Первые итоги выборов в парламент Польши (в сейме — 460 мест, в сенате — 100 мест), прошедших 15 октября, показали лидерство правящей партии «Право и справедливость» (ПиС), следует из данных Национальной избирательной комиссии. Пока на выборах в сейм у нее 40,46%, а в сенат — 39,57%. На втором месте «Гражданская коалиция» (ее возглавляет партия экс-премьера Дональда Туска), у нее 26% в сейм и 26,12% в сенат. Третье место у альянса «Третий путь» — 13,88 и 8,45%, сообщают «Известия».
Если партия Ярослава Качиньского ПиС победит, то кабинет министров Матеуша Моравецкого может остаться у власти на третий срок — ранее никому не удавалось трижды выиграть парламентские выборы. Вряд ли такой сценарий возможен и сейчас, уверены оппозиционные партии.
Несмотря на победу ПиС, они набрали недостаточное количество голосов для того, чтобы сформировать правительство. По идее победившая партия должна иметь приоритет при формировании кабинета министров, однако оппозиционные партии уже обращаются к президенту с просьбой опустить эту формальность.
«Мы обращаемся к Анджею Дуде с просьбой дать нам возможность сформировать оппозиционное правительство, но боюсь, что это будет нелегко, поскольку президент, если встанет на сторону «Права и справедливости», сильно осложнит задачу», — отреагировал член партии «Польша 2050», входящей в «Третий путь», Рышард Петру.
Помощница польского лидера Малгожата Папроцкая подтвердила, что Дуда, скорее всего, предоставит возможность сформировать правительство партии, набравшей больше всего голосов. «Так это выглядит сегодня, если посмотреть на статьи Конституции, если посмотреть на традиции», — пояснила она.
«Гражданская коалиция», «Третий путь» и «Новые левые» шли на выборы с разными политическими программами, объединяло их обещание победить партию Ярослава Качиньского.
Лидер «Гражданской коалиции», бывший премьер и глава Евросовета Дональд Туск заявил, что положено начало новой эры для его страны и он намерен восстановить ставшие напряженными отношения с ЕС. «Это конец плохих времен, конец правления PiS. Мы отстранили их от власти. Мы вместе с нашими партнерами создадим в ближайшем будущем новое, хорошее, демократическое правительство. Польша победила!» — отреагировал он.
С ним солидарны и лидеры других оппозиционных партий. «Это день великих перемен в Польше», — считает один из председателей блока «Третий путь» Владислав Косиняк-Камыш.
Агата Дидушко-Зиглевска из партии «Новые левые» сообщила, что именно оппозиционная коалиция возглавит правительство. «Это отличная новость, поскольку означает, что мы можем начать восстанавливать всё, что было разрушено за последние восемь лет: здравоохранение, образование, вопросы прав человека, жилищные проблемы», — пояснила политик.
В свою очередь, Ярослав Качиньский усомнился, позволят ли результаты правящей партии продлить ее срок нахождения у власти. «Мы этого пока не знаем», — подытожил он.
Итоги выборов прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор Сергей Викторович Лебедев:
В Польше сложилась патовая ситуация: весьма сложно говорить об однозначной победе PiS или трёх оппозиционных партий, которые не переносят на дух друг друга. Хотя когда речь идёт о Польше, то весьма трудно руководствоваться логикой, поэтому возможны самые разные комбинации. Выборы продемонстрировали радикальный раскол в Польше. Католическую фундаменталистскую европейскую Польшу представляет партия PiS, отстаивающая исконно польские ценности. Но русофобия и стремление захватить территории – тоже польская национальная ценность.
Есть европеисты – сторонники Евросоюза и европейских ценностей, среди них – защита прав гомосексуалистов. Содомиты в Польше уже настолько обнаглели, что создают «зоны, свободные от гетеросексуалов». Ещё 15 лет тому назад такое было невозможно представить в католической Польше.
Напомню, что PiS выплачивает пособия на детей. Но, несмотря на помощь государства, в Польше серьёзный демографический кризис, сравнимый с прибалтийским. И это особенно странно, потому что Польша всегда наращивала численность населения. Ещё в 80-х годах ХХ столетия, во времена «диктатуры Ярузельского», рождаемость была на высоком уровне: каждый третий младенец, родившийся в Европе, был поляком.
Правительство PiS запретило аборты, что вызвало в своё время массовые демонстрации протеста. Оппозиция, бывшая «Гражданская платформа», бывшие коммунисты выступают за аборты. Другое дело, что вряд ли они отменят детские деньги, которые Правительство ввело для семей.
В Польше сложилась достаточно интересная ситуация: чётко и жёстко расколота нация. Конечно, прямой гражданской войны не будет, но она может носить холодный характер. Сами поляки говорят о том, что у них идёт «польско-польская холодная гражданская война». Жители сельской местности и обитатели мегаполисов на дух не переносят друг друга.
А России-то что с этого?
Оппозиционные партии такие же русофобы, как и PiS, поэтому в этом плане для России смена власти в Польше – смена шила на мыло. Легче иметь дело с открытым врагом, который говорит прямо и не стесняется, как Качиньский. А новое правительство будет таким же русофобским, но скрытым и лицемерным.
Польша – постоянная точка раздражения в Евросоюзе. Давно замечено, что если Польша с кем-то в союзе, значит, жди неприятностей. Так было в Варшавском договоре и в эпоху Российской империи, а теперь в Евросоюзе.
Конечно, нам выгодно, чтобы Евросоюз раскалывался, ибо останется меньше сил на антироссийские выпады и действия. Поэтому в этом свете было бы неплохо правление PiS. Но Польша расколота строго наполовину. Внешнеполитический курс всё-таки определяет президент Дуда, который будет на своём посту до 2025 года. В результате Польше предстоит жёсткое противостояние между парламентом и президентом.
Одной из причин кризиса в отношениях Польши с Евросоюзом было то обстоятельство, что эти самые товарищи из PiS подчинили себе суд. И ещё: поляки не подчиняются целому ряду общеевропейских показателей. А поскольку суд сформирован партией PiS, то значит и судебная система может стать политическим субъектом Польши.
Словом, впереди Польшу ждёт весьма весёлая неопределённая ситуация, когда политические силы не будут иметь перевеса друг над другом. Поэтому формирование правительства европеистов ещё ничего не означает, ведь есть консервативный президент Дуда.
Для России внутренняя борьба в Польше, как и раскол в Евросоюзе из-за поляков, будут полезны, по крайней мере, у них будет меньше сил на Россию.
Ещё до украинского кризиса России была выгодна «Гражданская платформа» Дональда Туска, поскольку он дружил с канцлером Германии Меркель и пытался действовать нейтрально в отношении России. Сейчас ситуация совсем иная – в Германии правит сумасшедшая коалиция «красных» и «зелёных», вовсю идут боевые действия на Украине. У поляков большое желание захватить Украину, но при этом они не хотят видеть у себя украинских беженцев. Поэтому ныне ситуация иная:10 лет тому назад для нас был полезен Коморовский и Туск, а теперь нам хорошо бы PiS, поскольку эти идеологизированные фанатики предсказуемы. Польско-польская холодная гражданская война рискует приобрести новый характер.
Впереди будут интересные времена. Но самое главное, повторюсь, что поляки будут отвлечены на внутренние разборки, что в интересах России. Впрочем, я не удивлюсь, если спустя время какие-нибудь польские авторы начнут обвинять Путина в расколе Польши.
Украинские беженцы, несомненно, повлияли на ситуацию на Украине. Католические русофобы из PiS старались не впускать в Польшу беженцев с Ближнего Востока, ссылаясь на то, что и так много украинцев. Полякам хочется повоевать на Украине, но не хочется видеть у себя украинцев, которые не хотят, чтобы на них пахали.
В результате европеисты, которые более спокойно относятся к мигрантам, хотя в душе может быть и против них, привлекли на свою сторону голоса натурализованных украинцев. Не забудьте, что украинская диаспора появилась в Польше еще с 90-х годов. Даже лауреат Нобелевской премии гражданка Польши по фамилии Ольга Токарчук родом с Украины.
Любопытно, что натурализованные украинцы порой обалдевают от действий беженцев с Украины, понимая, что поляки и на них начинают смотреть с подозрением. Естественно, что эти натурализовавшиеся украинцы отдали голоса европеистам, у которых более нейтральное отношение к украинским беженцам. Украинский фактор сыграл, думаю, главную роль на выборах в Польше. С одной стороны, ПиС получила недовольство польского электората беженцами, с другой – опасения натурализованных украинцев с польским гражданством.