«Та модель экономики, которая была навязана России после развала СССР и создания на его обломках Российской Федерации, обрекла нашу страну на перманентную стагнацию, утрату остатков национального суверенитета и создала предпосылки для ее дальнейшего распада. Оппозиционные силы, противостоящие нынешней власти, имеющей все признаки колониальной администрации, ищут выход из нынешнего тупика», – пишет в статье «Модель сталинской экономики: главные элементы и принципы. Часть 1 и часть 2», д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте РЭОШ.
«Сегодня все чаще вспоминают ту модель экономики, которая создавалась и функционировала в советский период нашей истории и которую уже окрестили “сталинской экономикой”. Именно она (после некоторых доработок с учетом новых условий) может и должна стать альтернативой нынешней либерально-экономической модели, превратившей Россию в полуколонию Запада. У меня на тему той советской модели написана книга, которая называется “Экономика Сталина” (М.: Институт русской цивилизации; издательский дом “Кислород”, 2016 год). По сути, книга представляет собой “некий чертеж”, с помощью которого можно было восстановить тогдашнюю модель. Данная статья представляет собой своеобразное резюме, дающее максимально сжатое описание модели. Название “сталинская экономика” достаточно условное. Имя Сталина вспоминается в связи с тем, что он был инициатором данной модели, вносил свои предложения по ее построению.
Переход к “экономике Сталина” начался с конца 1920-х годов. Эта модель пришла на смену экономике НЭПа, которая существовала с 1921 года. Новая модель призвана была обеспечить индустриализацию советского государства. А целей индустриализации СССР было три: 1) преодолеть экономическое отставание от ведущих стран Запада; 2) добиться полной экономической самодостаточности (или автаркии) для того, чтобы сделать бессмысленными любые блокады и санкции в отношении нашего государства; 3) создать мощную военную экономику для отражения любых агрессий против Советского Союза со стороны Запада. Это модель с полным основанием можно также назвать “мобилизационной”», – говорится в публикации.
«Сегодня коллективный Запад ведет (прикрываясь “украинским флагом”) необъявленную войну против Российской Федерации. Выстоять и победить в этой войне мы может лишь перейдя на рельсы экономической мобилизации. Сталинская, или мобилизационная модель экономики обеспечила нам победу в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. Указанная модель просуществовала до середины 1950-х годов, затем она начала последовательно разрушаться в результате так называемых “реформ” Хрущева, Косыгина-Либермана и других. В общей сложности модель сталинской, или мобилизационной экономики просуществовала около четверти века. А развал СССР в немалой степени обусловлен именно тем, что указанная модель стала осознанно или неосознанно уничтожаться», – подчеркнул профессор.
«Итак, буквально тезисно изложу суть сталинской модели экономики. Ее определяющими признаками и элементами являются следующие: общенародная собственность на средства производства, решающая роль государства в экономике, централизованное управление, директивное планирование, единый народнохозяйственный комплекс, мобилизационный характер, максимальная самодостаточность (особенно в тот период, пока еще не появился социалистический лагерь), ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели (стоимостные играют вспомогательную роль), ограниченный характер товарно-денежных отношений, ускоренное развитие группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления), сочетание материальных и моральных стимулов труда, недопустимость нетрудовых доходов и сосредоточения избыточных материальных благ в руках отдельных граждан, обеспечение жизненно необходимых потребностей всех членов общества и неуклонное повышение жизненного уровня, общественный характер присвоения и т.д. Каждый признак нуждается в развертке и комментариях», – отметил экономист.
«Коротко скажу лишь о некоторых из них.
Восьмой признак. Ориентация в первую очередь на натуральные (физические) показатели при планировании и оценке результатов экономической деятельности – еще одни ключевой принцип. Стоимостные показатели, во-первых, были достаточно условными (особенно в сфере производства, а не в розничной торговле). Во-вторых, играли вспомогательную роль. Причем прибыль была не самым главным показателем. Главным критерием эффективности было не увеличение денежной прибыли, а снижение себестоимости продукции. Десятый признак. Что касается ускоренного развития группы отраслей А (производство средств производства) по отношению к группе отраслей Б (производство предметов потребления), то это не есть лишь лозунг периода “большого рывка” 1930-х гг.
Это постоянно действующий принцип, учитывая, что речь идет не об абстрактной “социалистической экономике”. Речь идет о конкретной экономике СССР, который, по мнению Сталина, находился (и в обозримом будущем будет находиться) во враждебном капиталистическом окружении. В окружении, которое будет стремиться уничтожить Советский Союз как экономическими, так и военными методами. Лишь высокий уровень развития группы отраслей А в состоянии обеспечить эффективную борьбу СССР с враждебным капиталистическим окружением», – подчеркнул автор.
«Последовательный учет указанного принципа фактически означает, что сталинская модель – модель мобилизационной экономики. Иной быть не могло. Сталин совершенно правильно обосновал это, сформулировав следующий геополитический тезис: основным содержанием современной эпохи является борьба двух социально-экономических систем, социалистической и капиталистической. Тринадцатый признак. Хорошо известно (из произведений классиков марксизма), что важнейшим противоречием капитализма является противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. Так вот важнейшим принципом сталинской экономики является общественный характер присвоения, что и снимает существовавшее при капитализме “проклятое” противоречие.
Принцип распределения по труду дополняется принципом общественного присвоения. Конкретно речь идет о том, что создаваемый общим трудом прибавочный продукт достаточно равномерно распределяется среди всех членов общества через механизм понижения розничных цен на потребительские товары и услуги и через пополнение общественных фондов потребления. В среднесрочной перспективе Сталин даже предлагал перейти к бесплатному распределению такого жизненно важного продукта, как хлеб (об этом он говорил вскоре после окончания войны и называл время, когда это примерно может произойти – 1960 год). Продолжение следует …» – заключил первые две части статьи Валентин Катасонов.