23 ноября 2023 г. состоялся 1 Съезд-конференция историков России на тему «Методология преподавания русской истории». Отрадно и радостно было посетить этот Съезд. Ведь именно методология преподавания в современной школе, где срезается смысловое мышление, шизофренизирует сознание наших детей. Именно современная методология обучения разрушает сознание ребенка. Происходит интеллектуальный геноцид через систему образования.
Те методологические принципы обучения, которые есть сейчас, они ложные! Принципиальные основы современного образования – это формальное, абстрактное, догматическое, аксиоматическое обучение.
История это один из важнейших школьных предметов, формирующих мировоззрение. Как мы знаем школьное обучение – это построение научной картины мира и определенного мировоззрения.
Ответ на вопрос «Кто мы?» предполагает, прежде всего, наше настоящее, и это настоящее целиком зависит от прошлого («Откуда мы?») и только это определяет наше будущее («Куда мы идем?»).
Уже давно родители бьют тревогу по поводу нынешнего образования, однако процессы его разрушения только набирают обороты. Отказ от пути либерализма в масштабах всего государства позволит остановить эти процессы и направить их на путь возрождения отечественного образования. Пока идет борьба за наше образование – дети растут и учатся сейчас. В России растет родительский протест против продолжающихся реформ в образовании, многие начинают искать альтернативу школьному обучению. Одна из альтернатив – это множество частных школ и центров, в том числе онлайн, но во всех этих школах учат по тем же школьным стандартам и разрушительным методикам – по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты).
Пришла мысль: а что если возродить самое лучшее, что было в образовании, если смотреть сквозь призму исторических процессов – внедрения и результата? Да, наше советское образование было самым лучшим в мире! «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой!» (Дж. Кеннеди). Появилась попытка начать заниматься онлайн по советским методикам и советским учебникам насколько это возможно в современной обстановке, с оглядкой на современные требования и тот же ФГОС. В итоге вырос онлайн центр «Достояние», обучающий по советским учебникам. Сейчас это уже 1-9 классы, будут и 10, 11.
Принцип советской школы – это обязательное усвоение знаний, а так же принцип понимания, который был закреплён во всех советских учебниках. На максимально трудном материале создавались учебники максимально удобоваримые для детей – максимально понятные!!! Советские учебники писались не под какую-то псевдоидею, а так, что бы материал подавался максимально понятно! Учебники природосообразны, они предполагают, что ребёнок приходит в школу, каким он и должен приходить, то есть ребёнок не должен уметь читать и писать, приходя в 1 класс. Учебным навыкам ребёнка должна научить школа!!! Начинали с буквально элементарного опыта ребёнка, но так как шли природосообразно, опираясь на образное мышление, наглядно-действенное мышление, природу восприятия. Было много дидактического материала, все бралось руками и передвигалось руками. У детей было образное восприятие.
В учебниках материал подан системно, логично, последовательно, постепенно, от простого к сложному, но быстрыми темпами. И в итоге, например, если взять математику, ребенок в 1 классе знает 4 действия, счёт в пределах 100 (современная школа в пределах 20), начинает изучать таблицу умножения в январе 1 класса (в современной школе со 2 класса 2 полугодия) – сейчас темп ниже в 4 раза!!! Советский учитель никогда не задавал на дом то, что не проработал с учеником в течение урока, а современные программы заставляют учителей задавать столько, сколько он проработать и объяснить в течение урока не может.
Принцип советской школы – обязательное усвоение знаний – это центральное звено педагогической психологии. В современной школе принцип усвоения отсутствует, самое главное сейчас – это информационный поток, а уж что ты усвоишь – это твоя проблема. Учитель не шёл дальше, пока все не усвоят урок. И если контрольная или самостоятельная работа показывала, что материал не усвоен – возвращались к изучению заново. Не усвоил, а мы идём дальше – и в этом жестокость. Сейчас главное не результат, а процесс.
Советская школа знала, каких выпускников она хочет воспитать. Она именно воспитывала. Она воспитывала личность. Было воспитано два новых поколения, которые были настоящими людьми. В каком смысле? Это были люди служения. У них были высокие идеалы.
Когда человек живёт возвышенными идеалами – он счастлив и это нельзя заменить ничем материальным. Это воспитывалось всем содержанием системы образования. Главное, чтобы ребенок понимал и трудился.
Советская школа воспитывала самостоятельных и трудолюбивых людей, и поэтому были домашние задания. Домашние задания – это повторение, чтобы не было забывания, а самое главное – это воспитание самостоятельности.
И поэтому учебники были максимально понятные, чтобы ребенок мог вспомнить по учебнику и самостоятельно выполнить домашнюю работу. И эта самостоятельность и умение самому добывать знания и понимать – это тоже входило в воспитательный компонент советской школы.
Школа была социальным институтом, куда приходили дети из семьи с индивидуалистическим сознанием, в школе они встречались с продуманной традицией воспитания коллективистского сознания, сохраняя всё лучшее, развивая личностные способности, где так же давался и широкий круг культурологического образования.
Из школы выходил семьянин, подготовленный к добросовестной профессиональной деятельности, и человек культуры, патриот.
Сейчас мы продолжаем традиции советской школы и помогаем учиться детям младших и старших классов онлайн по советским учебникам. Уроки проходят в группах не более 10 человек в «живом формате» в режиме реального времени. Учиться в нашем онлайн центре может школьник 1-9 классов, перейдя на семейную форму обучения. В нашем онлайн-центре «Достояние» разработана программа обучения по советским учебникам, подобраны энтузиасты преподаватели начальных классов и предметники учителя для средней школы, количество часов на каждый предмет соответствует стандарту советской школы (их гораздо больше, чем в современной школе, что позволяет закрепить и отработать учебный материал в полном объеме).
Обучение проходит с оглядкой на ФГОС, чтобы детям было легко сдавать аттестацию и обязательные очные экзамены ОГЭ И ЕГЭ. В итоге ребенок усваивает материал в несколько раз больше, чем это требует ФГОС, спокойно сдает экзамены и самостоятельно делает уроки в течение учебного года. Приглашаем родителей и детей посмотреть, как проходят наши уроки.
Барянова Татьяна Андреевна, руководитель онлайн-центра «Достояние»