Размышления в предверии выхода на киноэкраны экранизации антиутопии Евгения Замятина «Мы»

Беседы об антиутопиях

0
1852
Время на чтение 7 минут
Фото: коллаж РНЛ

Дорогие друзья, некоторое количество дней назад мы с Алексеем предложили заняться классификацией антиутопических картин, исходя из принципа: «полезно или вредно для предупреждения тех пакостей, которые день грядущий нам готовит».

Т.е. распределить весь массив фильмов на несколько папок: «развлекуха без смысла», «развлекуха со смыслом», «ложная опасность», «интересная футурология, стоит приглядеться повнимательнее».

К примеру, есть просто сатирические развлекательные картины, от которых особого вреда нет, но которые до абсурда доводят некоторые тенденции. Вот был фильм Юлиуша Махульского «Сексмиссия» (1983), который в советском прокате назывался «Новые амазонки». Очень весело поляки, попавшие в будущее, безобразничают в тотально женском коллективе. Все понимают, что глупость, но феминисток покритиковать – это ж милое дело!

А вот «Идиократия» (2006) Майка Джаджа, где показано далёкое будущее планеты, наполненной тотально отупевшим населением – это уже сатира «с душком» так сказать. Т.е. хотя мир идиотов показан достаточно сатирично, но причина оглупления населения преподносится так, что никто всерьёз не станет задумываться о подлинных причинах сознательно проводимой в западном мире политики оглупления электората. (В фильме показано, что «умные» не решаются иметь детей, будучи людьми чрезмерно обстоятельными; а вот глупцы размножаются, и т.о. средний уровень IQ неуклонно падает).

Что же касается картин серьёзных, то тут тоже наряду с более-менее правдоподобной социальной футурологией, обозначающей реально достижимые инструменты учёта и контроля, показывают нам и картины миров, которые, на самом деле, призваны подхлёстывать в зрителях известный импульс «Баба-Яга против!» Т.е. если запрещают треклятые тоталитаристы-технократы чувственность, то будем назло им импульсивными и – как там у М.Казакова – «такими несуразными, внезапными и загадочными».

В этом смысле вспоминается, конечно же, сразу «Эквилибриум» (2002) Курта Уиммера.

Но предтечей «Эквилибриума» был культовый фильм Годара «Альфавиль» (1965), который и поныне считается одним из главных классических фильмов-антиутопий.

Не буду об эстетике, чтобы не впадать во вкусовщину, но после этого фильма становится ясно – откуда растут ноги у как бы интеллектуальных смакований всяческими вялостями и несуразностями, что преподносилось в качестве языка кинопритчи. Кто-то скажет: «артхаус», а кто-то вспомнит сказку Андерсена про «новое платье короля», памятуя о волшебном и гипнотическом воздействии «брэндов» и Ф.И.О.

И хотя действие происходит в 1984 году, люди, всерьёз разбиравшие эту картину по косточкам, убеждают, что тут не нужно искать никаких отсылок к Оруэллу, а нужно их искать у Замятина.

Речь идёт о тотальном контроле всего и вся не некой клики диктаторской, а о тоталитаризме условно говоря Искусственного интеллекта.

Опять же – вопросы в антиутопии ставятся в принципе верные, но ответ можно свести к утопиям Ж.-Ж. Руссо, которые в нашей культуре пропагандировал граф Лев Николаевич: «Мужицкая правда против барской неправды».

Опять же, ложная пара противоположностей: эмоции вместо разума. Эмоции «убер аллес!» Лирики бунтуют против физиков, потому что именно от физиков всё якобы «зло».

Предлагаем вниманию читателей некоторые размышления относительно знакового произведения в жанре антиутопии – романа Замятина «Мы». Надеемся, что читатели подключатся к обсуждению затронутых тем.

***

Алексей Ощепков: Пока мне что видится на тему подавления эмоций. Вижу, что эта идея не прижилась. Оказалась не перспективной. Но вместо неё используется игра на низменных эмоциях, как приём ИПСО. Это, конечно, внешне далеко не так эстетично и фантастично, но суровее.

Кстати, я на философском увлекался Спинозой. Мне тогда его псевдоматематическая система аргументации показалась интересной и убедительной. Но что интересно. Вроде, его система стоит на подавлении аффектов. Это только на первый взгляд. Но бесстрастие это отнюдь не цель его системы. На самом деле, все низменные страсти вытесняются высшей страстью: любовью к Богу. Другое дело, что Бог у него оказывается, по сути, пустотой.

А вот у Замятина, в отличие от "Эквилибриума" идеи подавления эмоций нет. Это подчеркнуто экстатическим состоянием героя в первых главах. Подавление эмоций позиционируется как достижения какого-то бесстрастия. К чему, например, стоики стремились.

Но обратная сторона в том, что само бесстрастие становится страстью, которая движет человеком. Само бесстрастие во многом иллюзорно. У Замятина, конечно, заканчивается тем, что людям начинают удалять зону мозга, отвечающую за эмоции.

Но, во-первых, финал романа открыт, во-вторых, роман заканчивается очень даже эмоционально окрашенной фразой героя: «мы победим, потому что разум должен победить».

Я не знаю, сколь глубоко это сам автор прочувствовал, но примеров именно бесстрастия в романе нет.

Павел Тихомиров: Там, скорее, апатия. Потому что ведь, строго говоря, бесстрастие это отсечение пагубных привязанностей к пороку, а не эмоции как таковой.

Алексей Ощепков: Ну, если дословно, то апатия и есть бесстрастие. А+патхос. Патхос – страсть. Так вот, примеров именно апатии и не видно. Может, конечно, это недокрут автора. Но зачастую читатели потом докручивают такие смыслы, которые автор и не мог себе вообразить.

Авторы зачастую сами не ведают, что творят

Павел Тихомиров: Всё-таки обычно под апатией подразумевается полное равнодушие, а под бесстрастием свобода от неправильных только лишь чувств, - это если аскетически сравнивают буддизмы с христианством

Алексей Ощепков:Ну, понятно. Так вот, как мне кажется, в "Мы" нет ни первого, ни второго. Там, вообще, очень много посвящено машинной эстетике и создаваемому ею эмоциональному фону. И добрая часть книги - откровенно эйфорична. На тему Замятина ещё. Я не знаю, как на этом моменте внимание заострят в кино. Но в книге весьма недвусмысленно показано, что оппозиция достаточно подлая, и манипулирует главным героем с целью захвата звездолёта. Там нет постановки вопроса, какая из сторон "правильная".

У нас ещё на тему контроля психики «Обитаемый остров» есть вообще-то

Ну, тема с башнями-излучателями, конечно, интересна, тем более, что можнно вспомнить и современные суеверия на эту тему

Причём, я так подозреваю, что феномен суеверий про башни-излучатели постарше повести будет.

Павел Тихомиров: Да, конечно же, - вспомни «фиолетовые лучи» то ли у Паустовского, то ли у Булгакова (когда оными пужали киевлян).

Алексей Ощепков: Именно. В ОО попали практически все легендарные/полулегендарные вещи, связанные с Рейхом, опытами над людьми и пр.

Павел Тихомиров: На самом деле очень сильный роман (и средненькое кино Бондарчука-сына). Я задаюсь одним единственным вопросом: «Что мешало патриотам написать подобный роман? И стать ЛОМами для сотен тысяч городских технарей? А потом скрипим зубами, дескать, какие ж/масоны плохие, сочиняют богопротивные романы, и их читают. А про деревню и её возрождение не хотят читать».

Алексей Ощепков: Ну, если Носова отнести к патриотам, по крайней мере, советским, то он примерно то же и родил за 5 лет до ОО, только в упаковке для детей и с выраженным обличением западного капитализма.

А, так, по серьёзному, патриоты таких тем почему-то пугаются. Могут хорошо писать историю (Балашов тот же), но что до антиутопий, то это не к ним.

Ну, ещё для человека верующего есть такой негласный мнимый запрет на философствование на тему священной истории.

Вы в «Камешке в башмаке» данный мнимый запрет обошли.

Тут, действительно, нужно побороть эти внутренние страхи.

Наша вера должна быть живой. Иначе, масоны так будут лезть в эти темы. Им проще. У них реальность десакрализирована. Табу нет.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2.

Сейчас самая полезная для нас антиутопия - "Незнайка на Луне". Хорощий мультфильм есть. Фильма нет.
С. Югов / 21.07.2023, 17:24

1.

Не буду об эстетике, чтобы не впадать во вкусовщину, но после этого фильма становится ясно – откуда растут ноги у как бы интеллектуальных смакований всяческими вялостями и несуразностями, что преподносилось в качестве языка кинопритчи. Кто-то скажет: «артхаус», а кто-то вспомнит сказку Андерсена про «новое платье короля», памятуя о волшебном и гипнотическом воздействии «брэндов» и Ф.И.О.


Похоже, помощник главреда РНЛ стремится переплюнуть нашего знаменитого философа Бондарева, форумчанина РНЛ, по непонятности изложения.
И вообще жуткий язык у обоих собеседников — явный „недокрут“:
„...это если аскетически сравнивают буддизмы с христианством“;
„На тему Замятина ещё. Я не знаю, как на этом моменте внимание заострят в кино.“

На РНЛ вот никто не заострил внимание на антиутопию, опубликованную два дня назад:
https://ruskline.ru/analitika/2023/07/10/lunatiki
Агафон / 19.07.2023, 22:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Размышления об исихазме и иконописи
26.04.2024
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Алексей Ощепков
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения
О важности понимания исторического контекста писем старца Филофея
09.03.2024
Выборы Президента России 2024
Механизм транзита власти рождается на наших глазах
19.02.2024
Все статьи Алексей Ощепков
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38