В воскресенье, 21 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Чуда Архангела Михаила в Хонех в Братееве г. Москвы и Литургию святого Василия Великого в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru.
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреподобие, отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас поздравляю с этим замечательным событием – освящением нового храма в Первопрестольном граде», – сказал Патриарх.
«Я уже об этом говорил, и сейчас скажу, и еще много раз буду говорить: в то время, когда христианские храмы в “просвещенной” Европе закрываются, в России храмы строятся, – продолжил он. – А что это означает? В этом явлении нужно разобраться. Мы что, самые отсталые, самые необразованные? Совсем нет! Вторая по силе сверхдержава, добившаяся огромных достижений в науке и технике, в освоении космического пространства и высоких технологиях. Уж что-что, но невозможно современную Россию назвать темной и неумытой, как брезгливо говорили либералы XIX века. Действительно, единственная современная страна – высокотехнологичная, с развитой наукой, образованием, культурой, – которая во множестве строит храмы. Вы думаете, это всем нравится? Совсем нет! Потому что в других-то странах храмы закрываются. И не потому, что власть требует их закрыть – народ не ходит, вера исчезает».
«А что такое вера, если говорить о ней в социальных категориях, понятных даже людям невоцерковленным? Вера – это требование высокой нравственности. Это требование к человеку отказаться от своего собственного эгоизма, чтобы отдавать самого себя, свои ресурсы, свое время другим людям. Вера – это сила, цементирующая общество, обеспечивающая подлинную, а не искусственную солидарность. Казалось бы, любая страна, любое государство в этом заинтересовано, и Церковь этому служит. Почему же в других странах вера исчезает? А потому что там другая идеология. Когда они говорят “у нас нет идеологии”, это ложь. Другая идеология, которая исключает веру в Бога как одно из наиболее важных измерений человеческой жизни. Ну а если нет Бога, как сказал классик, все дозволено. Какие же факторы тогда удерживают человека от греха? Только сила закона и боязнь наказания?
То, что мы являемся верующей страной, с большинством благочестивого народа, – это фактор, во многом определяющий силу современной России. Духовную силу, силу солидарности людей, способность вместе трудиться во благо Отечества, а если нужно, и защищать Отечество. А не потому ли на Русскую Церковь и, позвольте сказать, в первую очередь на Патриарха такие нынче нападки? Патриарху запрещают выезжать в Европу – персона нон грата. Почему?? Разве Патриарх законы нарушал, кого-то обижал? Нет, сотрудничал и взаимодействовал с правительствами, с общественными организациями, все было хорошо. Что же случилось? Да всё потому что сегодня Патриарх духовно возглавляет народ, Церковь возглавляет, которая идет по иному цивилизационному пути развития. Своим развитием, своей системой ценностей мы бросаем другим вызов и говорим: “Вы на неправильном пути, у вас ничего не получится. Ведь и мы пытались делать то же в начале советского периода – ничего не получилось, и у вас не получится”.
Так, может быть, именно потому, что мы представляем сильную альтернативу, и запрещают теперь Патриарху ездить за границу? Как будто могут этим напугать! Патриарх относится к числу очень немногих людей, которые за свою жизнь посетили более 120 стран на всех континентах, в разные исторические эпохи. Все видел, слышал, имею опыт, вполне достаточный, чтобы с этим опытом прожить остаток своей жизни», – отметил Первосвятитель.
«Ну а если говорить о нашей с вами жизни? Ведь она становится лучше! Это никакая не пропаганда, это всем очевидно: замечательно строятся города, устрояется жизнь в провинции, в деревнях, строятся дороги, развиваются транспорт, наука, культура, искусство. Сегодня наша страна действительно на подъеме. Это страна, в которой не притесняется вера. Страна, в которой Президент является православным верующим человеком, не стесняющимся своей принадлежности к Церкви. Страна, которая осуществляет стремление соединять духовное с материальным, веру – с научно-техническим прогрессом, наши с вами национальные исторические традиции – с современным развивающимся обществом.
Может быть, потому и не любят нас – потому что мы очень сильный альтернативный пример того, как может развиваться современное общество. Ну а если так, то, наверное, и удары нужно ожидать. Впрочем, ожидать их особенно не приходится, они наносятся. Но уверен: никакие удары нас не свернут с этого пути – ни страну, ни Церковь, ни народ наш. Потому что мы любим свое Отечество. Мы прошли очень трудным путем в веке XX, чтобы действительно построить ту страну и то государство, которое сегодня, как я уже говорил, соединяет высокие технологии, науку и сильную веру.
Дай Бог, мои дорогие, чтобы так и было дальше. Чтобы никакие враги и супостаты не помешали нашему замечательному историческому развитию. Чтобы действительно вера, труд, науки и образование соединялись воедино, образуя огромную духовно-нравственную, культурную, научную, производственную, техническую и военную силу. Всё это мы уже имеем, и дай Бог, чтобы и впредь так развивалась наша страна.
Ну а сегодня я особенно радуюсь, освящая еще один новый храм. Еще раз хочу сказать: в тех странах, которые предлагают нам брать с них пример, храмы закрываются, а у нас строятся. Значит, мы на самом правильном пути, и да поможет всем нам Господь с этого пути не сходить. Всех вас сердечно поздравляю с праздником!» – заключил Патриарх Кирилл.
1.
Отсюда видим, что вера и нравственность это - не антагонистическое противоречие. Более того, нравственность дает свободу вере и дает развитие, которое в Предначертании есть Прогресс (но в Истории Прогресс присутствует с грехом пополам).
Противоречие (двух половин целого; не антагонистическое) веры и нравственности - то, какими должны были быть отношения в раю Адама и жены, если бы Адам сохранил веру и не согрешил.
Но без нравственности нет ни свободы, ни развития.
Потому Запад нападает на Россию, что мы сами ЗАСТАВЛЯЕМ его это делать, не понимая - ПОЧЕМУ.
Потому, что Запад - это нравственность Культуры, а Россия - Третий Рим, триединое христианство, триединство Цивилизации, Культуры Истории - Третий Рим (Мир). Но если мы сами первую правду Цивилизации отождествляем со второй правдой нравственности (что в единстве так и есть), но при этом не видим Порядка следования нравственности за верой, и то, что вера не тождественна свободе и развитию (но дает их лишь нравственность, которая сама приходит к вере, поэтому вера должна быть верной себе- оставаться маяком для нравственности, которая опытом знает что есть не вера и анти-вера, то есть обман и хитрость).
Если мы не видим этого порядка следования нравственности за верой и единое-отличие веры от нравственности, то мы вносим деизм между верой и Прогрессом. А провокация, тогда, состоит в том, что мы сами приговариваем Запад, как носителя Культуры, к его подчинению нам, а сами утверждаем Запад плох, при этом.