5 июня 1995 года, при невыясненных обстоятельствах погиб юный, но уже всемирно известный певец, музыкант и автор песен Максим Трошин. Максим родился в г. Брянске 18 июня 1978 года и жил там в православной семье со своими родителями – Юрием Павловичем и Надеждой Михайловной и братом Павлом. С раннего детства он болел астмой и не отличался крепким физическим здоровьем. Но Бог и родители дали и развили у этого чудо-ребёнка необычайной высоты и крепости русский православный дух, музыкальный талант и раннее чувство личной гражданской ответственности за всё, что происходило с нашей страной и нашим народом в полный обещаний, надежд и разочарований перестроечный период.
Я не специалист по профессиональной оценке певческих способностей людей, но впервые услышав голос Максима, в переполненном престижном московском концертном зале, скажу ни сколь, не лукавя, что с первой его песни почувствовал какую то, неземную освещающую и возвышающую душу силу голоса. Казалось, поёт не белокурый стройный пятнадцатилетний мальчишка, а спустившийся с небес и зовущий в них ангел. Ещё более поразил меня песенный репертуар этого юного гения. Максим, не без влияния отца и своего духовного наставника – настоятеля храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Брянске архимандрита Никиты, который привёл к Богу семью Трошиных, не исполнял ни одной песни пустышки или модной побрякушки. Песни, написанные Максимом и взятые для исполнения у других выдающихся авторов, отличаются пронзительной остротой осознания родства с исторической судьбой русского народа, глубокой народной православной мудростью, высоким гражданским мужеством. Максим через свою душу и сознание пропускал испытания и горести, доставшиеся русскому человеку, наверно потому тихая глубинная грусть не покидала его. Он не боялся в стихах и песнях выразить своё отношение к тем, кто развалил Советский Союз, кто свои достижения в геноциде русского народа пытается свалить на Сталина. Негативно относился к разрушительным реформам прорабов перестройки, их всенародно презираемому «пьяному кучеру». Не признавал бутафорское подражательство русской песенной культуре.
Когда я познакомился с отцом и сыном Трошиными, оказалось, что они мои земляки из Брянска. Разговорившись и найдя с этими неординарными людьми общие понимания по многим вопросам общественной жизни и творчества, я поддерживал с ними дружеские отношения до конца их жизни. Был в их неприметном деревянном бревенчатом домике, близ бежицкого железнодорожного вокзала. Познакомился с гостеприимной хозяйкой дома Надеждой Михайловной. Как-то светло, душевно и уютно чувствовалось в кругу этой взаимозаботливой семьи. До конца, своей жизни буду благодарить Бога и судьбу за то, что общался с этими высоко духовными православными, бескорыстными и самоотверженными служителями своему Отечеству.
В тот период многие православные люди России объединялись для совместной работы по возрождению и развитию страны по русскому-православному варианту. Создавалось много различных русских партий, объединений, союзов, в том числе и Русский национальный собор. Ознакомившись с программными документами и деятельностью Русского национального собора, Юрий Павлович и Максим стали самыми активными его членами и вели просветительскую и организаторскую работу не только в родном Брянске, но и по всей России. В течении одного года, Москва, Брянск, Владимир, Суздаль, Ростов, Волгоград, Курск, Санкт-Петербург – далеко не весь перечень городов, где руководство собора проводило многолюдные съезды, конференции, совещания и почти везде звучало мудрое слово Юрия Павловича и молитвенный песенный призыв Максима. Уму непостижимо, как удавалось Максиму совмещать учёбу в школе со служением иподиаконом архиепископа Брянского, звонарём и руководителем хора в церкви, с обучением детей игре на гуслях в воскресной церковной школе и ведением большой музыкальной и общественной работы в родном городе и области? (Максим возглавлял Брянскую областную молодёжную организацию Русского национального собора.) При этом следует отметить, что и Максим, и его отец, вели огромную активную работу по возрождению русского национального самосознания – принципиально бескорыстно. Как истинный целитель лечит больного. Действительно с Божьей помощью человек может сдвинуть горы. Только русский истинно православный человек, любящий свою родину способен на такое. Неоднократно беседуя с Максимом, я не только поражался глубиной и твёрдостью его не по-детски осмысленных знаний и убеждений, но и сам заряжался от него уверенностью в будущности русского народа и его государственности. Обширные знания Максима по русской истории и культуре, русской поэзии, русской классической музыке удивляли своей основательностью и православной направленностью. Не смотря на юный возраст, он хорошо знал труды митрополита Санкт-Петербуржского и Ладожского Иоанна, много читал духовной литературы. Казалось, что этот человек послан на землю праведными силами неба для утверждения добра, любви и справедливости между людьми.
Молитвенную силу русской православной песни в исполнении Максима я с особой силой ощутил вместе с участниками съезда русского народа в г. Суздале, в апреле 1994 года. Тогда около тысячи представителей разных слоёв и сословий большинства регионов России собралась в переполненном концертном зале и его фойе главного туристического комплекса г. Суздаля. Обсуждался план совместных действий патриотических сил России по развитию русского национального движения. Не смотря на солидный опыт проведения таких мероприятий, мне как ведущему приходилось с большим трудом управлять рабочим ритмом съезда, так как каждый делегат рвался на трибуну со своими предложениями по «спасению России». Когда невыдержанные крикуны с места, стали заглушать выступающих с трибуны, я попросил выступить Максимку, как мы его ласково называли в соборе. Многие в зале не были знакомы с его творчеством и когда, на сцену вышел, в русской национальной одежде хрупкий шестнадцатилетний юноша с гитарой, притихли и в полной тишине прослушали две его песни. Песня нашего земляка иеромонаха Романа – «Колизей» и песня Максима Трошина – «На молитве русская земля», прозвучавшие в его исполнении сделали зал другим. Как будто по молитве отрока не от мира сего, в зал сошёл святой дух. Люди, преобразились какой-то невидимой силой и стали ответственно и дисциплинированно работать над документами съезда и организованно разъехались по домам с чёткой программой совместных действий. После этого съезда, и особенно после гибели Максима, я неоднократно сравнивал его с великим брянским воином Пересветом. И один, и другой самоотверженно служили Богу и русскому народу. И один, и другой осознанно своими жизнями подтвердили православную истину – «Не в силе Бог, но в правде» и, пострадав за други своя, вошли в бессмертие.
Максим буквально на глазах становился певцом – выразителем чаяний русского народа, его сильным и уверенным в своём предназначении голосом, предтечей и надеждой на новые времена, где все проблемы будут решаться по совести, на православных началах.
Сегодня в интернете ещё можно найти духотворные песни Максима, его стихи и воспоминания о нём, как о русском чуде, всё это так, но почему-то не упоминается, во имя чего пел и жил этот великий воин русского Духа. А ведь надо признать, что Божьей милостью он пришёл и посвятил свою короткую, но осознанную и яркую как взрыв звезды жизнь служению будущей России, её возрождению и развитию на фундаменте святой Руси её Вере, культуре, нравственности и традициях.
В январе 1995 года скоропостижно скончался отец Максима, этот выдающийся человек, талантливый инженер, музыкант, поэт, журналист главным делом своей жизни сделал православное служение становлению своих сыновей. Если бы каждый отец столько сил и времени отдавал делу воспитания и обучения своих детей, как Юрий Павлович, разве было бы у нас миллионное стадо наркоманов, алкоголиков, проституток, прожигателей жизни и обездоленных. Потеря отца для Максима была страшной трагедией, но на людях он не показывал этого, как и не показывал свою болезнь, а только стал ещё грустнее и сосредоточенней и работал за двоих.
Помню наш последний разговор с Максимом по телефону в начале июня 1995 года, он касался участия его и брянской делегации в объединительном съезде патриотических сил страны в единый «Союз патриотических сил России», для участия в выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года. В один политический кулак для этих целей собирались, союзы промышленников и сельхозработников (Тизяков и Стародубцев), ветераны силовых структур (Варенников, Ачалов) профсоюзы научных работников и около десятка других массовых общественных организаций. Максим как всегда спокойно, но уверенно высказал своё мнение, что из нашей задумки вряд ли что получится, так как выиграть на чужом поле, при чужом судействе и по чужим правилам игры – безнадёжно, (в чём оказался прав, ибо ельциноиды всеми силами и средствами оттянули регистрацию Союза до самых выборов и не позволили блоку участвовать в предвыборной агитации). В ходе разговора Максим пообещал, что 5 июня сдаст экзамен в школе и 6-го приедет в Москву для участия в работе съезда, и выступит на концерте после него. Однако 6 июня мы с прискорбием узнали о его трагической гибели. Съезд прошёл под тяжким грузом этой поразившей всех трагической новости.
После съезда я выехал в Брянск, участвовал в похоронах Максима, поразило количество людей, особенно детей пришедших, попрощаться с Максимом. Всех их объединяло чувство любви и непомерной утраты к народному любимцу. Отпевал Максима его духовный наставник о. Никита, на могилке рядом с крестом отца стал крест сына. Царство небесное! Вечная память достойнейшим сынам нашего многострадального народа! Попытки разобраться в обстоятельствах гибели Максима ничего не дали, везде я получал ответы о невыясненных обстоятельствах его утопления в Десне. На прямые вопросы о возможных злых умыслах в происшедшем, получал однозначные ответы, что даже если и так, то нет возможности это доказать. А сердце и по сей день чувствует, какую- то тайну в гибели Максима. Много нелогичного в происшедшем от того, как Максим не умеющий плавать, уже с билетами на Москву, оказался на реке, до того, как он мог на мелком месте многолюдного пляжа незаметно утонуть? Будем надеяться, что библейская истина, в соответствии с которой, всё тайное становится явным – как всегда восторжествует. Так ныне, не смотря на все официальные заключения и утверждения уже никто, не считает Есенина висельником, а многие знают обстоятельства его убийства. До сих пор после гибели Максима меня не покидает чувство личной неизбывной утраты чего-то необъяснимо жизненно важного и неповторимого, как при потере лучшего друга в бою, а также чувство личной вины, что я, да и все мы – русские не умеем ценить и беречь своих Богом данных гениев. «Что имеем, не храним, потеряем плачем».
Осенью 1995 года, будучи в Брянске я навестил могилки отца и сына Трошиных, над кладбищем с прощальным криком летели журавли, само по себе родилось стихотворное посвящение, которое я опубликовал в своих книгах и ряде печатных изданий.
Памяти Максима Трошина
Над куполами журавли
И голоса небесной грусти
Плывут, прощаясь с милой Русью
От берегов, где мы росли.
А тут, в истерзанной стране,
Опять безвинные могилы,
Как будто нету доброй силы
Воздать достойно сатане.
А журавли уже в дали
И среди них твой голос слышен...
Как рано ты на битву вышел
За честь и свет родной земли.
Смиренный отрок, Божий глас,
Ты грустной лирой людям служишь,
Духовной песней совесть будишь,
За веру поднимая нас.
Я буду мужества просить
В своей предутренней молитве,
Ведь отступлений в этой битве
Всевышний больше не простит.
Слава Богу, что по всей России и особенно на Брянщине благодарный народ хранит и будет хранить вечную светлую память об истинно народном певце Максиме Трошине, его жизненном подвиге его самоотверженном, бескорыстном и честном служении во имя возрождения России. Вместе с тем думаю, что пришло время и на государственном уровне прославить, уже ставшее легендарным, имя русского соловушки – Максима Трошина. Иначе уйдут свидетели наших времен, и уйдёт яркий пример служения Отечеству для молодёжи, коим является короткая, но яркая жизнь Максима.
Давайте говорить откровенно и по совести, если мы действительно хотим воспитывать из нашей молодёжи активных созидателей, а не бездумных и безродных потребителей, то имена таких, как Максим, должны носить школы, центры детского творчества и детские библиотеки, улицы и детские музыкальные конкурсы. Песни и стихи Максима, как и другие – высоко духовные произведения, а не дегенеративная попсовая пошлятина, должны звучать на радио и телевидении. Именно таких молодых людей как Максим, не жалеющих себя в боевых действиях СВО и при защите правопорядка в стране, самоотверженно работающих на производстве, в спорте, искусстве, науке и культуре укрепляющих и прославляющих своё Отечество, мы должны ценить как золотую молодёжь и главное достояние страны.
Прошедшие выборы Президента Российской Федерации показали, что подавляющее большинство населения страны поддержало кандидатуру В.В. Путина, так как народ поверил в его державную политику по отстаивания всестороннего суверенитета страны и призывам к возрождению и сохранению Богом данных ценностей русского мира. И пусть ситуацией и отдельными высотами в сферах информации, образования, культуры, хозяйствования ещё владеет подавляющее меньшинство лукавых сребролюбцев и поклонников запада, очистительный процесс русской весны неудержим. И мы должны свято помнить имена патриотов, которые в смутные времена девяностых годов прошлого столетия поднимали знамя истинного возрождения России, не позволяли уничтожить нашу самобытность и превратить страну в американскую колонию.
Ныне все мы, понимающие – что происходит в стране и мире, не имеем права предавать дело, которому отдали жизни наши предки и юный гений земли русской – Максим Трошин.
Леонид Павлович Петухов, генерал-майор в отставке, член Союза писателей России
Фото предоставлены автором