть убитым или угнанным в рабство, русский человек должен был терпеть гнёт государства и отдавать ему порой последнюю копейку. Почти весь прибавочный продукт шёл на государственные и военные нужды.

А если добавить к этому огромную территорию, редкое население, отсутствие нормальных дорог и невозможность (до XVIII в.) заниматься самой выгодной, морской торговлей, то получается совсем невеселая экономическая картина. Какое уж там накопление капитала и развитие товарно-денежных отношений. Как говориться не до жиру…

Все эти природные особенности России давно заметили и описали русские историки XIX века, особенно В.О. Ключевский. Однако о другом важнейшем факторе – возрастном – они даже не помышляли. Первым его научно обосновал Л.Н. Гумилёв. Поэтому, отвечая на вопрос, почему у нас не хватает людей буржуазного типа, надо добавить – этнический возраст не позволяет! Российский суперэтнос моложе европейского на 450–500 лет. (Не путать российский этногенез (великороссов), с XIII–XIV вв. со славянским, с I в. Подробнее см. в кн. Пассионарная теория этногенеза Л.Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения; раздел «Фазы этногенеза»).

Рассмотрим проблему с позиции этнологии (этногенеза). В Европе массовый «буржуазный человек» начинает набирать силу в XV–XVI веках, в фазе надлома. Это фаза (150–200 лет) – ключевая для нашей темы, поскольку именно в ней происходит переход от традиции (консерватизма) к «модерну» (прогрессизму). Учитывая благоприятные климатические (Гольфстрим) и геополитические условия европейского полуострова (граница – море) буржуазный тип там, хотя и не без борьбы (протестанты), начинает доминировать уже с XVII века. Тогда-то европейский суперэтнос и вступает в фазу инерции, по сути – буржуазную фазу. «Европа рыцарская» превращается в «Европу торгашескую». А христианскую религию начинает вытеснять религия денег. Именно эту Европу и увидел наш Петр I. (См. гл. «Фаза инерции»).

И здесь надо подчеркнуть, что генезис капитализма на западе евразийского континента в разные времена имел одну и ту же важнейшую особенность. По наблюдению Гумилёва, именно в этом регионе чаще возникали и проявляли высокую активность «народы-торгаши», которые обладали одним общим признаком – «высокой степенью метисации». Это означает, что люди активного буржуазного типа (изощрённые дельцы) размножались и проявляли себя не где-нибудь, а в зонах этнических контактов. В тесной Европе и в Средиземноморье этих зон было гораздо больше, чем в континентальной Азии, где зонами контактов были в основном перекрестки караванных путей (Хазария, Сред. Азия и др.).

Такими зонами на западе Большой Евразии являлись: восточный берег Средиземного моря (в древности – финикийцы, евреи и др.); низовья Рейна (фризы); Север Италии (флорентийцы, венецианцы); Южная Италия; Юг Испании (Кордова).

Если заглянуть в историографию капитализма, то мы обнаруживаем два основных подхода: по М. Веберу капитализм вышел из протестантизма («протестантская этика»), по В. Зомбарту – из иудаизма («еврейский процент»). По мнению профессора В.Ю. Катасонова, и тот и другой были правы. Поэтому иудеи и радикальные протестанты из Сев. Европы и США (в широком смысле – англосаксы) с XVII в. нашли общий язык! (Последний пример такого сотрудничества – контакты американского патриота Трампа с наиболее пассионарной этнической группой еврейского суперэтноса – хасидами).

Но корни капитализма уходят еще глубже! Древние евреи прошли школу ростовщического капитализма в Вавилонском плену (VI в. до н. э.), ну а в сам Вавилон этот «финансовый капитализм» пришел из Шумерского царства во II тыс. до н. э.

Если посмотреть на генезис древнего капитализма под углом зрения теории этногенеза, то все сходится – и Шумер, и Вавилон (Междуречье), и Финикия, и Палестина, в древности были не только перекрестками торговых путей, но и зонами активных этнических контактов!

Таким образом, зарождение финансового капитализма произошло в цивилизации Месопотамии, которая прославилась ранним развитием письменности, науки, техники, а со временем – астрологией и развитыми оккультными практиками. Это к вопросу о происхождении каббалы и Вавилоне: Старом и Новом. (См. Е.А. Авдеенко: «Каиниты» и «Вавилон»).

Что же касается Европы, то Лев Гумилёв писал о роли «народов-торгашей» следующее: «В акматической фазе (Средневековье. – Е.Е.), а еще больше в фазе надлома (Реформация. – Е.Е.) они (торгаши) живут за счет раздоров, пользуясь покровительством правителей. Но постепенно они набирают силу и производят второй переход – к инерционной фазе, наиболее для них удобной (Просвещение (секуляризация) – Е.Е.)).

В XVI–XVIII вв. «остывание» романо-германского (европейского. – Е.Е.) суперэтноса идёт быстро. Пассионарии уезжают в колонии и либо гибнут там, либо возвращаются больными. Особи гармоничные упорно работают дома, на своих полях, в мастерских, канцеляриях… И тут-то место освобождённое пассионариями, занимают «торгаши» – флорентийские менялы, услужливые дипломаты, интриганы, авантюристы. Они местному этносу чужды, но именно поэтому крайне удобны для венценосцев, особенно тогда, когда у них вообще нет родины.

И вдруг им на благо Уатт строит паровую машину, и за этим следуют самые разнообразные технические усовершенствования. Города укрупняются, становятся полиэтничными. Человек начинает жить без связи со своим этносом, иногда поддерживая с ним только далекий контакт. Тут-то и проявляется «капиталистический дух» европейца».

Добавим к этому, что бурную капитализацию Европы, и ее заокеанского продолжения – США, сильно подстегнул фактор глобализации – появление к началу XIX века банковской системы и начало формирования, уже на видимом уровне, наднациональных структур мирового финансового капитала – «Фининтерна» (после наполеоновских войн – Ротшильды и пр.).

Напомним, что фаза инерции (цивилизации), которая занимает около 300 лет, отличается от предшествующих фаз – подъема, перегрева, надлома (700 – 800 лет) – большей стабильностью, накоплением материальных и культурных ценностей, высоким уровнем жизни, комфорта и т.п. В это время, по словам Гумилёва, «этнос жиреет и постепенно слабеет». Причем, независимо от эпохи. И в Древнем Риме и в Византии и в других цивилизациях древности торговля и предпринимательство, дающие импульс капитализации общества, развивались именно в этой, сытой и «человеколюбивой» фазе.

Другое дело, что из-за географических отличий («Суша – Море») древний капитализм в западных и восточных цивилизациях был разным. В первых – более развитый, во вторых – менее.

А теперь проверим выводы Гумилёва на примере Древней Руси. Если сравнить Киевскую Русь в период ее расцвета со средневековой Европой (вторая пол. X – сер. XII вв.), то мы увидим, что Русь была гораздо богаче, цивилизованнее, буржуазнее тогдашней, еще полудикой Европы. Почему? Потому что восточнославянский суперэтнос в X веке вступил в самую благоприятную для накопления, предпоследнюю фазу инерции.

Прибавим к фактору возраста удобное географическое положение для развития транзитной торговли – путь «из варяг в греки». И на этом пути мы наблюдаем две зоны этнических контактов: на севере – Новгородские земли (Сев. Европа – немцы, скандинавы и пр.), на юге – территория Сев. Причерноморья (греки, евреи и пр.).

Скандинавы называли Русь – «Страной городов». Городов, которые, будучи крупными торговыми центрами, поражали заезжих иностранцев своей красотой и богатством. Киев в это время считался третьим по значению и богатству городом в Европе после Константинополя и Кордовы! Продолжался этот расцвет Киевской Руси до середины XII века, т.е. до фазы обскурации, после наступления которой, восточнославянский этнос начал самораспадаться. Монголы только ускорили процесс. А у молодой Европы все было еще впереди… Опять все сходится!

Что же касается более позднего развития капитализма в России в XIX – нач. XX вв., то оно имело одну важнейшую этнологическую особенность – большинство крупных капиталистов (русских) в это время были старообрядцами или их потомками. А диссиденты-старообрядцы, будучи «малым народом», четко отделяли себя от русского большинства, которое во второй пол. XIX в. только вступило на «буржуазный путь развития» (начало русского надлома, ужесточённого глобализацией!).

Старообрядцы, за исключением единоверцев (с 1800 г.) и других «возвращенцев» в РПЦ, практически, выпали из общерусского этногенеза и составили обособленную группу «русских протестантов». Которые, в своей радикальной части, еще и несли на себе черты антисистемы (см. о связях беспоповцев с манихейской сектой капитонов в XVII в., о раскольниках-самосожженцах, федосеевцах-безбрачниках и пр.).

В этнологическом смысле капиталисты-старообрядцы были почти такими же чужими (не своими) для русского большинства, как и капиталисты-инородцы (немцы, евреи, армяне и пр.), или – представители иностранного капитала (в т.ч. Фининтерна). Вот эти две последние группы – инородцев и иностранцев – и оттеснили от «кормушки» недоделанных русских буржуа, взяв к 1917 г. верх в «русском капитализме»! (Ничего не напоминает?..)

При этом даже относительно ассимилированные старообрядцы-капиталисты внесли свою лепту в общее дело, спонсируя революционеров (Морозов, Коновалов, Рябушинские, и пр.) и устраивая заговоры против царя (Гучков). На свою же беду!.. Это к известному «белому» вопросу: «какую Россию мы потеряли?».

Итак, главный герой фазы инерции (цивилизации) – человек буржуазного типа. У западных ученых – «массовый человек». Попробуем нарисовать его идеальный образ. Такой человек не обязательно – предприниматель. Чаше рядовой обыватель, который в массе своей и является питательной средой для развития капитализма. Его главное отличие от человека традиционного заключается в том, что он руководствуется в своей жизни исключительно материальными интересами. Духовные ценности для него – пустая абстракция. В Бога буржуазный человек не верит или верит формально. А если и посещает церковь, то только потому, что «так положено». (Классический протестантизм является этикой, а не религией).

Человек с буржуазным стереотипом поведения – это эмоционально пассивный, трудолюбивый накопитель денег, который все время считает прибытки-убытки. Он очень расчетлив, даже жаден. Много детей не заводит, потому, что они мешают жить для себя. В случае войны такой человек добровольцем на фронт не записывается, а если и идёт по призыву, то риска избегает, на передний край не лезет. Помогать ближнему не торопится, и свои частные интересы всегда ставит выше интересов коллектива. При этом он законопослушен, признает моральные нормы, и очень не любит беспорядка, особенно, когда этот беспорядок граничит с анархией.

С точки зрения теории этногенеза, буржуазный человек есть результат снижения пассионарного напряжения в этнической системе, но не до нуля, а до уровня ниже среднего. По классификации Гумилёва такому уровню пассионарности соответствует установка: «Стремление к благоустройству без риска для жизни» (см. «Кривую этногенеза»). Ниже буржуазного человека – только «последний герой» из финальной фазы обскурации – паразит-субпассионарий.

В России «буржуазный человек» начинает размножаться, как и в Европе, в фазе надлома (с некоторым отставанием в динамике), и набирает силу только во второй половине XX века – при социалистическом строе! Однако на сегодняшний день наш русский буржуазный человек (именно русский!) еще не стал полностью и окончательно буржуазным. Он довольно дикий, недоделанный – индивидуалист с остатками коллективизма. Его «капитализация» еще впереди… Это закон, который можно назвать законом буржуазного накопления. Накопления в этносе не капиталов, а людей с буржуазным стереотипом поведения (см. на РНЛ ст. «История капитализма в России»).

Однако надо сразу оговориться, что, применяя данный закон, следует делать обязательную поправку не только на глобализацию, искажающую природные этногенезы, но и на географические и культурные особенности той или иной цивилизации, поскольку они накладывают определенный отпечаток на культурные коды народа.

Поэтому, например, китайский буржуазный человек будет отличаться от мусульманского буржуазного человека. А оба они, в еще большей степени, – от европейского. И это при том, что в азиатских и, особенно, евразийских цивилизациях (от кочевых), наряду с буржуазным человеком всегда сохранялся и традиционный, небуржуазный человек. До самого конца.

Это к вопросу о многополярном мире и посткапитализме.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1.

Фантазии у автора почище, чем у его кумира - фантазёра Гумилёва, историка-любителя...
Мирянин / 01.06.2024, 11:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Изуверская секта скопцов-ростовщиков
Из истории антисистем в России
09.11.2024
Первые русские секты: капитоны, хлысты
Из истории антисистем в России
26.10.2024
К вопросу о «тёмном Средневековье»
Из истории антисистем в России – секта стригольников и опричники Ивана Грозного
18.10.2024
Антисистемы в России
Униаты. История предательства
03.10.2024
Что содержала «папка Пригожина»?
Размышления о феномене главы ЧВК «Вагнер»
18.09.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Последние комментарии
Хватит ныть!
Новый комментарий от Фиалка
09.11.2024 13:26
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Vladislav
09.11.2024 13:09
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2024 13:01
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от Очевидец
09.11.2024 12:31
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Александр Уфаев
09.11.2024 12:04
Кощунство не пресечено!
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.11.2024 10:50