Вечность касается нас и делает живыми

18 марта — начало Великого поста

Великий пост 
0
116
Время на чтение 4 минуты

Великий пост — исключительно благодатное время для борьбы с нашими грехами. И обретения твердой решимости жить подлинной жизнью. Так должны мы войти в течение сорока дней в дух Поста, чтобы в пасхальную ночь, в ежегодную нашу весну, Церковь навсегда вырвала нас из состояния уныния, угрожающего вечным отвержением от лица Господня. Когда-то Великий пост был временем подготовки оглашенных ко крещению, которое совершалось в Великую Субботу, накануне Пасхи. Великий пост — время, где дышит Дух Святой. Но это также время сражений и пустыни. А для нас — время подготовки к новому крещению Духом. Или, иначе сказать, покаянием — вторым крещением — должны мы родиться свыше, узнать, что во Христа крестившись, мы во Христа облеклись.

Первое событие в жизни Спасителя после Крещения — когда Дух Святой видимым образом сошел на Него — изведение Его Духом в пустыню. На этот раз Дух Святой открывается не в веянии тихого ветра, а в бурном вихре. И мы сейчас тоже как бы перенесены Духом Святым из наших серых будней и поставлены здесь в храме, чтобы начать Великий пост. Духу Святому надо сотрясти нас, поднять, унести далеко вперед, вернуть к жизни. Он зовет нас к строгому самоиспытанию и самоотвержению в течение этих сорока дней. Дух врывается в Церковь бурей, чтобы пробудить нас от нашего сна: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» Будет ли использована нами эта благоприятная возможность стать христианами? С каким духом приступим мы к этому Посту? Куда должны направить наши главные усилия? Господи, Душе Святый, куда Ты ведешь нас?

Что такое пустыня? Пустыня — это не просто уединенное место, удаленное от шума толп. Это место сокровенной встречи с Богом. Но также — суровой встречи с Богом. И суровой встречи с самим собой, испытание способности быть наедине с собою. Место встречи с искушениями, как это было у Господа, — с голодом, с холодом, с дикими зверями. В мире, где шум машин смешивается с завыванием радио и телевидения, — как нуждаемся мы в этих оазисах тишины, чтобы возвратиться к Богу! Более чем когда-либо современный человек нуждается в пустыне. Не найти ему Бога в шуме и гаме нового Содома. Тишина вводит нас в самые сокровенные наши глубины, где вечность касается нас и делает живыми.

Пост — это прежде всего алкание и жажда Бога, а не воздержание от сливочного масла. Разве самое великое желание человека — не есть желание абсолютного? Уединение существует для тех, кто жаждет Бога Живого. Пусть в наши молитвы Великого поста войдет хоть немного от этой святой тишины, которая наполняет сейчас наши храмы!

В мире, который не верит больше в существование греха, но скорее надеется на бесов, как важно для нас осознать, что вся жизнь человеческая есть сражение против зла! Однако наши главные враги — в нас самих. И диавол не забывает никогда никого из принявших крещение. Сам Христос подвергается искушению сразу же после Крещения. Принять крещение — не значит обрести защиту от искушений. Напротив, диавол ненавидит более всего во Христа крестившихся. Мы знаем, какие сражения он вел против святых — тех, кто был более совершенным образом Сына Божия. Кто из нас может надеяться, что диавол обойдет его, если он искушал Самого Господа? Если диавол оставляет нас в покое — не оттого ли это, что он уже перетянул нас на свою сторону? И более не нужно ничего ему с нами делать? Может быть, он видит, как предательски равнодушны мы бываем порой к тайнам Церкви и ко Кресту Христову, и готовы вступить в содружество с врагами истины?

Уготовимся к искушениям Великого поста и будем благодарить Бога за этот дар. Через искушения нам дано будет узнать, насколько мы хрупки и немощны, и таким образом начать учиться смирению. Только смирение сможет привести нас к Создателю нашему. Пустыня и уединение — подходящие места для искушений. Бог и диавол посещают нас, потому что знают, что найдут нас там такими, какие мы есть на самом деле.

Дух Святой ведет Христа через пустыню. Здесь когда-то Он воспитывал, вел богоизбранный народ во время долгого, в течение сорока лет, странствования по пустыне, уготовляя его для благовестия о спасающем человечество Боге. Святые отцы часто сравнивают сорокадневный Великий пост с этим сорокалетним шествием к земле обетованной. Искушения и поражения неизбежны. Но главное — избрать верное направление, и никогда не терять памяти, куда мы идем.

Великий пост требует поворота на сто восемьдесят градусов. Мы должны обратиться к Богу, к самой сути нашей жизни, отвернуться от идолов — от пустот, заполняющих наши умы и сердца. От всех ложных ценностей, которыми живет мир. Например, от денег, которые отравляют кровь не только грабителей, но и самые благородные сердца. Или от малейшего приражения нечистоты — в дни, когда предал Господь наш народ в руки нечистого.

Обратиться, покаяться — значит принять наши грехи всерьез, потому что мы приняли Бога всерьез. Значит, исполниться решимости оставить наши грехи — раньше, чем они оставят нас. Мы должны предупредить нападение на нас темных сил, этих самых страшных террористов, непрестанно осаждающих человеческие сердца. Обратиться — значит открыться действию Духа Святого, потому что наш корабль — вы знаете этот древний святоотеческий образ Церкви — поднимает сегодня свои паруса навстречу Божественному дуновению. Такой корабль не может сдвинуться с места без ветра. Но и ветер ничего не может сделать, если плывущие на корабле не поднимут паруса.

Какое дыхание Духа в этих первых богослужениях Великого поста! Какие слова! Как раскрывается глубина нашего грехопадения! И какая надежда подается нам! Сколько грешных людей стали святыми, благодаря Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского! А разве не те же самые слова слышим и мы? Почему же не стремимся стать, как они? Обратиться, покаяться — значит услышать в себе этот призыв Господень к святости, обращенный ко всем. Христианин, не стремящийся к святости, — недостоин носить имя христианина.

Пост ради поста не имеет никакого смысла. Настоящий пост — переход, тот, который совершается, как мы услышим в конце, — от смерти к жизни и от земли к небесам.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Все будет погублено, если Христа воспримут как земного царя
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим
27.04.2024
Предел нашей беды – Божий час
27 апреля — Лазарева суббота
26.04.2024
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Великий пост
«Всё начиналось с одобрения, а закончилось убийством»
Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим
28.04.2024
На Страстной седмице приостанавливает свою работу форум РНЛ
Вниманию читателей Русской народной линии
27.04.2024
«Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне»
Завтра Святая Церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим
27.04.2024
«Земная наша жизнь – часть вечного пути»
Проповедь в Лазареву субботу
27.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48