Мариино стояние – испытание веры и воли

Репортаж со службы в староверческом храме

Великий пост 
0
95
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Мариино стояние – это самое трудное и ответственное богослужение, что бывает раз в год в пятую седмицу Великого поста. Нынче оно выпало на семнадцатое и восемнадцатое апреля, и я с превеликой радостью приняла в нём участие. Хочется рассказать об этом событии своим читателям в форме репортажа.

Итак, в среду я выехала из Юго-Камска рейсовым автобусом в 12.15 по местному времени. Расстояние от гибнущего моего посёлка до Перми всего-навсего шестьдесят километров, и маршрут считается пригородным, но стоимость его непрерывно возрастает: цена билета в один конец от ста восьмидесяти пяти рублей выросла до сто девяносто одного. По дороге я размышляла о том, что в сталинские послевоенные времена цены на все товары и услуги постоянно снижались: власть – в отличие от нынешней – была подлинно народной. Вдоль дороги стихийно возникло множество дачных кооперативов, но коль скоро сезон ещё не начался, автобус, к моей радости, быстро мчался мимо их остановок.

Цена на проезд в городском транспорте от тридцати пяти рублей поднялась до тридцати семи, все кондукторы были сокращены, однако, валидаторы не реагировали на банковские карты «Мир», и я – с пересадкой в центре города – дважды расплатилась с водителями припасённой заранее мелочью. По словам знающих людей, пермский городской транспорт несёт огромные убытки из-за неотлаженной системы оплаты да преждевременного увольнения кондукторов.

И вот, наконец, наш Храм, названный во имя святителя Стефана Пермского. Ровно в четырнадцать часов началась служба: я прибыла почти без опоздания и сразу отдала должное внимание сделанному в церкви ремонту: заново покрашенные стены и пол отлично сочетались с великолепным резным иконостасом. Один за другим прибывали прихожане с разных, подчас отдалённых концов города, и, пожелав друг другу доброго здоровья, положив на чистый пол подручники, начинали класть земные поклоны.

В память о покаянном подвиге удивительной святой – преподобной Марии Египетской – эта служба была составлена на VI Вселенском соборе в 692 году, и собор постановил читать её житие во время Великого покаянного канона святого Андрея Критского как пример истинного раскаяния в своих грехах. Тысяча земных поклонов – каждый ли верующий сможет это выдержать? В среду нам полагалось совершить восемьсот из них, а остальные двести – утром в четверг.

Под сводами Храма зазвучала молитва святого Ефрема Сирина, чередуясь со словами Великого канона. Земные поклоны стремительно следовали один за другим, мужчины при каждом из них припадали ниц на коленях, женщины касались пола подручниками. При первом перерыве громко, выразительно читалось житие Марии, родившейся в небольшой египетской деревушке, покинувшей родительский дом в двенадцать лет и ставшей блудницей в Александрии. Безудержно и ненасытно предавалась Мария разврату, как за мзду, так и добровольно, пока не решила отправиться в Иерусалим вместе с ливийскими паломниками. Как гласит предание, своим телом расплачивалась она за еду, за постой, за провоз на корабле.

В день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать: какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». Неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретешь блаженный покой».

Вновь зазвучали слова Великого канона: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе», и земные поклоны возобновились. В краткие их перерывы наши мужчины отирали носовыми платками пот со лба. Да, это длинное тяжелое богослужение, но легко ли было искупить свои грехи Марии?

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище. Когда монах Зосима, очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека. Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило. Ещё больше потрясен был инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала она Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех. Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Не случайно Мариино стояние названо величайшей педагогической поэмой всех времен, что каждый год воспитывает нас и повествует, для чего вообще существует Великий пост. Ближе к семнадцати часам наша церковь заполнилась народом: многие пришли после работы, дабы приобщиться к великому стоянию, а чтец в третий перерыв поведал о том, как инок Зосима спустя год вновь оказался в пустыне у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу, и увидал её тело со сложенными крестообразно на груди руками, а в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Так Зосима узнал имя святой и похоронил подвижницу, а лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

Вся история Марии Египетской учит нас тому, что грешника осуждать не надо – Господь может его привести к святости. А вот свои грехи видеть надо, чтобы прийти хоть к какому-то исправлению. Мариино стояние закончилось в тот день для нас без четверти в двадцать один вечера. Те, кто, как и я, после скромного ужина, остались на ночлег в здании епархиального управления, радовались выдержанному испытанию.

Утром следующего дня нас ожидали ещё двести оставшихся земных поклонов, но после вчерашних восьмисот тяжёлыми они не показались. Настоятель Храма о. Никола благословил нас на пищу с подсолнечным маслом, и мы, человек восемь, те, что жили подальше от церкви, сообща приготовили обед. Деликатесным блюдом показалась нам жареная картошка с грибочками и домашней капустой да свежезаваренный чай с мёдом. Трапезу разделил с нами старовер Алексий, приехавший по делам в Пермь из тамбовской глубинки. Приятно было слышать его слова о дружном нашем приходе и храмовом комплексе, одном из лучших в провинциальной России.

Впереди у нас – создание музея старообрядчества да презентация книги «Нелёгкие и удивительные судьбы староверов» – уникального в своём роде проекта.

Житие Марии Египетской – пример для покаяния для всех, а Мариино стояние – испытание на крепость веры и силу воли сторонников истинного Православия.

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Американские радости и российские печали
Теплится надежда на то, что происходящая война поможет прозреть всем разом: и населению и власти
12.11.2024
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Почему необходима победа над внутренним врагом
Можно ли объявлять войну всему народу Украины, заливая пожар бензином?
25.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
Опыт Сталинской победы востребован народом
Необходимо срочно менять кадровую политику, ставить на все ключевые посты честных профессионалов
20.08.2024
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
17.11.2024 19:27
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 18:07
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
17.11.2024 18:03
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31