Хочется поведать своим читателям, как прошёл в 2025-м году главный христианский праздник – Пасха Христова – в Храме во имя святителя Стефана Пермского. Что предшествовало ему? Всю Страстную седмицу пермские старообрядцы усердно постились и молились: службы шли ежедневно, но, наряду с этим, мужчины и женщины находили время для уборки территории и самого Храма. Те прихожане, что живут не в краевом центре, приводили в порядок – мыли и чистили – свои дома и квартиры к светлому Христову Воскресенью.
На редкость тёплой выдалась Великая суббота: термометр впервые за весь апрель показал плюс двадцать градусов в тени, и, когда вечером я шла к центру посёлка, где друзья забрали меня в машину, мне пришлось отмахиваться от множества комаров. В машине нас было пятеро: трое прихожан из села Рождественское, что в двадцати километрах от моего посёлка, я, единственная старообрядка из Юго-Камска, и невоцерковлённый водитель, муж одной из женщин, что любезно согласился свозить нас на пасхальную службу и доставить обратно по домам. В пути нас застал сильный дождь, но в микрорайоне Южный второй, где расположен наш Храм, по промыслу Божию было на удивление сухо.
Просторный церковный двор был весь заставлен машинами, а Храм быстро заполнялся прихожанами. В половине одиннадцатого вечера началась пасхальная служба. Напоминаю своим читателям, что чин богослужения строго следовал Старообрядческой Триоди, богослужебным книгам, соблюдающим круг подвижных праздников. Эти книги сохранили, в частности, «сугубую аллилуйю», то есть произнесение слова «аллилуйя» дважды. Крестные знамения совершаются у нас только двуперстно, поклоны – только земные, и совершаются они строго по уставу, всеми молящимися одновременно. Старообрядцы ведут богослужение по уставу XVI века, в частности, полностью поют пасхальный канон.
В двенадцать часов ночи настоятель храма о. Никола, одетый в белое праздничное облачение, торжественно провозгласил окончание Великого поста, и церковь озарилась светом сотен зажжённых свечей. В белом праздничном облачении предстали перед заполнившими Храм прихожанами диакон Иоанн, чтецы и свещеносцы. Несколько минут на подготовку, и вот начался крестный ход. Впереди – свещеносец с фонарём, символизирующим горящую свечу, далее клирошане несут крест, закрестные иконы, храмовую икону, праздничную икону Воскресения Господня, Евангелие с хоругвями по обоим его сторонам, а за Евангелием о. Никола несёт Пасхальницу – крест с тремя зажжёнными свечами. Под колокольный перезвон-благовест прихожане совершают крестный ход вокруг церкви. Движение вокруг Храма с хоругвями и иконами, с пением праздничных тропарей олицетворяет собой путь жен-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню еще до рассвета и нашедших гробницу пустой. Староверы ходят непременно «посолонь, по часовой стрелке – идя за «Христом-солнцем». На крыльце Храма настоятель несколько раз провозглашает: «Христос воскресе!», и сотни голосов радостно отвечают ему: «Воистину Воскресе!»
Вслед за клирошанами и священником верующие возвращаются в заполненный до отказа Храм, под сводами которого звучат ликующие песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова».
В наших храмах Русской православной старообрядческой церкви принят только унисонный знаменный распев, в то время, как в храмах РПЦ поют партесным, то есть многоголосым пением. Знаменный распев характерен своим строгим, аскетическим звучанием. Известный собиратель и исполнитель старинных русских песнопений, руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин» Андрей Котов так говорил об этом в интервью порталу «Православие.ru»: «Унисон – это когда ты себя не слышишь и превращаешься в единый голос со всем клиросом. «Едиными устами» – вот как это называется. Твой голос не торчит... Ты слышишь не себя, а молитву и присутствуешь в ней».
Праздничные песнопения на два клироса следовали одно за другим: «Светися, светися, новый Иеросалиме, слава бо Господня на Тебе восия; ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же Чистая красуйся Богородице, о возстании Рожества Твоего». В третьем часу ночи прихожане поочерёдно подходили к кресту, и о. Никола каждому говорил: «Христос Воскресе!», подставляя правую щёку для поцелуя, в ответ радостно звучало: «Воистину Воскресе!» Далее – целование Евангелия и иконы Воскрешения Господня. В три часа ночи началась литургия, во время которой причащались более тридцати человек, детей и взрослых, чему наш настоятель был очень рад. По его убеждению, чем больше прихожан будут причащаться на Пасху, тем лучше это для них самих и для церкви Господней. Литургия закончилась в пять утра, после чего диакон Иоанн громко зачитал всем традиционное пасхальное приветствие митрополита Корнилия, а о. Никола познакомил прихожан с приветствием городских властей, с большим уважением относящихся к нашему дружному приходу.
Праздничное богослужение завершилось освящением снеди, пасхальных яиц и куличей, аромат которых ощущался при подходе к двум заставленным плетёными корзинками столам. В храмах РПЦ этот чин совершают в субботу накануне Пасхи. Мы, староверы, признаём только освящение, совершенное непосредственно после всенощной. Кстати говоря, мы не признаём и обычай красить яйца в иные цвета, кроме красного, и не используем для этой цели никаких наклеек и иной «полиграфии».
К пяти часам утра в трапезной нашими искусными поварами был накрыт праздничный стол для разговения всех желающих. Общая церковная трапеза после храмового богослужения – одна из традиций нашего дружного прихода. Как ни стремились мы, четверо приезжих, поскорее сесть в машину к уже ожидавшему нас во дворе водителю, повара уговорили нас сесть за стол и по быстрому, не ожидая появления настоятеля, съесть крашенное яйцо, отведать вкуснейшей куриной лапши, котлеты с гречей, салата да компота. Надо ли говорить, что после возвращения домой я сразу же решила выспаться с благодарностью Господу за прекрасную встречу праздника праздников и торжества торжеств. А впереди – Светлая седмица с её пасхальными молитвами. Хочется, чтобы как можно больше русских людей поскорее пришли к спасительной вере в Бога.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край
1.
Спасибо Вам, что рассказали некоторые подробности старообрядческой службы.
Ну а как в РПЦ - мы , конечно, знаем сами.
Спасибо!