Стоит сразу предупредить читателя, что излагаемый ниже взгляд на события истории русского средневековья является гипотезой, которая требует дальнейшей научной проработки. Но стоит подчеркнуть, что историография является во многом идеологизированной сферой, и многие «азбучные» вещи требуют уточнения и рассмотрения с разных сторон.
Принято считать, что экономический и культурный упадок Руси 13-14 веков связан с монголо-татарским нашествием и установлением ордынского ига. Всё это подтверждается данными археологии, поэтому отрицать факт ига, как это делают многие адепты альтернативной истории, по меньшей мере, глупо.
Но официальная историография не привыкла соединять в единую картину события монголо-татарского нашествия с тем, что происходило в это время в западной Европе и Византии. А отсутствие единого и целостного взгляда часто упрощает картину реальности.
Не секрет, что главным экономическим, культурным и духовным партнёром домонгольской Руси была Ромейская держава, Византия. От туда Русь получила Крещение и просвещение. Два важнейших средневековых русских города, Киев и Новгород, находились на пути «из варяг в греки», и их развитие напрямую связано с торговлей с Ромейской империей.
Но в 1204 году крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, и власть там перешла к марионеточным силам, правившим в угоду католического Рима. В 1274 году заключена Лионская уния.
Стоит предположить, что эти события должны были больно ударить по торговле между Византией и Русью, затормозить развитие ремёсел на Руси и проникновение просвещения.
Терявший своё значение путь «из варяг в греки» уже в 12 веке ослабил политический вес Киева, усилив междоусобицу и заставив русских двигаться на северо-восток, строя там мощные города: Ростов, Суздаль и Владимир. Возможно, это движение на северо-восток было связано с желанием приблизиться к Волжской Булгарии, которая торговала с мусульманским Востоком.
Так вот монголо-татарское нашествие, произошедшее в 1238-1240 годах, выпало на период, когда Константинополь был уже захвачен и разорён крестоносцами!
Стоит подчеркнуть, что войны со степняками сопровождали Русь в период ее самой ранней истории: хазары, печенеги, половцы. Но всегда урон, нанесённый степняками, компенсировался торговыми и цивилизационными контактами с Византией, возможность чего была сведена на нет захватом и разорением Константинополя крестоносцами.
Западный фактор в оценке культурного и экономического упадка Руси в 13-14 веках историографией игнорируется.
Хотя, возможно, именно поэтому Александр Невский предпочёл замириться с татарами и воевать против крестоносцев.
Византия же, постепенно всё больше попадавшая в зависимость от запада и прижимаемая турками с востока, стала больше обслуживать европейское Возрождение, оставив Русь с её Церковью и просвещением предоставленной самой себе.
Со времён крестовых походов Запад, таким образом, отрицает равноправное и равновесное сотрудничество, а признаёт лишь подчинение себе, своим идейным схемам и системе ценностей. Ударив по Византии, Запад потом заставил нас идти к нему за науками. И мы, сами того не замечая, получили в качестве политических и общественных теоретиков: Гоббса, Локка, Дидро, Руссо, Маркса. Тех, чьё учение породило кровавые революции и смуты. В том числе и в России.
Но наши профессора политологии и экономики по-прежнему базируются на вышеуказанных авторах, а не на, допустим, «Благохотящим царям правительнице» Ермолая Еразма, трудах Ивана Пересветова, Иосифа Волоцкого, поддерживая таким образом идейную зависимость России от Запада, война с которым разворачивается на наших глазах.
Именно поэтому лозунг эпохи перестройки «Вернуться в Россию» оказался эфемерным: идейная направленность на Запад, в Европу, вступает в конфликт с природой восточнохристианской, православной цивилизации.
Выдающийся русский мыслитель, поэт и дипломат Ф.И. Тютчев сказал: «С момента образования империи Петра Первого, империя Карла Великого в Европе больше невозможна», подчёркивая тем самым антагонизм русского цивилизационного начала и западноевропейского.
Европа же, в лице империи Наполеона, германского фашистского Рейха, Европейского союза пытается продолжать дело Карла Великого. И этому делу, как кость в горле, всегда стоит Россия.
Поэтому нет и не может быть для России никакого «европейского пути». Мы нужны Западу лишь в роли вассалов.
Ощепков Алексей Николаевич, православный философ, Русское собрание, Пермь
4. 4
Ни Степан Разин , ни Болотников, ни Булавин, ни Емельян Пугачев не читали Дидро и Руссо но все боролись с тоталитарной монархией за народную свободу. До 1917 года 90% народа жили в домах- будках с соломенной крышей и земляным полом.
3.
Эта часть этноса там и осталась. И с ней приходится разбираться.
2.
Эту фразу необходимо разместить во всех кабинетах и коридорах властных структур!
1.
Поэтому во-первых, - Православие, а во-вторых - жена - Католичество.
Но это в идеале. Это - единая Церковь. Она есть. Но есть и грех. Грех, когда не получается быть единству, но приходится быть как есть...