Перспективы развития авиационной промышленности в современной России

Вытеснение нас с зарубежного рынка авиаперевозок означает то, что нам больше не придётся жёстко подчиняться его правилам

Бывший СССР  Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
526
Время на чтение 6 минут
Фото: Из личного архива автора

Авиационная промышленность в России после распада СССР переживала не самые лучшие времена. Деиндустриализация 1990-х годов ударила, в первую очередь, по самым наукоёмким отраслям народного хозяйства. Помимо этого, отечественным авиакомпаниям пришлось как ориентироваться на жёсткие нормы по уровню шума воздушных судов, предъявляемых ICAO (Международная организация гражданской авиации), так и на отсутствие отечественных комплектующих в зарубежных аэропортах. Всё это мотивировало авиаперевозчиков массово закупать импортные воздушные суда, часто подержанные.

Российское же авиастроение выживало за счёт военных заказов, ограниченных заказов гражданских судов государственными ведомствами (что, в свою очередь, позволило сохранить заделы по «Ил-96» и «Ту-214»), а так же за счёт использования авиационных двигателей в качестве приводных установок для газоперекачивающих агрегатов. Но даже в отечественной продукции шло активное вытеснение узлов российского производства на их зарубежные аналоги. Это, в свою очередь, негативно сказалось на отечественных научных изысканиях в области материаловедения.

В качестве отдельной важной вехи постсоветского гражданского авиастроения стало создание «Sukhoi Superjet 100», совершившего первый полёт 19 мая 2008 года. Ныне же данный самолёт является весьма эксплуатируемой машиной.

Стоит отметить, что первая модификация «Sukhoi Superjet 100» содержала в себе огромное количество иностранных комплектующих, включая двигатель совместной российско-европейской разработки «SaM146» (который в будущем должен быть заменён на российский перспективный двигатель «ПД-8»).

До работы над «Sukhoi Superjet 100» конструкторское бюро Сухого не работало над созданием пассажирских судов, специализируясь исключительно на военной тематике, в которой демонстрирует превосходнейшие результаты, начиная с периода Великой Отечественной войны.

Создание «Суперджета» имело под собой амбициозную задачу – выйти на зарубежный рынок, что, хотя и в небольшом объёме было реализовано в прошлое десятилетие текущего века. Ныне же перед «Суперджетом» стоит задача обеспечения необходимого объёма авиаперевозок внутри России на фоне западных санкций.

Опыт применения в «Суперджете» иностранных комплектующих позволил российским авиаконструкторам изучить и перенять современный зарубежный опыт авиастроения.

29 августа 2023 года был произведён полёт первого полностью импортозамещённого борта «Sukhoi Superjet 100» с российскими перспективными двигателями ПД-8.

Ещё одним важным достижением современного российского авиастроения стал среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт «МС-21» («Як-242») разработки ОКБ Яковлева. Начало эксплуатации воздушных судов планируется начать в 2025 году.

Разработка данного самолёта пришлась на период введения экономических санкций против России в 2014 году и общим напряжением геополитической обстановки. Изначально же «МС-21» тоже должен был включать в себя большое количество иностранных комплектующих, включая вариант, оснащённый двигателями производства американской компании «Pratt&Whitney», а так же крылом, консоли которого изготовлены из американского композитного волокна. Параллельно шла разработка отечественного перспективного двигателя «ПД-14», прошедшего сертификацию в конце 2018 года, который так же планировалось выпускать для самолёта «МС-21».

В итоге западные санкции заставили отказаться от использования иностранных комплектующих. Первый полёт «МС-21», оснащённого двигателями ПД-14 и крылом из отечественных композиционных материалов состоялся 15 декабря 2020 года.

«МС-21» («Як-242») является продолжением развития линейки пассажирских самолётов «Як-40» и «Як-42», которые производились во времена СССР и были широко востребованы в отечественных пассажирских авиаперевозках. Самолёт «Як-42» производился отечественной авиационной промышленностью вплоть до 2003 года и требует замены на более современный и совершенный вариант, каким и должен стать «МС-21». Тем более, что самолёты-предшественники «МС-21», «Як-40» и «Як-42», созданные в 1970-е годы для замены устаревших «Ту-134», так и не смогли превзойти их по количеству выпущенных бортов, а «Ту-134» эксплуатируются до сей поры.

Очень важным моментом импортозамещения зарубежных комплектующих в отечественном авиационном двигателестроении стало внедрение российских сталей для производства подшипников ВКС241-ИД и ВКС17-ИД. По прочностным характеристикам эти стали не уступают применяемой ранее стали ЭИ347 , а по вязкости и пластичности они не уступают импортным цементируемым сталям M50 и M50Nil.

До этого отечественным производителям приходилось заказывать подшипники качения, устанавливаемые в наиболее важные и ответственные узлы двигателя, зарубежным производителям авиационных подшипников, либо закупать стали M50 и M50Nil для отечественных производителей шариковых подшипников, применяемых в авиации. Таких, например, как ОАО «ЕПК-Самара».

АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) совместно с ВИАМ (Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов) разработали сталь ВКС-18. Эта сталь является более прочной, нежели ЭП517 и ЭП866.

Перспективы внедрения новых подшипниковых сталей состоят далеко не только в импортозамещении зарубежных материалов и узлов в отечественных изделиях, но и в возможности выйти на зарубежный рынок, когда на то создадутся возможнсти.

Так же, подшипники из новых отечественных сталей могут применяться не только в непосредственно авиационных двигателях, но и в создаваемых на их основе газотурбинных установках, которые применяются на газокомпрессорных станциях.

Зарубежные широкофюзеляжные самолёты должен будет постепенно вытеснять, выпускаемый в Воронеже, «Ил-96». Пока что он оснащается четырьмя двигателями «ПС-90А», тягой 16 тонн. Постепенно их планируется заменить двумя перспективными двигателями «ПД-35». Тяга одного «ПД-35» будет составлять 35 тонн. Это, в свою очередь, самый мощный отечественный авиационный двигатель за всю историю их создания в нашей стране. Пока же он существует в виде демонстрационного газогенератора.

Разработанный в конце 1980-х годов, «Ил-96» так и не пошёл в своё время в крупносерийное производство из-за начавшихся трудностей, связанных с распадом СССР. Но благодаря сохранённым на предприятиях заделам, имеется возможность дать самолёту полноценно реализовать свои задачи. В полную силу это будет возможно, когда будет реализована схема с двумя двигателями «ПД-35», вместо четырёх. Ибо используемые ныне широкофюзеляжные самолёты «Airbus» так же оборудованы двумя двигателями высокой тяги.

Ныне же «Ил-96» используется в знаменитом «Отряде №1» и перевозит первых лиц Российского государства. Которые даже во времена засилия в нашей стране импортных самолётов продолжали летать на «Илах», поддерживая облик России, как великой авиационной державы.

В связи с возросшей потребностью в воздушных судах, возобновлено производство среднемагистральных узкофюзеляжных самолётов «Ту-214». 6 апреля 2022 года стало известно о том, что запущено производство 20 воздушных судов данной модели.

В своё время конструкторское бюро Туполева создало такую «рабочую лошадку» отечественной гражданской авиации, как «Ту-154». Данный самолёт производился вплоть до 2013 года, но морально устарел. Заменить его в своей нише и должен будет «Ту-214».

В 2019 году «Воронежское акционерное авиастроительное общество» (ВАСО) так же возобновило производство турбовинтовых ближнемагистральных самолётов «Ил-114». А первый полёт полностью российского самолёта «Ил-114-300» состоялся 16 декабря 2020 года.

Турбовинтовые «Илы» зарекомендовали себя за счёт своей простоты и высокой надёжности ещё со времён легендарного «Ил-18», который производился с 1957 по 1985 годы, и отдельные образцы и модификации которого используются до сих пор, но уже давно требуют адекватной замены на современные, отвечающие запросам времени, образцы.

Начало Специальной военной операции на Украине, как этап нарастающей в последние годы конфронтации с Западом, повлекло за собой усиление санкций против России, что практически полностью перерезало импорт авиационных судов и их комплектующих с Запада.

Несмотря на весь шоковый эффект для отечественных авиаперевозок, санкции так же открывают окно возможностей для нашего авиапрома, которому в прежних условиях было очень трудно конкурировать с иностранными производителями.

Конечно, за постсоветский период производственные возможности российской промышленности серьёзно сократились, поэтому стоит, очевидно, ожидать по некоторым грядущим проектам кооперации с тем же Китаем.

Досанкционный период, который был сопряжён с широкой доступностью иностранных воздушных судов, часто подержанных, серьёзно сдерживал возможности развития для отечественного авиапрома. В новой реальности, несмотря на трудности, эти возможности открываются. Необходимость замещения выходящих из строя самолётов, сделанных за рубежом, означает наращивание количества новых бортов отечественного производства. В свою очередь это создаст ситуацию, что авиакомпаниям вместо закупки в лизинг бывших в употреблении иностранных бортов, откроется дорога для приобретения отечественных воздушных судов. Главным преимуществом которых будет то, что они будут новые и более современные. Вытеснение нас с зарубежного рынка авиаперевозок означает то, что нам больше не придётся жёстко подчиняться его правилам, которые, в свою очередь, задают иностранные монополисты «Boeing» и «Airbus».

Ощепков Алексей Николаевич, член Русского Собрания, Пермь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Как заставить собственников вложиться в фундаментальные разработки .Нужны ,подшипники ,шестерни ,материалы .Есть МИСиС , есть "Север сталь" ,но нет Госплана ,который прикажет институту и олигарху в срок разработать то и это. Необходимо законодательно обязать владельцев "хребтообразующих" компаний выполнять мероприятия по недопущению технологического отставания и обеспечению всех потребностей "смежников" в России.Пользуетесь(например) алюминиевые "бароны" дешевой электроэнергией гидроэлектростанций на Ангаре и Енисее,которые строила вся страна .-Будьте добры разработать что-то , выпустить такой -то ассортимент (даже себе в убыток) ,а не то вместо рубля за киловатт будете платить 5 !
Павел К / 07.11.2023, 08:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Николаевич Ощепков
Россия и англосаксы
Перспективы мира и конфронтации между Россией и англосаксонским Западом
18.10.2024
Крестопад, или Добро должно быть с кулаками
О пределах толерантности в вопросах веры
16.10.2024
Популярная музыка в эпоху массового Интернета и Искусственного интеллекта
В продолжение статьи  Александра Г. Рубио «Упадок Рок-музыки» в издании Chronicles Magazine.
14.10.2024
Национальная и цивилизационная идентичность
О межцивилизационной сути украинского конфликта
09.10.2024
Царские дни
Важно извлечь правильные уроки
17.07.2024
Все статьи Алексей Николаевич Ощепков
Бывший СССР
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Звёздный час его жизни – Эстергомский десант
4 года с нами нет героя Советского Союза Михаила Владимировича Ашика
09.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58