Мариино стояние – это самое трудное и ответственное богослужение, что бывает раз в год в пятую седмицу Великого поста. Нынче оно выпало на семнадцатое и восемнадцатое апреля, и я с превеликой радостью приняла в нём участие. Хочется рассказать об этом событии своим читателям в форме репортажа.
Итак, в среду я выехала из Юго-Камска рейсовым автобусом в 12.15 по местному времени. Расстояние от гибнущего моего посёлка до Перми всего-навсего шестьдесят километров, и маршрут считается пригородным, но стоимость его непрерывно возрастает: цена билета в один конец от ста восьмидесяти пяти рублей выросла до сто девяносто одного. По дороге я размышляла о том, что в сталинские послевоенные времена цены на все товары и услуги постоянно снижались: власть – в отличие от нынешней – была подлинно народной. Вдоль дороги стихийно возникло множество дачных кооперативов, но коль скоро сезон ещё не начался, автобус, к моей радости, быстро мчался мимо их остановок.
Цена на проезд в городском транспорте от тридцати пяти рублей поднялась до тридцати семи, все кондукторы были сокращены, однако, валидаторы не реагировали на банковские карты «Мир», и я – с пересадкой в центре города – дважды расплатилась с водителями припасённой заранее мелочью. По словам знающих людей, пермский городской транспорт несёт огромные убытки из-за неотлаженной системы оплаты да преждевременного увольнения кондукторов.
И вот, наконец, наш Храм, названный во имя святителя Стефана Пермского. Ровно в четырнадцать часов началась служба: я прибыла почти без опоздания и сразу отдала должное внимание сделанному в церкви ремонту: заново покрашенные стены и пол отлично сочетались с великолепным резным иконостасом. Один за другим прибывали прихожане с разных, подчас отдалённых концов города, и, пожелав друг другу доброго здоровья, положив на чистый пол подручники, начинали класть земные поклоны.
В память о покаянном подвиге удивительной святой – преподобной Марии Египетской – эта служба была составлена на VI Вселенском соборе в 692 году, и собор постановил читать её житие во время Великого покаянного канона святого Андрея Критского как пример истинного раскаяния в своих грехах. Тысяча земных поклонов – каждый ли верующий сможет это выдержать? В среду нам полагалось совершить восемьсот из них, а остальные двести – утром в четверг.
Под сводами Храма зазвучала молитва святого Ефрема Сирина, чередуясь со словами Великого канона. Земные поклоны стремительно следовали один за другим, мужчины при каждом из них припадали ниц на коленях, женщины касались пола подручниками. При первом перерыве громко, выразительно читалось житие Марии, родившейся в небольшой египетской деревушке, покинувшей родительский дом в двенадцать лет и ставшей блудницей в Александрии. Безудержно и ненасытно предавалась Мария разврату, как за мзду, так и добровольно, пока не решила отправиться в Иерусалим вместе с ливийскими паломниками. Как гласит предание, своим телом расплачивалась она за еду, за постой, за провоз на корабле.
В день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать: какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню, Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». Неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретешь блаженный покой».
Вновь зазвучали слова Великого канона: «Слава Тебе, Боже Наш, слава Тебе», и земные поклоны возобновились. В краткие их перерывы наши мужчины отирали носовыми платками пот со лба. Да, это длинное тяжелое богослужение, но легко ли было искупить свои грехи Марии?
За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище. Когда монах Зосима, очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека. Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.
Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило. Ещё больше потрясен был инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала она Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех. Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю, святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.
Не случайно Мариино стояние названо величайшей педагогической поэмой всех времен, что каждый год воспитывает нас и повествует, для чего вообще существует Великий пост. Ближе к семнадцати часам наша церковь заполнилась народом: многие пришли после работы, дабы приобщиться к великому стоянию, а чтец в третий перерыв поведал о том, как инок Зосима спустя год вновь оказался в пустыне у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу, и увидал её тело со сложенными крестообразно на груди руками, а в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Так Зосима узнал имя святой и похоронил подвижницу, а лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.
Вся история Марии Египетской учит нас тому, что грешника осуждать не надо – Господь может его привести к святости. А вот свои грехи видеть надо, чтобы прийти хоть к какому-то исправлению. Мариино стояние закончилось в тот день для нас без четверти в двадцать один вечера. Те, кто, как и я, после скромного ужина, остались на ночлег в здании епархиального управления, радовались выдержанному испытанию.
Утром следующего дня нас ожидали ещё двести оставшихся земных поклонов, но после вчерашних восьмисот тяжёлыми они не показались. Настоятель Храма о. Никола благословил нас на пищу с подсолнечным маслом, и мы, человек восемь, те, что жили подальше от церкви, сообща приготовили обед. Деликатесным блюдом показалась нам жареная картошка с грибочками и домашней капустой да свежезаваренный чай с мёдом. Трапезу разделил с нами старовер Алексий, приехавший по делам в Пермь из тамбовской глубинки. Приятно было слышать его слова о дружном нашем приходе и храмовом комплексе, одном из лучших в провинциальной России.
Впереди у нас – создание музея старообрядчества да презентация книги «Нелёгкие и удивительные судьбы староверов» – уникального в своём роде проекта.
Житие Марии Египетской – пример для покаяния для всех, а Мариино стояние – испытание на крепость веры и силу воли сторонников истинного Православия.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край