За последние две недели Россия сделала для победы в войне с НАТО на Украине очень много, чуть ли не больше, чем за последние 2 года ведения СВО. 22 и 29 марта чуть ли не впервые с 24 февраля 2022 года, с даты начала СВО, Россией были атакованы не незначительные и легко ремонтируемые электрические подстанции – фактически большие трансформаторные будки, которые легко ремонтируются путем замены трансформатора, что и происходило все эти два года на Украине, но машинные и генераторные залы тепловых и гидроэлектростанций, которые никакому ремонту в ближайшие годы не подлежат, что означает, что они утрачены для Украины безвозвратно.
Эти российские атаки машинных и генераторных залов тепловых и гидроэлектростанций показали крайне высокую эффективность таких ударов, о необходимости нанесения которых все публицисты, в том числе и я, так или иначе писали, начиная с начала проведения СВО на Украине. В результате попаданий российских ракет в машинные и генераторные залы электростанций на Украине выведено из строя так или иначе более половины ТЭС и ТЭЦ, выведена из строя генерация ДнепроГЭС. В некоторых регионах Украины наблюдаются постоянные перебои с электричеством, а сама Украина из нетто-экспортера электроэнергии превратилась в нетто-импортера и вынуждена тратить и без того скудные запасы иностранной валюты на импорт электроэнергии из-за границы.
Основное следствие для военных действий постоянного или частичного отключения электроэнергии – это возможная приостановка железнодорожных перевозок, которые на Украине в большинстве своем осуществляются электровозами. Так, полное отключение подачи электрической энергии в Харькове вынудило украинские железные дороги по информации, опубликованной в их телеграм-канале, перейти в Харьковской области на резервную схему питания диспетчерского оборудования с помощью дизель-генераторов, потребляющих аварийный запас дизельного топлива и на перевозку поездов тепловозами вместо электровозов, что также требует расхода драгоценного в условиях войны топлива. Для полной остановки украинских железных дорог требуется дальнейшее поражение тепловых и гидроэлектростанций и высоковольтных подстанций, распределяющих электроэнергию от атомных электростанций. В случае продолжения Россией атак этих целей через две-три атаки будут поражены все тепловые и гидроэлектростанции и отключены все оставшиеся атомные электростанции, после чего поставки Украиной на фронт оружия, боеприпасов и солдат будут крайне затруднены.
Украине досталась от СССР самая плотная и самая модернизированная сеть железных дорог, 100 % украинских железных дорог электрифицированы, 90% локомотивного парка составляют электровозы, поэтому полный переход с электрической тяги на тепловозную для украинских железных дорог просто невозможен – для этого нынешний тепловозный парк крайне недостаточен, а из-за российской ширины колеи железнодорожного полотна импортировать тепловозы просто неоткуда. Если параллельно с обстрелом тепловых и гидроэлектростанций будут нанесены удары по нескольким локомотивным депо, то украинские железные дороги просто встанут, и военные действия на этом практически закончатся – снабжение фронта только автомобильными перевозками будет для Украины крайне недостаточным.
Следует обратить внимание на политическое изменение позиции украинских властей после последних обстрелов. Президент Украины Владимир Зеленский, чьи полномочия истекают 31 марта, в одном из последних интервью заявил о некой корректировке украинской формулы мира и о границах 2022 года, в то время как ранее он говорил только о границах 1991 года. Это высказывание говорит о том, что на самом верхнем уровне на Украине начинают понимать, что война ими проиграна. В настоящий момент России никакие переговоры с Украиной не нужны, после уничтожения основных энергетических мощностей тепловых и гидроэлектростанций и после вынужденного заглушения атомных электростанций, после поражения соседних подстанций Украина окажется в каменном веке, и ее сопротивление будет недолгим. В этой ситуации России нужно просто продолжать наносить удары по украинской энергетической и транспортной инфраструктуре Украины до полной или до почти полной остановки железнодорожного сообщения на Украине, что приведёт в итоге к быстрой победе и к скорому окончанию СВО на Украине.
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик