В понедельник, 22 апреля, в Московском Доме национальностей в рамках проекта «Собиратели земли Русской» состоялась научно-практическая конференция «Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле».
Мероприятие было организовано Общественным Международным фондом славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) и информационно-аналитической службой «Русская народная линия», сообщает наш корреспондент.
В конференции принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов.
Конференцию вёл заместитель генерального директора ОМФСПиК Леонид Юрьевич Редкий. На конференции выступили учёные, писатели, общественные деятели, которые размышляли о различных аспектах царствования последнего Рюриковича - Царя Феодора Иоанновича и об актуальности его личности и эпохе, в которой ему довелось руководить нашим государством.
Конференцию открыл доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Иванович Реснянский. Он обратил внимание присутствующих на определённую закономерность в русской истории: после каждой династии в России возникала смута.
Мы должны помнить, считает профессор, что Рюриковичи, последним представителем которых на Царском престоле был Феодор Иоаннович, создали Царство - мощную русскую державу.
К сожалению, имя последнего Царя династии Рюриковичей оклеветано, прежде всего, иностранцами на русской службе. Как впрочем, оклеветано и имя его отца – первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного.
Русские же авторы писали о Феодоре Иоанновиче совершенно иначе. Однако в нашей историографии до сих пор преобладает мнение иностранцев о русском Царе. Между тем, считавшимся слабоумным, слабовольным и слабосильным Царь Феодор Иоаннович возглавлял русские войска в войне со шведами, активно занимался государственным строительством, ему принадлежит заслуга – укрепление государственных границ. И смерть его, как завершение земного пути, была благочестивой. Как писали очевидцы, Царь Феодор умер, как будто заснул.
Выступивший следом историк-источниковед, научный редактор информационно-исследовательской службы «Царское дело» Леонид Евгеньевич Болотин обратил внимание присутствующих на труд первого Патриарха Российского – святителя Иова о Феодоре Иоанновиче.
Как отметил эксперт, святитель Иов незаслуженно забыт нашей исторической наукой, хотя это был выдающий русский писатель. Именно он был автором Грамоты 1598 года, когда на престол взошёл Борис Годунов.
Леонид Евгеньевич Болотин обратил внимание на некоторые терминологические особенности труда святителя Иова. В частности, святитель использует понятие «российский язык», как синоним слова «русский». К сожалению, сегодня в патриотической публицистике принято противопоставлять и уничижать термин «российский» из-за того, что этот термин активно насаждался в 90-ые годы вместо термина «русский».
Болотин подчеркнул, что сегодня необходимо возрождать чествование памяти Феодора Иоанновича, который был прославен после кончины как местночтимый святой Московской епархии.
Далее выступил заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, глава Московского отделения «Союза православных граждан» Кирилл Александрович Фролов. Он предложил поразмышлять об актуальности некоторых деяний Царя Феодора Иоанновича, прежде всего, об установлении Патриаршества, которое произошло именно в царствование последнего Рюриковича.
Он выразил согласие с тем, что нам необходимо верно понимать личность Царя Феодора Иоанновича, ибо свойственное ему смирение совершенно неравно слабоумию, как это трактуют некоторые недобросовестные историки.
Утверждение Патриаршества увенчало симфонию властей в Третьем Риме. В связи с этим Кирилл Фролов обратил внимание на поездку в Москву тогдашнего Константинопольского Патриарха Иеремии II в связи с провозглашением Русской Церкви Патриархатом и включение её в так называемый диптих Православных Церквей вместо отпавшей от Православия Римской Церкви.
Он также напомнил, что именно Патриарх Иеремия II утвердил своей грамотой статус Москвы как Третьего Рима.
И напомнил, что с Патриархом Иеремией II в Москву прибыл будущий епископ Суздальский святитель Арсений Элласонский, который внёс значительный вклад в утверждение Православия в русском государством и чьи мощи ныне покоятся в Суздале.
Сегодня, по мнению Фролова, всё это очень актуально в связи с тем, что остро стоит вопрос о возвращении статуса Вселенского Патриархата Московскому Патриархату, который он де-юре получил с провозглашением Москвы Третьим Римом и с утверждением Русской Церкви как Патриархата.
Далее в конференции принял участие в дистанционном формате военный историк, действующий член Общества изучения истории Отечественных спецслужб Борис Глебович Галенин. Он предложил поразмышлять на тему, кто является выгодополучателями прерывания династии Рюриковичей.
Выступающий обратил внимание на загадочную смерть сыновей Царя Иоанна Грозного, его сына Ивана, который должен был наследовать Царский престол. Ранее смерть его сына младенца Дмитрия и последнего сына убиенного в Угличе Царевича Димитрия. Да и сама смерть Царя Феодора вызывает множество вопросов: есть основание считать, что он был отравлен.
Выгодополучателями падения Рюриковичей, по мнению историка, является Ватикан и Англия.
Доклад Бориса Глебовича Галенина опубликован на «Русской народной линии».
Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета Тамара Николаевна Юдина обратила внимание присутствующих на тему домостроительства во Втором и Третьем Риме.
Дело в том, что само понятие «экономика» искажено современной наукой. В имперских государствах это воспринималось как домостроительство. Неслучайно есть почитаемая икона Богородицы Экономисса (Домостроительница).
Тамара Николаевна напомнила о замечательном литературном памятнике той эпохи - книги «Домострой». Книга также воспринимается современными исследователями весьма легковесно, а речь в ней шла, ни много ни мало, о домостроительстве спасения.
Академик Российской Академии Художеств, заслуженный художник России скульптор Олег Иванович Молчанов в своём выступлении отметил, что до сих пор существует много лжи в отношении фигуры Царя Феодора Иоанновича. На самом деле он был Боголюбивым правителем и человеком. И надо, несомненно, возрождать о нём память.
Олег Иванович принёс на конференцию подготовленный им проект памятника семьи Иоанна Васильевича Грозного, на котором изображён ещё молодой Царь Иоанн Васильевич со своей супругой Анастасией и детьми – мальчиками Иваном и Фёдором.
Этот проект он подготовил по заказу известного общественного деятеля и мецената Василия Вадимовича Бойко-Великого. Но, к сожалению, до сих пор этот проект не реализован.
Подводя итоги конференции главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что когда замышлялся проект «Собиратели земли Русской», речь шла именно о мемориальном аспекте проблемы – восстановлении памяти об основателях и созидателях Русского государства, о мемориализации их имён в названиях улиц, о создании памятников и мемориальных досок.
Он напомнил, что конференция о последнем Рюриковиче на русском престоле продолжает цикл конференций, которые были ранее проведены и посвящены памяти великого князя Московского, создателя Московского государства Ивана III; Великого князя Василия II Тёмного, благодаря которому Русская Православная Церковь получила автокефальный статус; первого великого князя Московского из династии Рюриковичей Ивана Даниловича Калиты; первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного; татарина на Русском престоле Царя Симеона Бекбулатовича.
Однако каждая из таких конференций, в том числе и сегодняшняя, неожиданно приобретала актуальность. И вот сегодня прозвучали идеи, связанные с актуализацией эпохи царствования последнего Рюриковича и она связана, прежде всего, с учреждением Патриаршества.
В последнее время Русская Православная Церковь подвергается нападкам, особенно в связи с публикацией Наказа Всемирного русского народного собора и в целом с обострением ситуации в мировом Православии, вызванной легализацией украинского раскола Константинопольским патриархатом.
В последнее время Всемирный совет церквей грозит Русской Православной Церкви изгнанием из своего состава. И это очень добрая весть, потому что позволит Русской Православной Церкви занять то подобающее ей место, которое и замышлялось во время утверждения Московского Патриархата.
Поэтому обращение к прошлому оказывается для нас размышлением о будущем, что очень важно, отметил Анатолий Степанов.
Что же касается личности Феодора Иоанновича, то отмечаемое у него юродство, на взгляд историка, не является чем-то негативным и отрицательным. Элементы юродства можно обнаружить у многих других русских царей, у того же самого Иоанна Васильевича Грозного или у Петра Великого, который придумал соборы, как формы такого юродства.
Юродство, по мнению Анатолия Степанова, являлось формой выживания главы государства в условиях жесточайшей борьбы боярских группировок за власть.
Поэтому когда говорят, что Феодор Иоаннович был юродивым, то это нисколько не уничижает его достоинств и его личности.
В заключение ведущий Леонид Редкий поблагодарил всех присутствующих за участие в конференции и напомнил, что 30 мая состоится последняя в этом сезоне конференция из цикла «Собиратели земли Русской», посвящённая личности представителя династии Романовых на русском престоле, мученически закончившего жизнь, Императора Павла Петровича.
5. Говоря об эпохе последнего Царя из Династии Рюриковичей-Калитичей
4. На 1 комментарий
3. Понаехавшие
2.
Большевики уловили сакральную сущность Души Русского народа: Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
А в 1913 г. произошёл госпереворот. Первым царём должен был стать князь Пожарский Дмитрий - освободитель Руси от интервентов. Но, к сожалению, не от национальных изменников, которые и блокировали его в имении, не позволив участвовать в Земском Соборе.
1. Рюриковичи