В День Победы, 9 мая, после военного парада, руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. Александра Невского г. Новосибирска ответил на вопросы о необходимости патриотического воспитания подрастающего поколения, говорится в сообщении Миссионерского отдела Новосибирской епархии.
«Патриотическое воспитание молодежи, может стать залогом успешного развития государства и сознательного отношения молодых людей к своим гражданским обязанностям в будущем. Это утверждение не плод теоретических умствований, а пример общемировой практики становления наиболее успешно развивающихся в политическом и экономическом аспекте государств».
Отец Александр подчеркнул, что патриотизм по своей сути способен воспитывать не только нравственные, но и социальные чувства гражданина. Для христианина патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближним. (См.: Мф. 22, 37–38; Мк.12, 30; Лк. 10, 27.) Христианин-патриот любит свое Отечество как место где пребывает и сохраняется Православная Церковь, где осуществляется его духовное приготовление к Отечеству Небесному, как об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». Поэтому, для православного христианина, выполнение гражданских обязанностей представляются как образ главного, вечного служения Царю Небесному, следовательно, исполнять их без усердия и любви к своему государству греховно, пишет этот же святой, потому что: «Земная служба есть испытательная, приготовительная служба к служению на небесах».
В то же время любовь к своему Отечеству, в православном понимании, подразумевает собой любовь не только к своему народу, как хранителю вековой православной культуры и благочестия, но любовь и уважение ко всем другим народам, населяющие наше государство, ибо в этом заключается исполнение заповеди о любви к ближнему. Ближний – это человек, который, вовсе не обязательно является тем, кто разделяет наши религиозные убеждения, хотя ближним от этого он не перестает быть, именно этому нас учит нас Евангельская притча Христа о добром Самарянине. (Лк. 10, 30). В то же время слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1Тим. 5, 8), возводят заповедь о любви к своим согражданам, в степень обязательного нравственного долга православного христианина.
Тема патриотизма отражена в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, где говорится: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства…. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Актуальность данной темы в последние годы возрастает в связи с ростом напряженности в международных отношениях, в связи с СВО и развязанной против России войной в информационном пространстве.
«Мы должны осознавать, что на каждом из нас лежит ответственность за свою страну и вносить свою лепту в наше общее будущее. Молодежь является неотъемлемым носителем перспектив и будущим российского государства и в настоящее время, все большее значение приобретает патриотическое воспитание подрастающего поколения, идея и принципы которого заложены в документах стратегического планирования нашей страны», – сказал протоиерей Александр Новопашин. «Для нашего полиэтничного и поликонфессионального региона, так же как для Российской Федерации как многонационального государства, важным является и то, что патриотизм находится в числе принципов, составляющих основу для достижения целей национальной государственной политики. Это обуславливает важность тех вопросов, которые встают перед нами, в период противостояния т. н. "Коллективному Западу"».
В дополнение к вышесказанному, протоиерей Александр обратил внимание на то, что сейчас, кроме «горячих конфликтов», существует новый тип межгосударственного противоборства – ментальная война (т. е. относящийся к мышлению, сознанию, умственной деятельности), цель которой заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной, цивилизационной основы общества противника. История Украины это хорошо показала.
Задача глобалистов во главе с США – устранить Россию как препятствие на пути установления нового мирового порядка. Надо ясно понимать, что в результате ментальной войны российский народ может прекратить свое историческое существование. А народ, потерявший свой цивилизационный, духовно-нравственный код, исчезает из мировой истории. Как сказал в свое время П.А. Столыпин: «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы».
Поэтому противостояние противнику в ментальной войне, на уровне общества и государства, не менее важно, чем техническое укрепление и оснащение ВС и силовых ведомств РФ.
«Кроме того, важно отметить, что попытки недоброжелателей раскачать ситуацию в нашей стране разбиваются о мировоззренческое и нравственное единство традиционных для России религий!» – такими словами завершил свое интервью отец Александр.
Впервые опубликовано на сайте миссионерского отдела Новосибирской епархии