Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов в интервью изданию Украина.ру заявил, что за последние полтора года на Украине произошли очень серьёзные изменения.
На прошлой неделе была 32-я годовщина независимости Украины. Говоря об итогах независимости, политолог констатировал, что они «для этого государства весьма трагические, с учетом того, что сейчас Украина переживает конфликт. Украина из одной мощнейших экономик Европы превратилась в страну, которая может только поставлять человеческий ресурс в различные страны коллективного Запада. У такой страны – очень смутное будущее».
«Вряд ли сейчас адекватный аналитик сможет сказать, что с этим государством произойдет через год. В каких границах оно будет находиться, какая будет там политическая конфигурация. Украина действительно сейчас – в дикой зоне турбулентности. Там измениться может все в течение одного-двух дней», - считает эксперт.
«Мы привыкли за последнее время в первую очередь акцентировать внимание на вопросах, связанных с СВО и с военным противостоянием, но мы очень немного посвящаем времени анализу того, что внутри государства происходит. А там за последние полтора года действительно произошли очень серьезные изменения», - подчеркнул Денис Денисов.
Теперь, по его словам, Украина «с однозначным интеграционным выбором в сторону НАТО и ЕС».
«Мы сейчас сталкиваемся с тем, что Украина стала очень жесткой автократией, где отсутствуют базовые свободы для своих же граждан. Тут можно продолжать большой перечень, начиная от религиозных свобод, заканчивая свободой слова, свободой экономической деятельности, правом на выбор», - отметил политолог.
Денис Денисов считает, что удобно всё объяснять военным положением, мол, было все хорошо последние 8 лет, и тут внезапно на нас напали: «Это замечательное объяснение. Только оно лишний раз доказывает, что демократия – это неэффективная модель строительства государства, а вот диктатура или автократия вполне получается эффективной».
«Это может показаться с первого взгляда дискуссионной и нормальной темой. Но на самом деле это очень серьезный звоночек и вызов вообще для всего западного мира, когда по сути иллюстрируется то, что в XXI веке демократия, если она не является серьезными элементами внутреннего управления, по сути она является нежизнеспособной.
Еще пандемия ковида показала, что любой конфликт и любое потрясение тут же вскрыли много больных точек для западной демократии.
Так вот, демократия по сути оказывается неэффективной моделью. Следовательно, надо придумывать новые модели, которые существуют – в Китае, в России и Индии. Это все совершенно разные, новые, уникальные модели. Их анализом нам следует заниматься для того, чтобы брать те плюсы и пытаться переносить на наши реалии», - уверен политолог.
«Возвращаясь к Украине. У ее государственности все же был выстроен определенный каркас.
Если в России, убрав лихие девяностые, все-таки вертикаль власти всегда была достаточно стройной и зачастую очень эффективной, то на Украине всегда была конкуренция между регионами и финансово-промышленными группами», - пояснил Денис Денисов.
«Если мы говорим о каркасе, который был сформирован в девяностые, то это каркас конкуренции. Потому что сейчас (о чем я и начал говорить) очень жестко вертикально выстроена вся и экономическая, и политическая система на Украине.
Традиционно на Украине была такая внутренняя конкуренция, за счет чего и страна развивалась. Целые периоды украинской истории демонстрировали, что либеральная демократия, когда имеет возможность конкурировать, хоть в каких-то более-менее понятных рамках, может давать результат.
Кроме того, на Украине традиционно всегда был очень высокий уровень коррупции. Понятно, в учебнике по политике и экономике вам не напишут "чтобы эффективнее было, коррупция в принципе допустима", а на Украине именно коррупционные схемы зачастую являлись триггерами развития целых отраслей.
Удивительно? – Удивительно. Тут нет черного и белого, так оно было, и так оно получилось.
Особенно с начала конфликта на Донбассе и последствий СВО, эта модель претерпела много изменений. И теперь то, что там существует – это вряд ли можно назвать демократической моделью», - считает политолог.
«Добралась Украина до самого края? Нет, нет, вы так не надейтесь. Мне кажется, ей до края еще очень долго», - заключил Денис Денисов.