На днях в рупоре местной власти, на сайте «Культура в Вологодской области», вышла заметка «Премьера фильма «Леденцовъ: Наука. Труд. Любовь. Довольство», посвященного меценату, политическому деятелю и научному энтузиасту Христофору Леденцову. Как сообщала редакция, она «состоялась на площадке Торгово-промышленной палаты в Москве. В мероприятии приняли участие лауреаты премии прежних лет, представители министерств и ведомств, крупнейших отечественных и зарубежных компаний, научных организаций и высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, федеральных средств массовой информации».
Публика собралась в Палате, как видим, серьёзная. А в центре фото, которое редакция приложила к тексту, сияющий мэр Вологды Сергей Воропанов, прочие важные лица в окружении артистов оркестра русских народных инструментов «Перезвоны». Конечно, о важности пропаганды имени Христофора Леденцова и его наследия никто не спорит. Наверное, нужно делать это не только в Москве, но и в Тобольске, Твери, Калуге и по всей России. Чтобы люди знали, что кроме Гарри Поттера, которого упорно продвигает везде «культурная элита», были и есть свои русские герои и подвижники.
При этом, однако, следовало бы соблюдать достоверность фактов и событий жизни о деятельности великого русского мецената. «Политическим деятелем», как написал сайт «Культинфо» Христофор Семёнович никогда не был и не стремился к политической деятельности – это было ему чуждо. Даже когда он около четырёх лет в 1883-1887 гг. (без отпусков) исполнял обязанности избранного Главы г. Вологды, то заботился больше о ликвидации нищеты среди населения, в том числе открыл на личные средства первый в России ломбард. Причём здесь «политический деятель»?
Также трудно понять, почему редакция сайта «окрестила» Христофора Леденцова «научным энтузиастом»? Более нелепого определения и придумать-то сложно. А что бывают «ненаучные энтузиасты»? Какой же он энтузиаст, если пожертвовал на развитие русской науки более 2 миллионов рублей золотом, создал «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений». Энтузиазмом здесь «и не пахло». Нельзя же так примитивно принижать роль мецената в жизни России. Леденцов совершил культурный подвиг, о котором Иван Петрович Павлов, великий физиолог, лауреат Нобелевской премии, сказал, что равного Х.С. Леденцову не было ни в одной стране мира за всю историю человечества.
О какой «премьере» в Москве может идти речь, если фильм был снят в 2021 году и уже неоднократно «премьерился» в Москве и Вологде?
Подобных «нестыковок» достаточно много и в самом фильме – в сценарии и в съёмках. Можно долго о них говорить. Редакция сайта поведала, что над фильмом работала творческая группа Продюсерского киноцентра Вологодской области под руководством продюсера и режиссёра Дмитрия Чернецова и сорижиссёра Владислава Калашникова при поддержке Администрации г.Вологды, им помогали разные специалисты и краеведы. И нигде ни одним словом редакция сайта, а также и те, кто устраивал показ фильма в Москве, не обмолвились, что сценарий фильма полностью взят из моего многолетнего исследования – книги «Аршином общим не измерить…» (первое издание: 2012 год, издательство «Интелинформ», Вологда), посвящённого жизни и деятельности Х.С.Леденцова.
Для убедительности приведу некоторые факты.
В июле 2021 года Д.Чернецов обратился ко мне с просьбой оказать помощь в создании фильма о Леденцове. Ну, что ж, благородное дело, я не отказал. Вскоре режиссёр прислал наброски съёмок, которые я внимательно проанализировал. «На мой взгляд, – ответил я режиссёру, – наброски съёмок не очень раскрывают тему. Фигура Христофора Семёновича удивительно объёмная и значимая. Леденцов возник не сам по себе – он продукт семейного купеческого воспитания и выразитель устремлений своей эпохи. Это в нём – ГЛАВНОЕ. К своей цели – созданию Общества – он шёл постепенно, и создавал то, что никто до него не создавал…».
Я предложил руководителю проекта прислать полный сценарий, чтобы избежать искажения событий и фактов, получил его. Каково было моё удивление: сценарий начинался с американского бизнесмена (читай вора военного бюджета Пентагона) И. Маска. Якобы, он восхвалял Константина Эдуардовича Циолковского за то, что тот «проложил путь к звёздам…». Какой почёт для Циолковского! Ну, а какое отношение имеет американец И.Маск к Леденцову? Никакого! Увы, без восхваления американизма у нас не могут обойтись. В общей сложности я выявил более 20 неточностей и искажений, в том числе и в отношении Императора Николая II, которые попросил исправить. К тому же, поскольку использована книга, хотелось бы, чтобы в титрах фильма была написано, что он создан на основе книги «Аршином общим не измерить…».
«Геннадий Алексеевич! Спасибо за поправки, – ответил 14 июля 2021 года Чернецов. – Даю Ваш телефон автору. Он Вам позвонит, а через неделю встретимся в Вологде. Обязательно надо выступить соавтором и консультантом…». На следующий день автор сценария московский актёр Фёдор Степанов позвонил мне:
– Я три раза прочитал Вашу книгу, – сказал он, – замечательная книга. Именно на её основе я и написал сценарий. Всё Ваши замечания принимаю.
– Хорошо! Тогда в выходных данных фильма следовало бы поставить, что сценарий создан на основе книги «Аршином общим не измерит…».
– Конечно, конечно! – заверил сценарист.
Такие же заверения я получил и от Черенцова, когда почти целый час он снимал беседу со мною на лавочке в аллее Вологодского Кремля, а затем на Введенском кладбище, где в семейной усыпальнице Белозеровых похоронен Христофор Семёнович Леденцов.
Ни одной минуты (!!!) из этого часа съёмок не вошло в фильм, за исключением незначительного кадра, «протяжённостью» 0,5 минуты. Такие мастера кино! Что тут скажешь? Остаётся лишь развести руками. Своё обещание пригласить на рабочий просмотр фильма режиссёр тоже не сдержал. Ну, а в самом фильме не было сказано ни слова о книге, о тех подвижниках, которые восстановили память о великом русском меценате.
Кто так посоветовал поступить? Мэр Вологды? Начальник управления культуры? Или сам режиссёр, одержимый своей гениальностью? Трудно ответить!
Но ведь ключевая сцена фильма – встреча молодого Христофора и Серафимы Белозеровой, будущей жены – придумана не режиссёром Чернецовым, не оператором Калашниковым, не даже актёром-исполнителем главной роли Чубенко. Она взята из моей книги, её мне рассказала правнучка мецената Нина Дмитриевна Луковцева, в художественной форме её рассказ вошёл в текст книги.
Подобные «детали» могу назвать и ещё!
Если вы, господа хорошие, берёте без спроса чужое, так называйте, откуда берёте, а не выдавайте за своё, якобы, добытое личном трудом в «поте лица». По закону это называется плагиатом и нарушением авторских прав. Ведь над первым и вторым изданием о Леденцове я работал более 20 лет. А вы взяли всё, как с «куста малины».
К слову, в течение 15 лет Администрация Вологды не могла решить вопрос о поддержке издания книги о меценате. Это сделал лишь руководитель «Клуба деловых людей» генерал-лейтенант в отставке Владимир Васильевич Золотов. По его просьбе предприниматель Алексей Николаевич Селяков полностью профинансировал подготовку и издание рукописи. Увы, власти Вологды не сказали даже спасибо А.Н. Селякову за благородный поступок и автору за его труд, хотя в качестве пожертвования получили от Клуба бесплатно сотни экземпляров книги для школ и библиотек города…
Таковы, к сожалению, «культурные вологодские нравы».
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологодская область