Прошло уже почти две недели после кончины народного артиста Валерия Михайловича Ивченко. Я посчитал своим долгом принять участие в отпевании р.Б.Валерия, которое проходило 5 марта 2024 г. в соборе Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Он проживал рядом в Поварском переулке и был верным прихожанином этого храма.
Я приехал с дальнего прихода. Отпевание совершали соборно пять священников, в том числе духовник Валерия Михайловича иеромонах Давид, приехавший с Валаамского монастыря.
Отпевание прошло несуетно, молитвенно и светло. Прекрасно пел церковный хор. Я читал Евангелие над усопшим. Отец Давид разрешительную молитву. Было много актеров и почитателей.
К моему удивлению, в официальных новостных репортажах не было опубликовано ни одного снимка с отпевания, только с прощания в театре. Даже на сайте собора только текстовая информация.
Хочу для истории опубликовать пару любительских снимков (к сожалению, не лучшего качества).
При прощании в храме было сказаны слова прощания. Признаюсь, у меня также было желание приложить свое слово, но не хотелось затягивать церемонию, нужно было ехать на Смоленское кладбище.
Восполняю этот пробел своим письменным словом воспоминания и прощания с великим актером.
Слово прощания
Я был знаком с Валерием Михайловичем Ивченко 20 лет. И на протяжении всего этого времени я постоянно открывал для себя этого Большого Мастера.
Дерзаю сказать, что «познакомила» меня с Валерием Михайловичем игумения Таисия. Дело в том, что в начале 2000-х годов у меня возникла идея проводить Таисиинские концерты. Будучи настоятелем храма св.Иоанна Богослова на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге, я познакомился с народным артистом Кириллом Юрьевичем Лавровым, который в детстве был крещен в этом храме. Кирилл Юрьевич, узнав о моей идее, предложил проводить концерты на сцене его БДТ.
Однажды я спросил его, кого из актеров театра можно было бы пригласить для участия в вечере. Кирилл Юрьевич тут же посоветовал: «Обязательно обратитесь к Валерию Михайловичу Ивченко». Тогда его имя мне много не говорило, я не был заядлым театралом. Я позвонил Валерию Михайловичу, и меня поразило то, что он сразу согласился принять участие. Мне не пришлось его уговаривать, говорить о гонораре. Он воспринял мою просьбу как будто за послушание, - такая ассоциация у меня возникла в тот момент, - и прекрасно выступил, глубоко и эмоционально прочитав стихи игумении Таисии.
Для меня это было первое открытие: «актер-послушник» - так для себя я назвал его. Впоследствии Валерий Михайлович безотказно выступал почти на всех Таисиинских вечерах (их было всего 15). Читал наставления св.Иоанна Кронштадтского, других подвижников. Его не нужно было уговаривать, достаточно было благословить. Тогда я понял, что он не просто верующий человек. У него была какая-то церковная структура сознания: и театр, и участие в вечерах – все это было для него служением. Он был актером сверхидеи. Он занимался не только самовыражением, как любой творческий человек, но выражал нечто большее, чем себя: служил Богу. И в этом он был подвижник.
На одном из Таисиинских концертов, посвященном прп. Серафиму Вырицкому, я попросил Валерия Михайловича прочитать «От Меня это было». В этом духовном произведении весь монолог идет от имени Бога. Какое же надо было иметь дерзновение и смирение, чистоту сердца и покаяние, страх и трепет, чтобы воплотить все это в чтении со сцены. То, как Валерий Михайлович прочитал тогда – было потрясением для всех, до сих пор его голос звучит в моей памяти.
Потом я открыл еще одно «П» в его отношении. Я увидел, что он глубоко воцерковленный человек, регулярно совершает паломничества на Валаам, проводит там Великий и Успенский пост, участвует во всех службах, имеет духовника валаамского монаха. Тогда я понял, что он – праведник. Он жил по правде Божией, жил для Бога и служил Ему. Главным для него была вера. И поэтому так глубоко было все, что он делал в творчестве, которое было его исповедью перед Богом, и проповедью Бога. Мне кажется, он никогда никого не играл, а был всегда сам собой. И главным его зрителем был Господь. Я даже не знаю, кого в нем было больше: актера или Божьего человека?
У Валерия Ивченко были все возможные на земле титулы актера: лауреат, заслуженный, народный... Но я хочу приложить к ним свои титулы, три «П»: актер-послушник, актер-подвижник, актер-праведник!
Протоиерей Геннадий Беловолов, сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети