В среду, 6 декабря, в день памяти святого Александра Невского, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в храме, посвященном благоверному князю, Александро-Невской лавры. Литургию в Свято-Троицком соборе возглавил епископ Петергофский Силуан, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник обители епископ Кронштадтский Вениамин, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, благочинный архимандрит Никита (Марков) с братией лавры, игумены Антоний (Гутник), Фома (Василенко), протоиерей Александр Пелин, иеромонах Николай (Бестужев), иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Пел мужской хор СПбДА под управлением Петра Белокрылова.
За богослужением молились игумения Илариона (Феоктистова), члены Александро-Невского братства, учащиеся Школы народного искусства императрицы Александры Феодоровны.
«Православный Санкт-Петербург торжественно отмечает сегодня день кончины своего небесного покровителя – святого благоверного великого князя Александра Невского, – сказал владыка в проповеди. – Ему пришлось жить в трудное время, в тринадцатом веке. Тяжелейшие испытания пришли тогда на Святую Русь. Нам трудно себе представить то время, про которое мы читаем в трудах историков, а сколько историков – столько мнений. Но очевидно то, что на Русь пришла беда, которую не ждали: пришло татаро-монгольское иго, которое на четверть тысячелетия остановило развитие Отечества. Александру Невскому было семнадцать лет, когда полчища монгольские вторглись в пределы Святой Руси. Они до этого покорили Китай – а это великая древняя цивилизация, – Индию и пришли на Русь. Шли они в Европу, по пути захватили земли волжских болгар, мордвы, чувашей и пошли на Рязань. Походы они совершали в основном в зимнее время, когда можно передвигаться по льду, ведь мостов тогда не было. А полчища были несметные – одни историки говорят, пятьсот тысяч, другие – триста, но ясно, что огромное количество воинственных кочевников прибыло в русские пределы. Наши города были тогда небольшими – максимум пятьдесят тысяч жителей насчитывалось в Рязани, Владимире. Действующей армии не было – у каждого князя была дружина, человек триста-четыреста, они в основном следили за порядком в городе. Когда начиналась война, армию набирали из ополченцев. Они были вооружены топорами, косами, копья и мечи в руках держать не умели. Население Руси в то время было всего-навсего двенадцать миллионов человек. Татары, взяв Рязань, разорили ее полностью, сожгли все, что можно сжечь, двинулись в сторону Москвы, это был маленький городок, они легко его прошли и устремились во Владимир. Несмотря на то, что город был большой, его постигла та же участь – осада длилась не больше недели. Кто мог идти, тех уводили в плен, кто не мог – тех убивали на месте. Оставшихся облагали данью – они должны были отдавать в Золотую орду десять процентов имущества».
«Затем монголы двинулись на запад, прошли Тверь и приблизились к окраинам Новгородской земли, где княжил Александр Невский, – продолжил архипастырь. – Но сил у них не хватило, уже началась весенняя распутица, и было принято решение повернуть на юг. Затем пришли к Козельску, встретили сильное сопротивление. Летом были взяты Киев, Чернигов, опустошены южные области, хотя они и подошли к Венгрии, Чехии, но Европу захватить уже не смогли. Александр Невский все это видел, он понимал, что его дружина с этой силой не справилась бы. Как мог, он оградил Русь с запада, разбил шведов, немцев, а с татарами нужно было прибегнуть к дипломатии. Князь стал ездить в Золотую орду, способствовал образованию там православной епархии, чтобы наших пленников могли окормлять священники. Он успешно проводил переговоры – это помогало ограничивать набеги татар на Русь, добивался от других князей, чтобы все исправно платили им дань. И так сумел сохранить наши земли, нашу веру. Церковь тогда была объединяющей силой – княжества были разобщены, каждый получал свой ярлык, а митрополит получал один ярлык на всю Церковь. Церковь была едина, и это помогало людям чувствовать себя единым русским народом. Южные земли, как мы уже говорили, были опустошены, и русские люди стали устремляться на север. Родители преподобного Сергия Радонежского, например, жили под Ярославлем, а потом переселились в северные края. В четырнадцатом веке святой основал на севере десятки монастырей, которые стали оплотом российской государственности и Церкви. Постепенно Русская Церковь благодаря преподобному Сергию Радонежскому, благоверному князю Димитрию Донскому продолжала дело святого Александра Невского, укрепляла народ в служении Отечеству».
«Сам Александр Невский руководствовался в жизни Евангелием. Он прекрасно знал Слово Божие, историю Церкви, латинский язык – тогда он был международным, как сейчас английский. Ему было известно, что крестоносцы творят в Константинополе: они пошли "освобождать от мусульман" Святую землю, а на самом деле разрушали и грабили православные города. Поэтому князь никогда не ждал ничего хорошего от Запада, а надежду возлагал исключительно на Бога. А что говорит Господь? "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13:34). Вот чего не хватало в нашем полуязыческом мире – любви! "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). Самоотверженное служение Богу, Церкви, людям снискали любовь и уважение к Александру Невскому на Святой Руси. Были у него и противники, но большинство его поддерживало, и он, как мог, ограждал русских людей от тягот, которые приходили на их землю. Чему может научить нас житие святого Александра Невского? Чувство патриотизма мы должны воспитывать в детях, прививать им любовь к Родине. Мы должны радоваться, что наши предки оставили нам такое наследие. Но сейчас Господь послал нам испытание: наши бойцы несут служение в зоне боевых действий, нуждаются в нашей поддержке – молитвенной, материальной, духовной. Нужно проявлять такой же патриотизм, как проявляли наши предки в прошлые века. Мы должны помогать Отечеству отстоять свою независимость от западного мира, который пытается навязать нам свои "ценности". А наши ценности – православные, основаны на Библии, на Слове Божием. Будем хранить их и молиться святому Александру Невскому, чтобы он укрепил, помог достойно противостоять агрессорам, выдержать испытания и стать лучше», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона священноисповедника Михаила Союзова.
«У нас сегодня большой праздник – мы вспоминаем успение великого князя Александра Невского, – сказал в ответном слове епископ Вениамин. – С тех пор прошло семьсот шестьдесят лет, это огромный отрезок времени, но почему мы продолжаем перелистывать страницы истории и вновь обращаться к личности Александра Невского? Мы видим в нем те качества, которые сейчас необходимы нам для жизни: это жертвенная любовь, крепость веры, преданность своему Отечеству, патриотизм, благодаря которому наше государство сохранило свое единство, свою нацию. Говоря о нем, мы говорим о нас, потому что он остается для нас символом, идеалом». Наместник поблагодарил владыку и подарил букет цветов.
Святой Александр Невский (в схиме – Алексий) скончался по пути из Орды в Городце 14 ноября 1263 года, а 23 ноября/6 декабря был погребен в Рождественском монастыре Владимира. Его почитание началось сразу по погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания великий князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года император Петр I после войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей святого в новую столицу – Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября, а 30 августа 1724 года были установлены в Александро-Невском монастыре.
Двухэтажная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского – первое каменное сооружение лавры, один из сохранившихся памятников петербургской архитектуры начала XVIII века. Верхний храм освящен в честь святого Александра Невского 12 сентября 1724 года, нижний – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1725-го. Здесь же была устроена усыпальница членов царской семьи и именитых вельмож. Первое захоронение состоялось в 1723 году – здесь была похоронена вдовствующая царица Прасковья Федоровна, вдова старшего брата Петра I царя Иоанна V Алексеевича. Громким событием стали похороны генералиссимуса Александра Суворова 19 мая 1800 года. В церкви регулярно совершались богослужения, которые прекратились только после ее закрытия в 1933 году. В 1948-1949 годах оба этажа храма занял Музей городской скульптуры. После ремонтных работ 15 мая 1950 года церковь открылась для посетителей музея. Верхний Александро-Невский храм был возвращен лавре в январе 2021 года, нижний Благовещенский – в августе 2023-го.