Комитет по здравоохранению при Совете муфтиев России (СМР) в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) при Минздраве РФ открывает для медработников и управленцев сферы здравоохранения спецкурс лекций по религиозному этикету и основам этики с пациентами из арабо-мусульманских стран, сообщила РИА Новости научный руководитель программы, глава аппарата комитета Гузель Мубинова.
«Комитет по здравоохранению при СМР в среду открыл для врачей специальный курс по медицинской этике по работе с пациентами из мусульманского мира. Первый курс проводится в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования при Минздраве РФ. В последнее время в этом есть большая потребность. Туристы из стран Востока во время посещения России обращаются к врачам за медпомощью, но большинство наших докторов и медработников не знают особенности и тонкости общения с мусульманками согласно нормам шариата (свода исламских законов). Наш образовательный курс нацелен на устранение этой проблемы», - рассказала Мубинова.
По словам первого зампредседателя СМР муфтия Рушана Аббясова, следует учитывать постоянное увеличение потока пациентов из мусульманских стран в Россию.
«Наша страна в исламских странах была и остается авторитетом. Мусульмане из других стран знают и ценят уровень образования, медицины и профессионализм врачей. Поэтому они все чаще выбирают для лечения не западные и не израильские клиники, а российские высокоукомплектованные медицинские центры. Доказательство этому - выступления на сессии "Медицинский туризм", проведенной нашим комитетом совместно с Минздравом РФ на прошедшем Международном экономическом форуме KazanForum-2024. Считаем, что нашим врачам необходимо знать основы шариата, особенности общения с последователями ислама, их историей, культурой и религией. Интерес обоюдный, к нам уже обратились несколько клиник с подобным запросом», - отметил Рушан Аббясов.
В Комитете по здравоохранению отметили, что помимо спецкурса врачи и управленцы посетят Соборную мечеть Москвы.
«Это полный цикл обучения, можно сказать, с полным погружением. По окончании курса врачам будет вручены удостоверения о повышении квалификации», - отметили в комитете по здравоохранению при СМР и ДУМ РФ.
Напомним, что наш автор Георгий Алексеевич Коряшкин в своей статье «Православная антропология и вызовы времени» отмечал, что «врачам и учащейся молодежи в наше время необходимо знать прикладные аспекты религиозной антропологии, как для блага пациента, так и для своего духовного здоровья».
Он напомнил, что «ещё какое-то время назад европейская медицина была христианской с соответствующим пониманием человека. В XXI веке Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своей многогранной глобальной деятельности уже не видит бессмертной души, а оперирует понятиями физического и психического здоровья людей. Если у человека нет бессмертной души, а только "психическое здоровье", исчезающее со смертью, то очевидно ВОЗ уравнивает человека с животным. Тогда единственным критерием успеха для медицины является продление качественной земной жизни. Редактирование генома перед рождением или эвтаназия – всего лишь инструменты обеспечения качества проживаемого отрезка.
В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» говорится, что Церковь «уважая свободу выбора, призвана свидетельствовать о хранимой ею Истине и обличать заблуждения (см. 1 Тим. 3,15)… христиане оставляют за собой право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам». Однако существует проблема, обозначенная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где сказано, что развитие технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения.
О введении специального курса по медицинской этике по работе с пациентами из мусульманского мира рассуждает в интервью «Русской народной линии» член Синодальной комиссии по биоэтике Русской Православной Церкви, доктор философских наук, профессор кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова (Москва), автор книг «Современная медицина и Православие», «Вызовы и Заветы», «Биомедицинская этика» профессор Ирина Васильевна Силуянова:
Во-первых, очевидно, есть личности, которые поставили цель внедрения исламской этики в медицинсую практику. Характерно, что сомнений в фундаментальной связи вопросов этики и религии в исламе нет.
Во-вторых, в последнее время Россия ориентирована на мусульманский мир – выстраивает политические и экономические связи. Всё это способствует тому, что мусульманский мир отвечает на это инициативностью и обозначает позиции по многим вопросам, в том числе в медицинской сфере.
Но есть ещё и достаточно серьёзные нюансы. Например, мусульмане связывают начало человеческой жизни не с момента зачатия, поэтому они не согласны с нами, православными, что зарождение человека происходит во время оплодотворения. В исламе жизнь начинается в процессе формирования плода с 4 месяца.
Мусульмане допускают искусственное оплодотворение. Гибель эмбрионов для мусульман не является преградой для искусственного оплодотворения и уничтожение избыточных неиспользованных эмбрионов допускается до 120 дней. Тем не менее, они не подлежат дальнейшему использованию (в том числе в экспериментах и исследованиях) и донации. Интересно, что с точки зрения ислама лечение вообще само по себе не является обязательным действием. Поэтому не обязательным является и применение аппаратов искусственного поддержания жизни. Критически осмысливается и такой критерий смерти человека как «смерь мозга».
В целом данная образовательная инициатива может послужить поводом и для реализации изучения в высшей медицинской школе России медицинской этики на основе христианской этики и православной морали, что безусловно обогатит медицинское образование знанием традиционных ценностей и укрепит социальное доверие к современному здравоохранению.