Книга Юрия Викторовича Земцова «Бой вечный мне будет наградой» предваряется несколькими очерками, благодаря которым люди, знавшие погибшего героя, помогают людям, героя не знавшим, полнее представить образ человека, который будет повествовать вдумчивому читателю о связи исихазма и иконописи.
Вообще, исихазм и проблемы иконописи обычно не очень-то совмещаются в сознании современных православных верующих.
Исихазм – это без-видная молитва, какая же тут может быть иконопись. Молятся подвижники, зажмурив уже прикрытые глаза, и главное – никаких медитаций! Никаких картинок.
Более того, зарубежные исследователи исихазма – на что обращает внимание Юрий Викторович в своей диссертации – полагали, что мистически настроенным отшельникам и общественное церковное богослужение в принципе не особенно и нужно было.
Конечно, никакой воцерковлённый православный христианин не согласится с такой крайностью «беспоповства». С крайностью, от которой один шаг к протестантизму харизматического толка. (Ибо центр Литургии – Евхаристия, а Святые Дары – это не «ордена за благочестие», и не просто лекарства, исцеляющие душу. Но, пожалуй, своего рода антидоты от такого в наших душах, с чем мы сами самостоятельно справиться не сможем).
Другое дело, что мы, рассуждая о месте церковного искусства – прежде всего, пения и иконописи – в подвижничестве исихастов, согласимся, что в организации настроя на верный дух икона… будет играть значительно более скромное место, нежели клиросное пение и, тем более, духовное наставничество.
Каково место того, что входит в душу через глаза?
Уж не роль ли некого изображения, просто помогающего сконцентрироваться?
Вопрос, на самом деле, довольно тонкий.
Поскольку задача любого искусства, в том числе и церковного – настроить душу на некий особый лад. И подобно тому, как музыкальный инструмент должен быть верно настроен, точно так же должна быть верно настроена и душа.
Св.Николай Кавасила выразился так: «Образ, запечатленный иконописцем» «неизреченным некоторым образом устрояет и образует души людей».
В чём проблема?
Проблема в том, что иконописец может быть воспринят в качестве психоинженера, который, манипулируя пятнами различной формы и цвета, покушается добиться чисто физиологического воздействия, способного спровоцировать некие психические реакции.
Задача же иконописца не в том, чтобы сфабриковать изображение, провоцирующее физиологию, но в том, чтобы обрести способность свидетельствовать о том опыте, который словами невыразим. Воспроизвести именно тот Образ, который впоследствии войдёт в души молящихся пред иконой людей и станет «устроять и образовывать» эти души на верный лад.
Следовательно, в данном случае речь не в кабалистике геометрии, воздействующей через глаза на душу, и не в геометрических ребусах, символизирующих некие схоластические схемы. Речь о воплощении в материале вполне определённого настроя. Формируемого самим строем молитвы.
И Юрий Викторович Земцов, приведя слова В.Н.Лоского, фактически закрывает вопрос: «Иконопочитание в известном смысле есть начало боговидения», а боговидение – не что иное, как главная тема исихазма, достигаемая в его мистике, отстаиваемая и обосновываемая догматически.
К счастью, современная Русская православная иконопись пока ещё придерживается духа св.Григория Паламы и той эстетики, которая присуща была духовной жизни Руси XIV-XVI вв.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»
3. Спасибо, ув. П Т!
Я бестолково выразился... Не думал, что опубликуют... Не очень старался... Извините...
Ещё раз — СПАСИ БОГ!
2. Ответ на 1, Игорь Ал:
Насчёт беспоповства... Если без плохого поповства, то я — за! Не говоря уж о поповсве из 5-й колонны... Да и из 6-ой...
Насчёт первого - не соглашусь с Вами, поскольку икона - это не некий "портал" в иную реальность, автоматизма тут нет и быть не может.
Человеческая душа - в ней находится ключ.
Она может воспринять, а может и не воспринять ту реальность.
Но и тут следует избегать автоматизмов.
Есть ещё Промысл Божий, Его воля - открывать человеку нечто либо не открывать.
Поэтому я бы не стал увлекаться тем, что может родиться в нашем сознании от увлечения, нпр., рассуждениями об Обратной Перспективе....
2. Под "Беспоповством" в данном случае подразумевается небрежение общественными богослужениями, попытки спасения без тех "костылей", каковыми являются Церковные Таинства.
1. Слишком сложно... Хотя и интересно...
Насчёт беспоповства... Если без плохого поповства, то я — за! Не говоря уж о поповсве из 5-й колонны... Да и из 6-ой...
Про иссихазм — столько понаписано и понасказано... А воз... В отношении народа... Не нарушен ли Закон Меры? "Требуя от КАЖДОГО только то, что он может дать, и ничего кроме этого, я получаю от него только хорошее и ничего плохого".
Критерий — ПЛОДЫ...
Если ВСЕ ВМЕСТЕ во время схождения Благодатного Огня (пока Патриарх в кувуклии) будем в памяти Божией мысленно читать Иисусусову молитву или Отче наш — по нашему времени и это — ПОДВИГ...
А Бессмертный полк без единства в БЕССМЕРТНОЙ молитве..?
Хотя бы 1 мин. в 12 ч...
Жизнь...
Жаль, что это негласно запрещено церковью... Сотни тысяч, а м/б и миллионов могли бы соединиться в ДУХЕ... Может, услышал бы? Ниневия...
А телемолебнами соборную ОБЩЕЦЕРКОВНУЮ молитву не заменишь... Или как?
Но жизнь есть жизнь...
*
Да, насчёт медитаций... Не знаю, что это такое, но успокаивающая мелодия в памяти Божией, иногда очень даже способствует сну...
"А если Вы не верите — пожалуйста проверьте"... Например: - https://rutube.ru/video/9e559d2f98cc41039d11852fad67dcc5/?r=a/
Но тут уж каждый под себя мелодию и напоминание подбирает... Мне иногда Рахманинов... Вариантов... Это медитация? Или напоминание о Боге..? Причём ночью, во сне... А сон — это треть жизни...
Да и днём, по обстановке... Во время еды, если возможно... Или...
Почему нет? "Существо дела в том, чтобы установиться (удерживаться) в памяти Божией"...
*
Да, извините... С правом на ошибки... Если дурь, не опубликуйте пожалуйста... А если есть зернышко... Вам решать...