В качестве эпиграфа: «За время просмотра данного фильма я понял одно - к просмотру наших современных адаптаций сказок нужно готовиться! Сначала нужно помолиться, потом три раза плюнуть через левое плечо, потом три раза в режиссера, после надеть шапочку из фольги и начать просмотр». (ONETUZ. Из обсуждения на Кинопоиске).
Сказано, неомненнно, весьма остроумно, но... очень уж субъективно.
Эти слова можно, конеечно же, применять к нам, уже насмотревшимся так сказать "контента", фабрикуемого дельцами от роскино. Однако же, не будем забывать про то, что "обжёгшись на молоке, дуют на воду". Иначе за деревьями глупых штампов мы не увилим света в конце тоннеля.
Итак, вышедший год назад «Чебурашка» своими феноменальными сборами вдохновил прокатчиков и дал основания для представителей индустрии сделать несколько оптимистических заявлений на тему того, что «новый российский кино-шоу-бизнес» вполне сможет потягаться силами с самим Голливудом!
С меньшим, разумеется, коммерческим успехом и резонансом, но, всё же, достаточно успешно прошла картина про Емелю. А там дальше – и «Бременские музыканты» и т.д. и т.п. Благо, переделывать на новые лады есть пока ещё что. И пока ещё народ не очень активно плюётся, кинофабриканты «куют деньги не отходя от кассы».
Понимая, сто эти, так сказать, сказки тоже могут рано или поздно надоесть зрителю, как надоели фэнтезийные кинокартины на «историческую тематику».
Рецепт этих поделок весьма прост: берётся знаковая для нашей культуры сказка, которая насыщается некими моментами буффонады, которые любителям камеди-клабов кажутся довольно забавными, и всё это преподносится в достаточно броском антураже. Тем более, что фантазия у художников по костюмам имеется, а природными красотами нас Господь не обделил: есть, что показать в кадре.
Итак, что же пишут в народе про очередную «сказку на новый лад».
Sandra83 (Обсуждение на Кинопоиске):
«У фильма есть два явных достоинства: это неописуемой красоты пейзажи и музыкальный ряд: уместный, яркий и в то же время ненавязчивый. С остальным хуже.
Первый явный прокол сценария - это то, что Емеля обманывает слепого отца, притворяясь, что не дорос до работы. Сказочный Емеля был лентяй и глуповат, но бессердечным он точно не был. А тут, получается, щуку волшебную пожалел, а отец родной побоку, пусть мучается. Это уже не глупость и не инфантильность, а равнодушие и подлость. После такого сложно воспринимать Емелю как героя.
А теперь о странностях, их хватало. Персонаж Юрия Колокольникова уж слишком гротескный, и за что на него все ополчились, не очень понятно, ничего особенно плохого, кроме мелкого обмана, он не сделал. Царица Агриппина вышла пугающей и вообще пришита к сценарию белыми нитками. Сюжетная линия, в целом, как будто сшита из лоскутков: тут и Емеля, и Царевна-лягушка, и явные параллели со «Сказом про Федота-стрельца», и «Варвара-краса длинная коса» вспоминается, а работящий царь - будто из мультика «Про Вовку в Тридевятом царстве». С политическим окрасом, по-моему, перегнули палку. И я никак не могу воспринять современные словечки и выражения в традиционном фольклорном сюжете, смотрится очень чужеродно. Хотя, если вспомнить те же сказки Роу, в них тоже всегда была связь с современностью, но как-то иначе это было сделано и выглядело уместно. Сейчас так пока не получается.
Картинка яркая, костюмы неплохие. Но я никак не могу определить, на зрителя какого же возраста это рассчитано? Вряд ли это увлечет ребенка до 10 лет, сюжет довольно затянутый. Но подросткам тоже уже скучновато, а ряд шуток и реплик рассчитаны на взрослых. Кажется, создатели фильма и сами с этим точно не определились».
Георгий Фадин (Кузбасс-медиа):
«Главная проблема фильма «По щучьему велению» состоит в том, что ему предшествовало. Есть основания полагать, что создатели кинополотна не какие-то злобные гении, которые хотят убить сказочный дух. Они явно просто действуют по проверенной формуле. «Богатыри», «Последний богатырь» «Конек-горбунок» собирают зрителя и кассу. Про рекорд «Чебурашки» вообще можно не упоминать. Вот и киноделы не видят смысла что-то менять в формуле.
Фонд кино поддерживает проект и выделяет деньги. Немного рекламы и зрители (в большинстве своем дети и их родители) идут в кино. Родители ведут детей из-за знакомых образов, а детям кино интересно из-за яркой картинки. Система налажена и отработана. И претензий к подобному конвейеру нет, пока фильмы несут хоть какую-то смысловую нагрузку. Есть ли она в экранизации сказки про Емелю? Как ни странно, есть.
Создатели очень осовременили народную сказку, из-за чего фильм теряет в атмосфере. Однако, у фильма есть заметные плюсы.
Во-первых, главный герой. Порой его поступки вызывают вопросы, но он по сути своей беззлобен и не подл. А это уже делает его лучше некоторых других героев современных экранизаций. Кроме того, он вполне эволюционирует как личность и как персонаж.
Кроме того, фильм достаточно прозрачно даёт зрителю вполне нужные посылы. Немного спорные в деталях, но в целом вполне понятные и человечные. О том, как важно ценить близких, думать не только о себе и хотя бы иногда задумываться о добре, которое для тебя делают люди. Тривиальные, но всегда актуальные темы, которые вполне вяжутся с духом русской сказки.
«Я, если честно, побаиваюсь коммерческого успеха такого рода фильмов. Уже пишут, что за первые недели фильм "По щучьему веленью" принёс больше миллиарда рублей.
Это значит, что мы обречены в ближайшее время на продолжение "Чебурашки" и на скучные сказки с ужасной компьютерной графикой.
У меня было почти два часа, чтобы подумать. И я понял, что этот пресловутый коммерческий успех вызван не достоинством этих сказочных фильмов.
А тем, что других просто нет, а хорошие мы уже не снимаем.
Разучились.
Менеджеры-продюсеры просто поймали тренд и сейчас будут его беспощадно эксплуатировать».
Ко всему сказанному хочется добавить только то, что недавно мы с ужасом узнали, что руки российских кинодельцов, оказывается, дотянулись и до «Руслана и Людмилы».
П.С.
Хотя "По щучьему велению", всё-таки, фильм хороший. Шутки не всегда на уровне, это да.
Но уже появился свет в конце тоннеля.
Редакция «Русской Народной Линии»
34. Ответ на 30, Vladislav:
Что-что? Есть одна вечная Книга, и про законы природы там ничего не написано...
33. Ответ на 27, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Отче, спасибо, интересные экскурсы Вы предлагаете в историю музыки 1970-х.
Для меня в юности "Весёлые ребята" воспринимались как попса из "Утренней почты" с Буйновым и Глызиным, а, оказывается, в ранние годы они интересные вещи играли.
Но я же 1970 г.р. поэтому когда начал слушать музыку, то это был вначале Высоцкий и упоминавшийся тут в чате "Карнавал", ну, а потом уже - когда появился собственный приличный магнитофон - сразу (возродившийся тогда) ДипПёрпл и (только-только почивший) ПинкФлойд. Тогда уже было не до ВИА.
32. Ответ на 30, Vladislav: PS.
31. Ответ на 30, Vladislav:
30. Ответ на 26, Константин В.:
29. Ответ на 23, Vladislav:
Почаще прислушивайтесь к советам Сергея Серафимовича (С.Югов), это поможет лучше понимать темы статей..
Изучайте, изучайте советскую песенную классику и Вы больше узнаете о жизни в СССР.
28. замечательно
https://yandex.ru/video/preview/610826482277063098
27. а вот ещё, дорогой Павел. Лерман. И кто меня обвинит в не-пролетарском интернационализме
26. Ответ на 21, Vladislav:
Владислав, электричество выключите себе. Дар прогресса, дар напрасный...
25. Продолжаем марафон просмотра современных российских киносказок