Протодиакон Владимир Василик отозвался на интервью Сергея Миронова, председателя партии СРЗП, по поводу хищнического ростовщичества, процветающего много лет в Российской Федерации, сказав о духовной сути явления, назвав членов ростовщического сообщества «слугами дьявола, его расходным материалом и пищей».
Для возможной пользы дела хотелось бы углубиться.
Запрет на ростовщичество происходит из десятой заповеди Священного Писания «Не желай дома ближнего твоего <…> ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). В Ветхом Завете не раз прямо оглашён запрет ростовщичества: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23:19). «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Псалмопевец говорит о праведниках, в их числе те, «кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного» (Пс. 14). Царь Давид ставит на одну доску ростовщичество и взяточничество, коррупцию, как теперь горят, подражая древнему Риму, относится это, конечно, и ко многого рода «откатам».
Древние евреи, а после распятия Христа и новые иудеи, имея особую страсть к деньгам, сделали всё, чтобы остальное человечество не считать ни ближними, ни братьями. Апостол Павел поэтому и учил христиан-единоплеменников, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти (ещё какие!) <…> ибо корень всех зол есть сребролюбие <…>, наставляя адресата: «Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6: 9-11).
У Евгения Авдеенко, которого недавно поминали на РНЛ добрым словом, есть богословские исследования: «Каин», «Путь Каина». Исходное положение: «Антицерковное сообщество берёт начало от Каина и его потомков. В жертвоприношении Каина и Авеля произошло разделение в человечестве – явились «дети диавола» и «дети Божии» (1 Ин. 3:10), «сыны Божии» (Быт. 6:2)». «Первое человечество – потомки Адама – было разделено на два «рода»: один происходил от Каина, первенца Адама, это – каиниты; другой род происходил от Сифа, который родился после убийства Авеля, это – сифиты. Поскольку сифиты призывали имя Божье (Быт. 4:26), на них запечатлелось имя Божье: Св. Писание называет их «сыны Божии» (Быт. 6:2)».
Людям Божьим апостолом велено бежать от страсти сребролюбия. В вечернем молитвенном правиле ежедневно исповедуются грехи, относящиеся к страсти сребролюбия: многостяжание, скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство. Беда, что смысл ряда слов многим стал глубинно невнятен. Это и личная недоработка и недоработка церковных проповедников.
Авдеенко остроумно замечает: «Когда ростовщичество станет одним из главных занятий в народе Израиля, это само по себе будет ясным знаком, что эта часть Израиля захотела навечно отгородиться от других народов». С неближних небратьев можно три шкуры драть, давая кредит, отпуская в рост, всё, что можно отдавать в рост.
В главе «Каинитянская цивилизация» исследователь говорит, разобрав особый символический язык Книги Иова, что «Священное Писание рисует диавола (которому усыновился Каин) как чудовище, которое владеет всем золотом мира для бесчеловечного употребления». При этом «если соблюдать одну первую заповедь, но в чистоте, то всё золото мира окажется против христиан – ничтожным».
Каинитянство – явление духовное, не плотское: потомки Каина сгинули в Великом потопе. Так можно думать, потому что о Ное сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6:9). Смысл в поминании грехов сребролюбия, возможно, и в предостережении, дабы не заразиться человеку духом каинитянства, не стать предателем Церкви.
С другой стороны, исследователь явления, указывая на признаки опознания каинитян, говорит: «Какая-то часть каинитян всегда непосредственно рядом с Церковью. Каинитяне испытывают неодолимое влечение к праведникам… Попытки обратить каинитян к Богу – занятие вообще трудное, а иногда – совершенно бесполезное (опасное)… Человек под печатью Каина видит каждого другого человека: польза он мне или угроза?.. Худший случай, когда человек видит других людей только как самого себя: лжец видит лжецов, торгаш – торгаша, убийца – убийц… Меняла, торговец и финансист, часто мошенник – каинитянин видит других людей как себя самого, поэтому он будет лучшим менялой, лучшим торговцем, лучшим финансистом, лучшим мошенником…».
Первый зафиксированный иудейский (хазарский) погром случился на Руси точно 910 лет тому назад, в 1113 году. Беспорядкам и кровавому бунту предшествовала внезапная смерть насквозь коррумпированного сребролюбца, хоть и набожного, вел. кн. Киевского Святополка Изяславича. Желание приближённых покойного и его тысяцкого (что-то вроде главы правительства) оставить всё «как при бабушке» – понятно. Для этого тысяцкий, – звали его Путята, – намеревался возвести на великокняжеский престол одного из Святославичей (памятных Гориславичей), их была очередь править по лествичному праву. Но один из них был «лицо незначительное», другой не был популярен в народе, да и хазары на него поглядывали с опаской, боясь мести: когда-то предали его, выдав Константинополю. Политическая ситуация, как водится, была ещё много сложней, чем обозначено (подробности интересны, поскольку актуальны).
Третьим по лествичной очереди на киевский стол был любимец народа, герой походов против половцев, Владимир Мономах, которого ненавидел Олег Святославич, будучи его вечным соперником. Мономах киевского престола вне очереди не хотел. Народ, услышав, что Мономах не едет править, в Киеве начался бунт – спалили и разграбили дом Путяты, начались, как водится, погромы и грабежи ростовщиков. Появление Мономаха усмирило страсти.
Василий Ключевский сообщает, что при покойном Святополке был «капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом». То есть можно было драть и десять шкур, чтобы человек и детей и жену продал и никогда бы не поднялся. «Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала…».
Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%...».
Примечательно, что Мономах провёл специальное совещание с боярами по еврейскому вопросу. Обсудили и решили: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Исполнено, конечно, не было. Свирепость некоторых законов компенсируется их неисполнением. Каинитяне не так лишаются силы.
Вскоре после Мономаха ростовщики, – каиниты единокровные и не единокровные, – вновь воспрянули духом. Дело вновь пошло к раздробленности Руси, при Мономахе пресечённой, а через три-четыре поколения привело и к военному поражению от войск Батыя и утрате русской государственности…
Новую войну на Украине называют гражданской. Это верно и в том смысле, что внутри Русского мира прижились и укоренились каиниты со всех сторон конфликта. Сейчас очень подходящий момент, или близок тот момент, для создания Русской правды – специального государственного законодательства, основанного не на принципах Каинитянской цивилизации, но на Божиих законах, тогда и оздоровится и победит Русский мир.
Дмитрий Иконников, обозреватель