В минувшее воскресенье за Божественной Литургией мы слышали притчу об исцелении иерихонского слепого (Лк. 18:35-43). Физически слепой человек по имени Вартимей (его имя называет евангелист Марк), которому сказали, что идёт Иисус Назорей духовными очами прозревает, что перед ним Господь, и исповедует его Сыном Давидовым. Возможно, он уже слышал о чудесах, которые творил Иисус, но называя Его Сыном Давидовым, он исповедует Иисуса как Мессию, чего не признавали даже некоторые апостолы. Он – слепой физически – видит то, чего не видит толпа зрячих людей, окружившая Иисуса в Иерихоне.
Это – очень русская притча. Можно сказать даже – пророчество о Росиии.
Мы помним, как на заре русской цивилизации Господь напустил слепоту на взявшего приступом Херсонес князя Владимира, который к тому времени уже решил креститься, но захотел взять веру силой. И хотя известно, что «Царство Небесное силою берётся (Мф.11:12), но Господь, видимо хотел, чтобы глава будущего Третьего Рима не чувствовал себя только победителем. И вот он – победитель – становится беспомощным слепцом, чтобы у него открылись духовные очи, и ими он увидел Истину Христовой Веры. И прозревший после крещения князь Владимир не только крестит Русь и становится Равнопостольным, но и настолько проникается благоговейным отношением к Вере во Христа, что решительно меняет свою жизнь. Больше того, как нам известно из летописи, он не решается даже отнимать жизнь у преступников, из-за чего даже духовенство просило князя использовать власть по назначению.
Так началась самобытная русская цивилизация.
Мы помним также, как повёл себя ослеплённый врагами Великий князь Василий Васильевич, услышав проповедь тогдашнего главы Русской церкви, новоявленного кардинала Папы Римского митрополита Исидора, только вернувшегося после подписания унии с Римом. Физически слепой Василий Тёмный духовными очами узрел предательство веры Исидором, что не сразу увидели физически зрячие архиереи и бояре. И вот по воле великого слепца Василия Второго этого кардинала-победителя отправили в узилище за преступление против чистоты Христовой веры. Верховная власть тогда защитила чистоту Православия, которую предала власть церковная.
С этого началась автокефалия Русской Церкви.
В воскресенье вспоминался день Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. И тут мы видим действие того же алгоритма русской истории. В феврале 1917 года подавляющее большинство архиереев и священников Русской Церкви пребывали в духовной слепоте. Изменниками – генералами, сановниками и политиками – был совершён государственный переворот во время внешней войны. И если бы Святейший Синод не признал законность государственного переворота, неизвестно, как повернулся был ход истории. Но Синод закрыл глаза на преступление и отрёкся от Царя вслед за изменниками. Больше того многие архиереи служили по случаю «обретения Россией и Церковью свободы» праздничные молебны (это в разгар Великого поста!). А духовенство с энтузиазмом осваивало новые права, избирая себе удобных архиереев и изгоняя «мракобесов-монархистов». Император же был оставлен всеми и забыт… «Кругом измена и трусость и обман» – таким приговором оценил происходящее Царь-Мученик.
Но потом наступило прозрение, открылись духовные очи, и эти же самые архиереи и священники безстрашно исповедовали Христа перед лицом гонителей. Неслучайно список архиереев-новомучеников возглавляет митрополит Киевский Владимир, первенствующий член Святейшего Синода в феврале 1917-го, помогавший лично выносить из залы заседаний Синода трон Императора. Да и другие члены Синода приняли мученическую кончину…
С этого началось возрождение Русской Церкви, ибо «кровь мучеников – семя христианства».
Вот такая она совсем русская притча о слепце Вартимее…
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России
7. Ответ на 5, Сергей:
А требовать какого-то особенного отношения, выделения их из сонма святых особенным именованием, титулами и т.д. - зачем? Зачем в Царствии Небесном титула? "Святии страстотерпцы Николае и Александро" - уже достаточно отражало бы и их святость, и нашу любовь и благоговение.
Но, по факту, обычно возглашается с указанием царственного звания - "молитвами святых царственных страстотерпец царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия и великих княжен Татианы, Ольги, Марии и Анастасии".
А на кратком молебном запеве - без имен, "святии царственнии страстотерпцы, молите Бога о нас!". На то он и краткий. Мы же на запеве не перечисляем, например, святых Севастийских мучеников по именам.
Во-первых, речь не идет о кратком молебном запеве.
Во-вторых, на той же литии всех святых положено поминать в соответствии с ликом (разрядом), к кторому они принадлежат: апостолы, пророки, святители, преподобные, патриархи, князи, цари и проч. В отношении Царя и его Царственной семьи зачастую этого не происходит.
Об этом разговор.
6. Ответ на 2, Георгий:
5. Ответ на 1, ipopov:
А требовать какого-то особенного отношения, выделения их из сонма святых особенным именованием, титулами и т.д. - зачем? Зачем в Царствии Небесном титула? "Святии страстотерпцы Николае и Александро" - уже достаточно отражало бы и их святость, и нашу любовь и благоговение.
Но, по факту, обычно возглашается с указанием царственного звания - "молитвами святых царственных страстотерпец царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия и великих княжен Татианы, Ольги, Марии и Анастасии".
А на кратком молебном запеве - без имен, "святии царственнии страстотерпцы, молите Бога о нас!". На то он и краткий. Мы же на запеве не перечисляем, например, святых Севастийских мучеников по именам.
4. Ответ на 1, ipopov:
3.
Что произошло тогда, в 1917 году? Духовная слепота священников и архиереев, и измена генералов, сановников и политиков? Или духовная слепота тех и других? Или измена тех и других? Или, охватившее, тех и других, стадное чувство? Куда все - туда и мы?
Поразительно, православная страна, православная вера, православная Церковь, православный Царь - и на тебе! Всё опрокинули! А мотив был, хоть какой? Хотим как на западе, и всё тут! Так что ли?
2.
1. Предательство Синода в 17-ом году