Русская бионика

Об архитектурных поисках в исповедальном жанре

Российская Империя  Бывший СССР  Основы православной культуры 
0
2365
Время на чтение 16 минут
Фото: предоставлено автором

Мой род непосредственным образом связан с церковной деятельностью. Прадед мой, Гончаров Григорий Андреевич, окончив семинарию в г. Каховке, был направлен на дальнейшее обучение в Московскую Духовную Академию в Троице-Сергиевой Лавре, которую успешно окончил в 1917 г.

В этом же году, в числе лучших выпускников Академии, был направлен на миссионерскую деятельность в Соединенные Штаты Америки. В городе Сан-Франциско, приняв монашество, на протяжении 11 лет служил в храме, был возведён в сан архимандрита. Одной из сфер его миссионерской деятельности было книгоиздательство.

Прадед по бабушке – Максим Иванович Бирюков участвовал в русско-японской войне, он был полным Георгиевским Кавалером, награждённым четырьмя Георгиевскими крестами, и дослужился до звания есаула войска Запорожского еще до революции. Он имел усадьбу и обширные земли, часть из которых пожертвовал Свято-Григорьевскому Бизюкову монастырю, стал ктитором (меценатом) этого монастыря. На его деньги был построен один из храмов монастыря, а также паромная переправа через реку Днепр.

Видимо их молитвами я и обрёл свой путь.

Окончив институт, проектировал больницы, торговые комплексы и даже заводы, ища свой стиль. Но это был всего лишь путь к прозрению, к обретению своего настоящего пути.

Одним из таких прозрений был день, когда после приезда из монашеского скита в городе Адлере, перебирая дома какие-то вещи, я случайно обнаружил нечто давно забытое. Этим «нечто» оказались детские рисунки храмов. Я вспомнил, что моим любимым занятием в школьные годы было рисование церквей, а также их макетирование из пластилина и фанеры. Один из таких макетов стал моей визитной карточкой при поступлении на подготовительные курсы в Московский архитектурный институт. Это событие заставило пересмотреть моё отношение к объектам проектирования. Тогда я осознал, что, когда мне исполнилось 33 года, посещение святых мест в Палестине и Израиле вовсе не было случайностью. До сих пор невозможно понять разумом, как меня, грешного, пригласили в такое паломничество на теплоходе, да еще и трижды на протяжении одного года, и притом бесплатно.

Теперь я понимаю, как велика была милость Всевышнего, что меня недостойного, пришедшего как турист, а не как истинный паломник, Господь привёл к новому для меня миру православной веры.

Находясь в храме под покровом неведомой мне ранее благодати, я вдруг осознал, что именно этот 1992 год стал для меня судьбоносным и определяющим. Именно в этом году я начал проектировать свой первый православный храм. Именно в этом году получил своё первое благословение от Святейшего Патриарха Алексия. Именно в этом году состоялась первая, а вскоре вторая и третья паломнические поездки по Святой Земле. Мне было 33 года.

Больше всего меня поразило то, что именно в 1992 году, впервые после 79-летнего перерыва, Благодатный огонь был вновь доставлен на Русскую землю.

Ещё в 1992 году, проектируя свой первый храм по благословению святейшего Патриарха Алексия, во славу Божию, мне удалось соприкоснуться с некой для меня новой реальностью. Тогда мой разум впервые осознал, что порождает образ храма не он, а нечто гораздо выше его, находящееся вне тела.

Тогда я воспринял иную, чистую и светлую радость своего малого сопричастия к чему-то великому, неземному. Разум почувствовал себя учеником сил небесных, наполнявших его благодатью и знаниями в области православного зодчества.

Не чувствуя усталости, работая даже ночами, мне однажды посчастливилось услышать пение ангельского хора, наполнявшее меня своей неземной радостью.

Тогда я немного испугался, подумав, что у меня проблемы с разумом или слухом, потом осознал, что это просто чудо, знак небес, которое не поддаётся анализу.

С детства я полюбил храмовую архитектуру, а в зрелые годы, как только появлялась возможность посетить очередной город или страну, я с фотокамерой устремлялся туда за новыми «сокровищами». Как пчела, собирающая нектар с разных цветов, я собирал частички знаний, отражённых в форме.

По моим эскизам начали строить храмы, часовни и причтовые дома.

Общаясь с прозорливыми старцами и монахами-пустынниками, мне довелось соприкоснуться с неведомыми доселе чудесными промыслами Божьими.

При третьем посещении Афона мне посчастливилось подняться на Святую Гору с двумя священниками Валаамской обители, где они отслужили литургию. Возвращаясь со Святой Горы, нам встретился греческий монах и сообщил, что нас приглашает к себе в скит старец Иоаким. Мы тогда не знали, что это знаменитый прозорливый старец, и это был его последний год земной жизни.

Монах предложил нам войти во двор и усадил нас за стол под виноградником. Нам предложили лёгкую трапезу, которая после продолжительного пути показалась манной небесной. Монах сообщил нам, что старец Иоаким, хотя и болен, пожелал встретиться с нами.

Да, немного я встречал людей, которых можно было бы отождествить с обычным человеком, но когда вышел к нам отец Иоаким, то разум не в состоянии был осуществить свой обычный аналитический процесс.

Посмотрев в его глаза, наполненные вечностью, я погрузился и растворился в бесконечном океане любви и благодати. Лишь вопрос старца, переведённый отцом Александром, вернул меня на землю. Узнав моё имя, отец Иоаким сказал: «Сергий, тебя ждут в Сергиевом Посаде, тебе предстоит большая работа».

Мой разум, наконец, проснулся и сделал свой земной вывод, что, поскольку никаких отношений в этом городе я не имею, то это, скорее всего, пустые слова.

Как велико было моё изумление, когда, по моему возвращению в Москву меня вызвал директор проектного института и сказал: «Сергей, тебя ждут в Сергиевом Посаде. Предстоит большая работа».

Так мне довелось по предсказанию прозорливого старца познакомиться с моим основным заказчиком, в те времена, благочинным Сергиево-Посадского района отцом Иоанном для которого я проектировал храм, который был вскоре построен.

На церемонии освящения я узнал, что храм «Живоносный Источник», построенный по моему проекту в Сергиевом Посаде, был первым храмом, возведённым после свержения Российской империи за период около 100 лет на земле, освящённой молитвами преподобного Сергия.

Позже, на этой священной земле были построены храмы «Покрова Пресвятой Богородицы» и церковь «Всех святых», так я получил еще одно подтверждение словам прозорливого старца Иоакима.

В 2007 году моим духовным отцом стал схиархимандрит Иона, одесский прозорливый старец, предсказавший еще тогда, войну на Украине (СВО) и три Пасхи: кровавую, голодную и победную. По его благословению мне довелось проектировать во славу Божию, храмовый комплекс в горах Абхазии в селе Псху.

А потом пришла известность, первые выставки в московском манеже, выставочных центрах и пр.

Я был последовательно назначен главным архитектором главами разных епархий: Саранской и Мордовской; Владикавказской и Аланской; Криворожской и Никопольской; а также Махачкалинской и Грозненской.

Новое время потребовало качественного подхода к проектированию, назрела острая необходимость создания полноценной проектной организации, способной выполнять все требуемые разделы проекта.

В 2010 году Господь услышал мою молитву, чудесным образом началась формироваться команда, ядром которой стала талантливый архитектор Родионова Дарья Владимировна, которая собрала коллектив единомышленников.

В 2012 году мы зарегистрировали свою фирму ООО «Центр православного зодчества» и начали полноценную деятельность.

В настоящее время наша организация разработала около двух сотен эскизных и рабочих проектов культовых сооружений.

Дарья Владимировна является гендиректором фирмы, а я её президентом. Также мы являемся членами экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Одинцовской и Красногорской, а также Сергиево-Посадской епархии РПЦ и членами Совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России.

Будучи членом жюри конкурсов по современной храмовой архитектуре, я заметил тенденцию среди зодчих России к поиску нового стиля в области футуризма, в большинстве своём весьма примитивного.

В очень скором времени эта активность начала проникать в церковную сферу при поддержке некоторых её руководителей. Чувствуя опасность падения храмового зодчества в примитивизм, мне пришлось восстать против этого течения, сплотив единомышленников из достойных архитекторов и представителей РПЦ.

Эта борьба оказалась небезуспешной, но благодаря ей я приобрел много недоброжелателей среди архитектурного сообщества, которым очень благодарен. Они показали мне, что время пришло, и избежать перемен в области храмовой архитектуры, хотим мы этого или нет, невозможно.

Причина этой неизбежности весьма объективна.

До Октябрьской революции 1917 года архитектура в храмовом зодчестве достигла своего максимального развития, отразившегося в выдающихся храмовых объектах неорусского стиля.

В следующее столетие эпохи СССР, оно прекратило свое существование в связи с идеологией страны.

В новой России храмовое строительство получило свое новое рождение, но с утерей преемственности, утратой прошлого опыта и новыми условиями оно потеряло свое былое великолепие. В лучшем случае началось упрощённое копирование культовых объектов, а в большинстве своём из-за незнания церковных канонов и рационализма заказчиков, опустилось до примитивных построек с крестами на крыше.

Эти факторы оказались краеугольным камнем падения в этой области архитектуры. Типовое проектирование окончательно добило интерес серьёзных заказчиков к бездушным, однотипным железобетонным культовым сооружениям.

Архитекторы, не имеющие опыта в проектировании храмов, поняли, что время пришло, и это время их дерзаний. Искушение стать автором проекта церкви или часовни очень велико для архитектора.

Их футуристические идеи, подсмотренные в сетях интернета, начали пробивать свой путь в церковную сферу. Некоторые заказчики в целях экономии средств, а зачастую и бесплатно, стали использовать такие проекты.

Понимая всю опасность такой тенденции, я принял решение попробовать себя в новом направлении, которое еще не было сформировано в православном храмоздательстве.

Основными приоритетами в этом направлении я избрал приверженность каноническим традициям, осторожность при погружении в бионику, лаконичность форм, неповторимость и минимум украшательств.

Используя передовой мировой опыт современной гражданской архитектуры, проецируя его на мой тридцатилетний опыт в храмоздательстве, я стал делать первые шаги в постижении и создании нового стиля в храмовом зодчестве.

В настоящее время мною создан ряд эскизов в этом стиле, который мы назвали «Русская бионика». Бионика – это стиль, который берёт свое начало из всего лучшего от природы (рельефы, контуры, формы).

В 1992 году, первым моим учителем в храмовом зодчестве, стал игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. В своей прошлой гражданской жизни он был архитектором.

В 1997 году мне посчастливилось рядом с владыкой быть паломником на Святом Афоне в Греции. Тогда, я впервые заинтересовался архитектурой горных монастырей, пещерных келий и руин на фоне природы. Посещение таких объектов и сооружений вызывало во мне чувство гармонии, благодати и единения с природой.

Общаясь с монахами-пустынниками, я задумался, как привнести эту гармонию в образ городского храма.

Решение было найдено, нужно учиться у природы, ведь в своих проявлениях и творениях ей нет равных, она абсолютный архитектор.

Господь дал мне эту возможность учиться не только у природы, но и у творений рук человеческих, гармонично вписанных в неё. Мне довелось посетить пещерные монастыри Бахчисарая и Инкермана, горные обители Сайдная и Маалюли в Сирии, скальные монастыри «Метеоры» в Греции, города в Иордании (Петра), храмы Эфиопии, Святой Земли и прочие совместные творения рук человеческих и природы.

Но углублённое самообразование, приведшее меня к новому стилю, я получил, посещая уникальные места природы.

Пластика дюн и барханов пустыни, тектоника пещерных и скальных образований с их сталактитами и сталагмитами, образцы флоры и фауны и прочие формы окончательно сформировали моё стремление к бионике.

В настоящее время мне довелось посетить более ста стран мира, учась у природы, которую я бесконечно люблю.

Идеи и образы храмов в стиле бионика рождаются вдалеке от городов, наедине с природой, в Москве я лишь выполняю их в карандашной графике.

В случае выбора эскиза заказчиком, мы вместе с нашими главными архитекторами «Центра Православного Зодчества», доводим эскиз до совершенства уже в электронном виде. После согласования заказчиком и прочими ведомствами, наши инженеры и архитекторы выполняют сам проект.

При проектировании храмов в стиле «русская бионика», потребовалось преобразовать также и малые формы, интерьеры и даже благоустройство территории, приведя их к данному стилю.

И вот в нынешнем 2023 году строится первый православный храм в этом новом стиле, храм, который получил все согласования и разрешения. Это – главная награда нашего коллектива Центра православного зодчества. (Авторы этого проекта: Гончаров С.Г., Родионова Д.В., Абрамов В.А., соавтор протоиерей Андрей Юревич).

Решая образ храма Вознесения Господня, мы продолжили живую традицию русской храмовой архитектуры, с её канонами и характерными чертами, при этом давая импульс её дальнейшему эволюционному развитию, придавая элементам храма черты современного стиля «Бионики».

Бионика в архитектуре – это поиск формы по законам образования живых тканей, это имитация природных форм при помощи архитектуры. А так как природные формы – это формы сотворённые Господом, то и попытки приблизится к ним в архитектуре отражают стремление человека к Богу.

Проектировать храмы желают многие архитекторы, но даже прекрасное образование не сможет сделать из архитектора хорошего зодчего, если он не воцерковлён, если им руководит гордыня, а не Божий промысел, если он ищет деньги земные, а не небесные. Такие архитекторы, мечтая оставить свой след в архитектуре, слишком много наследили, я бы сказал, затоптали землю «своим я», воплощённым в камне.

Я прекрасно осознаю, что проекты храмов созданы вовсе не мной, а силами Высшими, по Воле Господа. Я лишь инструмент, который старается держать себя в чистоте и порядке, чтобы Господь вновь мог направить его Своим промыслом.

Я также понимаю, что проект храма даже на стадии воплощения есть некая духовная ось, вокруг которой собираются стремящиеся спасти свои души люди.

Своими трудами и молитвами, материализуя будущий храм в камне, они перерождают и себя, свою низшую физическую природу, в высшую духовную. Свои страсти подчиняют воле, свой разум подчиняют духу, а дух – это и есть то наше настоящее, связующее с Господом, т.к. оно с Ним едино.

Эта духовная ось, мыслеформа первообраза, есть некая мачта корабля, за которую держатся все стремящиеся спастись в бушующем океане греха и соблазна, страсти и горя. Некоторые, не желающие держаться за эту мачту, падают с палубы корабля в океан и поглощаются им.

Мы очень благодарны протоиерею Андрею Юревичу, главному архитектору ФХУ РПЦ, нашему соавтору.

Я хорошо помню тот день, когда после конференции членов Совета по храмовой архитектуре, коим также являюсь, я показал карандашный эскиз храма, отцу Андрею. Этот смелый эскиз в стиле «бионика», ему очень понравился, и он дал свое предварительное согласование на проектирование.

Это было весьма неожиданно, ведь получить согласование без трудов и мытарств у о. Андрея, просто невозможно.

Решение батюшки стало поворотным так как изначально приходом был принят другой наш проект.

Позднее я осознал причину такого промыслительного согласования.

Отец Андрей, более чем кто либо, не только чувствовал, но и видел неизбежность формирования и приближения нового стиля. Через его отдел проходили и проходят многие проекты в различных стилях, а в последнее время и в новаторских жанрах.

Большая заслуга батюшки в том, что он на своем посту защищает храмоздательство не только от слабых проектов, но и от натиска модернистов-примитивистов.

Видимо мой эскиз стал визитной карточкой в мир нового стиля в церковной архитектуре, который мы назвали «русская бионика».

На протяжении всего дальнейшего проектирования, батюшка вместе с нами трудился, давая советы и замечания, над созданием совершенного образа.

Также мы благодарны и нашему заказчику протоиерею Дмитрию Кувырталову, благочинному церквей Ильинского округа, который выбрал этот смелый эскиз.

Выражаем особую благодарность строительной компании «А 101», взявшей на себя огромную ответственность и смелость при строительстве такого уникального объекта. Компания «А 101» является спонсором и генеральным подрядчиком нашего храма.

Огромное спасибо всем тем, кто помогал и помогает в наших трудах во Славу Божию. Да спасет и помилует их всех Господь! Да дарует он свое благословение трудам на пользу Святой Православной Церкви и во славу Отечества!

Эту статью я хочу закончить стихотворением, написанным мной в светлые часы осознания своего человеческого предназначения.

Что тело, инструмент познанья?
Души уставшей тяжкий плод?
Ты порождение желанья,
Ты «падших» Ангелов оплот.

Твой краток иллюзорный век,
Судьбой отмерена дорога,
О, где ты? Где ты человек,
Небесное подобье Бога?

Увы, наш Князь теперь иной
Он плотью тела облачённый.
Он форма правящая мной.
Порочный гений, ум тлетворный.

Но в пелене земных одежд,
Упавших в бренное рожденье
Лишь только искры Божьей Свет
Бессмертен в сфере притяженья.

И он зовет, и он влечёт,
Торопит душу к Духу мира,
Но тело бренное гнетёт,
Короновав в себе кумира.

В пустыне сотворенных форм
Наш Дух во мраке заточенья
Подавлен новым миражом,
Рождённым жаждой искушенья.

Как труден бесконечный путь
Сквозь горе, беды и страданья.
Лишь тот постигнет жизни суть,
Кто шёл дорогою познанья.

Кто зло изгнал в своих устах
И не подвластен злому слову,
Кто слёзы высушил в очах
И не завидует другому.

Кто слышит сердцем тишину,
А не ушами шум эфира,
Кто руки посвятил труду
И созидал на благо мира.

Кто разум Духу подчинил
И мудрости обрёл познанья,
Кто Душу Богу посвятил,
Стерпев удары воздаянья.

Познать причину бытия
Нам нелегко, трудна дорога.
Не плоть, не разум, не Душа
Единый Дух – свидетель Бога.

Но в жертву низший разум свой
Оставим мы у врат эона,
Нас встретят в сфере неземной
Семь духов у подножья трона.

Все преходящее пройдёт,
Как призрак разума растает,
Спасенный крылья обретёт,
И к Ангелам душа воспрянет.

Вновь вознесётся в Небеса
В свой дом, утерянный когда-то,
Благою волею Творца
Сольётся с Тем, что вечно свято.

Грядущей силы торжество
Неотвратимо, неизбежно,
Пусть в жизни будет нелегко,
Но море жизни не безбрежно.

Для Духа расстояний нет,
И мы в смиренье ожидаем,
Когда исполнится завет
Всевышнего, и вопрошаем:

«Да, придет царствие твое
Для всех подавленных неволей,
Да, будет Воля на земле
И в Небесах твоею Волей».

А нищий духом человек,
Не упади во искушенье,
От игр Лукавого вовек
Избавь нас, жаждущих спасенья.

Прости нас, Господи, за все
Грехи содеянные нами,
Тех, кто, блуждая в слепоте,
Идёт окольными путями.

А плоть, в себе не возведи
Кумира, Господи помилуй!
В гармонии с душой иди
За духом облаченным Силой.

Мы обращаемся к Творцу:
Позволь блуждающему Духу,
Заблудшему, прийти к Отцу,
Прими протянутую руку!

Гончаров Сергей Григорьевич, автор проекта храма Вознесения Господня в Бачурине, главный архитектор епархии, президент ООО «Центр православного зодчества»

Фото предоставлены автором

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26.

Каждая эпоха оставляет свой след в архитектуре. И в православном зодчестве, которое подчиняется строгим канонам, можно проследить стилистические особенности соответствующие тому или иному времени. И наше время тоже оставляет свой архитектурный след , хотя многие храмы строятся все таки повторяя приемы прошлого.

Этот храм имеет очень запоминающейся образ. Темные купола как фитили, светлые стены с тягучими плавными линиями, словно размягченный воск. Здание как будто само выросло среди квадратно-гнездовых кварталов жилого района. Поэтому и назвал автор этот стиль "Русской бионикой", хотя можно увидеть отсылки и русскому модерну, и к экспрессионизму начала XX века.
Жду не дождусь, когда увижу воплощение замысла автора.
Алексей366 / 11.09.2023, 19:14

25.

Красивый и интересный проект храма, Бог дал ему воплотиться и это самое главное. Другое время и другие храмы и самое важное найти тот стиль, который будет и современным и одновременно будет создавать соответствующую среду - по моему, автору проекта это удалось.
Лилу / 11.09.2023, 17:00

24. Ответ на 23, Владимир С.М.:

. Как бы то ни было, либо о. Илья чудеса какие-то творит у себя на молебнах, либо у них в посёлке некий центр силы. Бог ему в помощь!

Αμην!

23. Ответ на 22, Советский недобиток:

К сожаленью тот молебен только раз в году.

Да-да, "начало учёбы для меня всегда как день рождения, профессор". Как бы то ни было, либо о. Илья чудеса какие-то творит у себя на молебнах, либо у них в посёлке некий центр силы. Бог ему в помощь!
Владимир С.М. / 11.09.2023, 12:59

22. Ответ на 21, Владимир С.М.:

К сожаленью тот молебен только раз в году.

21. Ответ на 20, Советский недобиток:

Если бы Вы знали, сколько народу приходит освящать куличи на Пасху - столы ломятся! И так шесть часов подряд, с полудня, до шести вечера!

То-то я не знаю. Так-то на Пасху куличи с яйцами освятить и взрослые, в основном, а тут на молебен и дети. Меня реально впечатлило.
Владимир С.М. / 10.09.2023, 14:36

20. Ответ на 19, Владимир С.М.:

Если бы Вы знали, сколько народу приходит освящать куличи на Пасху - столы ломятся! И так шесть часов подряд, с полудня, до шести вечера!

19. Ответ на 3, иерей Илья Мотыка:

Храмов строят много , а ходить туда некому, прихожан меньше с каждым годом. Теперь и венчаться перестали , не более 3 % от общего числа молодоженов.

Статистика вещь интересная. В школе поселка где я служу 400 учащихся. 200 местных, 200 приезжающих из других частей города. На молебне на начало учебного года 31 августа этого года в нашем храме было 40 школьников. Понятно что ребята все были поселковые.

Увидев, что дискуссия продолжается, надумал отметить заинтересовавшие меня комментарии, но, главное, только сейчас понял про Вашу статистику. Мне раньше показалось - неплохо, 10%, на самом-то деле - 20%! Впечатляет, отче! Побольше бы таких посёлков!
P.S. Кто не понял - решите сами эту задачку для 1-го класса.
Владимир С.М. / 09.09.2023, 19:46

18. Ответ на 13, Milanka:

Архитектура новых православных храмов должна и может быть современной, яркой, необычной, должна привлекать молодежь под своды храмов, чтобы увлечь, заинтересовать, показать, что в православном храме интересно, что в нем много тайн, которые стоит разгадывать...


Квест (прости Господи) устроить...

Такие же заклинания появляются при попытках православную мангу и т.п. И как? Это помогло привести толпы молодежи в храмы? Нет, т.к. молодежь может с успехом развлекаться и в других местах.

Константин В. / 07.09.2023, 20:52

17. Ответ на 15, Константин В.:

Нечто протестантское в архитектуре храма ощущается.

Где-то на РНЛ статья с фото храма, схожего с этим.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Гончаров
Пустынники Гор Кавказских
5. Автобиографическая повесть
06.11.2023
Пустынники Гор Кавказских
4. Автобиографическая повесть
02.11.2023
Пустынники Гор Кавказских
3. Автобиографическая повесть
25.10.2023
Пустынники Гор Кавказских
2. Автобиографическая повесть
12.10.2023
Пустынники Гор Кавказских
1. Автобиографическая повесть
06.10.2023
Все статьи Сергей Гончаров
Российская Империя
Он с лирой стих объединил…
Памяти Григория Андреевича Лишина-Нивлянского
02.05.2024
День памяти блаженной Матроны Московской
Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва
02.05.2024
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Сегодня мы также вспоминаем предпринимателя Н.И.Путилова, героя Великой Отечественной войны Н.П.Петрову, генерал-лейтенанта Н.Л.Духова и Героя Советского Союза А.Г.Кочеткова
01.05.2024
Радостное и значимое для всех православных событие
О пребывании крестопоходных икон в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» г. Санкт-Петербурга
30.04.2024
В этот день родился Император Александр II
Сегодня мы также вспоминаем выдающегося ученого и государственного деятеля А.Н.Оленина, исследователя Дальнего Востока адмирала Г.И.Невельского и Героя Советского Союза И.П.Зеленюка
30.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28