«Меньше месяца остается до мероприятия, запланированного в Швейцарии и посвященного созданию "принципиально нового" формата для давления на Российскую Федерацию. Только, как оказывается, подготовка конференции (форумом его уже даже официально не называют, так как львиная доля стран будет присутствовать формально, не на уровне глав государств) сталкивается со всё новыми и новыми затруднениями. Теперь уже у организаторов нет никакой надежды, что будет принят общий, согласованный всеми участниками документ, в котором будут отражены все пункты так называемой формулы мира Зеленского. Новыми ключевыми нарративами становятся не прекращение конфликта и принятие Россией капитулянтских требований согласно указанному плану, а вполне себе дискуссионные три темы, касающиеся свободы судоходства, ядерной и энергетической безопасности, а также обмена пленными и возвращения детей. Казалось бы, почему снова всё встало с ног на голову, ключевые документы так далеки от изначальных позиций Украины и поддерживающих её стран. На самом деле всё, как обычно, становится очевидным для понимающих контекст происходящего», - пишет директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Олегович Денисов в статье «Новые нарративы старого плута», опубликованной в газете «Известия».
«Уместно напомнить, - считает эксперт, - что само мероприятие по своей логике должно финализировать все консультации (без участия России), которые продолжались на протяжении последних месяцев. Кстати, его хотели провести ещё в конце декабря 2023 года, однако перенесли по вполне понятным причинам. Во-первых, как бы ни было удивительно для представителей коллективного Запада и Украины, Россия не капитулировала, а, наоборот, ведёт активное контрнаступление.
Во-вторых, стратегия по вовлечению стран Глобального Юга (особенно стратегических партнеров РФ) в дискуссию относительно неотвратимости наказания РФ потерпела фиаско, и вместо того чтобы солидаризироваться со странами коллективного Запада и Украиной, государства Глобального Юга позволили себе высказывать своё особое мнение по поводу происходящего, предпосылок конфликта и, самое важное, отказались признавать Россию как олицетворение "тьмы", а Украину, соответственно, — "стороной света".
В-третьих, к декабрю 2023 года основные партнеры Киева осознали, что ключевые позиции инициатив Владимира Зеленского совершенно не соотносятся с реальностью и при тщательном рассмотрении выглядят несерьезно, а проще сказать, завирально.
Но надо понимать, что мероприятия, которые были запущены в Копенгагене для коллективного Запада и Украины, как чемодан без ручки, и нести тяжело, и выкинуть жалко. Вот и получается, что отменить их и сделать вид, что ничего не было, как бы не комильфо, а перевести их на новый качественный уровень не представляется возможным».
«После этой предыстории можно вернуться в настоящее время, - предложил политолог. - Итак, Владимир Зеленский сообщил: Украина ожидает (и сразу ложь, куда уместнее был бы оборот "максимум на что надеется"), что будет достигнут компромисс относительно трех пунктов. Первый затрагивает свободу судоходства. В данном случае, по его словам, подразумевается защита портовой инфраструктуры, продовольственная безопасность и развитие экономики Украины. Сразу следует сказать, что каждый пункт адресован конкретной стране или группе стран, которых коллективный Запад и Украина хотят присоединить к своему лагерю. Чтобы уж совсем это не выглядело глупо и банально, каждая позиция облекается в оболочку интереса Украины, но главная цель — повлиять на позицию контрагента(ов)».
«Итак, первая позиция касается Турции. Несмотря на то, что эта страна — член Североатлантического альянса, Анкара зачастую позволяет себе вести политику, исходящую из национальных интересов. В результате после начала СВО турецкая сторона не стала разрывать отношения с Россией, а исходя из текущей ситуации, постаралась максимально извлечь выгоду», - добавил он.
Денис Денисов напомнил, что «во время конфликта в Донбассе, Турция, например, была ключевым импортером по ряду товарных групп из ЛНР и ДНР. Она крайне заинтересована в обеспечении свободы и безопасности судоходства, особенно в Чёрном море, так как это приносит прибыль для турецкого государства. При этом известно, что Турция остается площадкой для неформальных контактов по этому вопросу последние месяцы. Когда же Зеленский говорит о глобальной продуктовой безопасности и взаимосвязи с интересами Украины по свободе судоходства, он просто врёт, так как экспорт продовольствия этой страны через море сейчас составляет менее 10%».
«Второй пункт — это ядерная и энергетическая безопасность, - продолжи политолог. - Как поясняет украинский президент, этот пункт нужен для того, чтобы остановить удары по критической инфраструктуре со стороны России. Но при чем здесь ядерная компонента? Разве Россия наносит удары по трём атомным станциям Украины? За всё время СВО такое даже отчаянные киевские пропагандисты не придумали. На самом деле всё увязано с Китаем. Коллективный Запад и Украина прекрасно понимают, что именно КНР в современном мире считается доминирующим государством, выступающим за максимальное соблюдение безопасности в сфере ядерных технологий и последствий их применения. Именно этой проблематикой организаторы мероприятий по "формуле мира Зеленского" изначально и зазывали китайских представителей. И вот теперь наблюдается очередная попытка обмануть, подставить одного из ближайших и уж точно важнейшего стратегического партнера России».
«И третий пункт касается обмена пленными и возвращения детей к своим родным. Он адресован к странам Персидского залива, которые на протяжении всего периода СВО вносят важный вклад в процессы гуманитарного характера, открыто не становятся на одну или другую сторону, тем самым сохраняя для себя возможность быть посредниками», - отметил политолог.
«В очередной раз можно только удивляться незамысловатым конструкциям офиса президента Украины, в частности его главы Андрея Ермака. Но видится, что как появились подобные уловки, так они и будут преданы забвению», - не сомневается эксперт Финансового университета при правительстве РФ.