Нынче посещают храмы совсем немного людей. Количество тех, кто сегодня считают себя воцерковлёнными и регулярно участвуют в богослужениях и церковных Таинствах, составляет не более 1-2% от общего числа крещёных в Русской Православной Церкви людей. Такова страшная реальность нашего времени.
В данной статье я предлагаю оставить на время беспокойство о печальной участи тех десятков миллионов крещёных, но неверующих людей, которые не ассоциируют себя с Церковью Христовой и которым Бог и спасение не нужны. Но давайте еще раз задумаемся: а действительно ли являются воцерковлёнными те люди, которые нынче считают себя таковыми? Не случилось ли так, что они вошли только в здание храма, а в Дом Божий – в Церковь Христову – до сих пор еще не вошли, так и не став настоящими православными христианами?
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14), – заповедует нам Господь.
Притча. За высокими горами, за дремучими лесами жил-был Царь. Он построил и устроил прекрасный, могущественный, богатейший и изобилующий всеми природными и иными благами город, в котором Его люди живут мирно, счастливо и благополучно. Город этот настолько огромен по своим размерам, и изобилие всех благ в нем настолько велико, что, сколько бы людей там ни жили, эти блага никогда не закончатся и не уменьшатся.
Этот город отделен от остальных территорий земли высокими горами, непроходимыми лесами, болотами и другими препятствиями, которые установил этот всемогущий Царь для того, чтобы никто из диких людей, населяющих остальные территории, не приближался к Его городу. А эти территории были населены дикими народами, ничего не знающими об этом городе и о его Царе, которые жили так, как им хотелось, проводя время в постоянных раздорах, убийствах, разврате, пьянстве и всякого рода грехах. Все эти темные люди были рабами другого царя, который был очень жестоким и кровожадным чародеем. Он имел полную власть над ними и распоряжался всеми этими народами по своему усмотрению, используя их для своих жестоких дел и диких развлечений. Но при этом он был настолько хитер, что всячески скрывал свои злые дела, и не многие знали о нем правду. Большинство же людей, как ни странно, считали его царем добрым и заботливым. А управлял он ими и держал в повиновении через их волю. Своим волшебством он сделал так, что их мысли, чувства и желания всегда были отравлены его чарами и находились под его властью и контролем. И для того, чтобы освободиться от рабства злому царю, людям необходимо было отвергнуть свою волю – не доверять своим мыслям и чувствам, то есть не считать их правильными и истинными. Но мало кто из людей понимал этот свой невидимый плен тирану и боролся со своеволием, хотя такие люди и находились.
И однажды великий Царь, который был несравнимо могущественнее того злого царя, решил избавить этих бедных людей от их рабства. Для этого он повелел Своим Слугам открыть путь в Его город для всех желающих попасть в него. Этот путь лежит через множество препятствий и опасностей, однако Царь дал распоряжение Своим особым Слугам из числа Своих приближенных, чтобы они, оставаясь незамеченными, помогали идти по этому пути всем, кто вступит на него. Для входа на этот путь Царь повелел поставить одни-единственные тесные врата, потому что предвидел, что не многие люди проявят настоящее желание приложить усилия для своего счастья. Он знал, что большинство этих бедных людей сделались настолько ленивыми, сластолюбивыми и жестокосердыми, что не захотят потрудиться для преодоления этого пути. А такие люди в качестве граждан Своего города Ему не угодны.
У входа в эти тесные врата Царь поставил других Своих Слуг, которых Он нанял из числа лучших и наиболее мудрых людей этого народа, предварительно научив их многим наукам и знаниям о Себе и Своем Царстве. Эти Слуги рассказывали проходящим мимо этих врат о Царе, Его городе и пути в него, а потом всех тех, кто пожелал в них войти, брали за руку и вели этим единственным путем в направлении города великого Царя.
К этим тесным вратам с обеих сторон примыкал высокий забор, который огораживал путь, находившийся за ними. Вдоль этого забора также ходили Слуги Царя и следили, чтобы никто не перелез через него, потому что сразу за забором находились страшные болота, которые окружали спасительный путь со всех сторон и в которых очень легко было утонуть. Человеку, оказавшемуся в этих болотах, практически невозможно было самому выбраться из них на путь, ведущий в город Царя.
Кроме этого, Царь нанял и других Слуг, которым повелел ходить по всем окрестным странам, чтобы рассказывать всем желающим об этих вратах, и объяснять, как их найти. Так было давным-давно, много веков назад. И за первые века после открытия этих врат многие люди вошли в них и сделались гражданами города великого Царя.
После открытия этих врат и пути власть злого царя над людьми пошатнулась. Так как он знал, что великий Царь несравненно могущественнее и сильнее его, он не мог открыто запретить подвластным ему людям уходить через эти тесные врата к великому Царю, хотя всякими злыми делами и лукавыми законами все-таки пытался это делать. Он был очень хитер, и с течением времени, чтобы обмануть людей и создать еще большую видимость своей доброты и заботы о людях, он установил для них как будто бы гуманные и справедливые законы и постарался обеспечить их всеми материальными благами для их греховной сладострастной жизни. Это дало свои результаты, и постепенно желающих зайти в эти тесные врата становилось с каждым веком все меньше и меньше, и в конце концов таких людей остались лишь считанные единицы.
Также уменьшалось с течением столетий и количество тех Слуг великого Царя, которые по Его повелению дежурили у врат и ходили по миру, рассказывая о них. Это произошло потому, что люди становились все слабее и ленивее, а из-за хитрости злого царя у них становилось все больше болезней и проблем, препятствующих им надлежащим образом выполнять это тяжелейшее служение своему Царю.
И, наконец, наступило такое время, что у входа в эти тесные врата уже никто не дежурит, чтобы рассказать проходящим людям о них и о том, что находится за ними. Также никто не дежурит и вдоль забора, огораживающего этот путь, чтобы предупредить самовольные попытки попасть на него. И по миру уже не ходят Слуги, рассказывающие всем желающим об этих вратах. И нынче очень редко кто из людей имеет возможность найти их, потому что тропа к ним давно заросла бурьяном, а вокруг этих врат и вдоль забора выросли огромные деревья и кустарники, заслоняющие их от глаз людей. А сами по себе эти врата настолько узки и неприметны, что человек может войти в них только с большим трудом, оставив всю свою поклажу и даже самые необходимые ему вещи снаружи, у входа в них. Очень часто для того чтобы протиснуться в эти врата, которые имеют острые, как бритвы, косяки, человеку приходится очень сильно себя порезать, а некоторым – даже срезать часть своей плоти, если она сильно утучнена.
Однако возможность найти эти врата до сих пор остаётся для всех желающих. Великий Царь, предвидя то, что настанут такие времена, когда у Него уже не останется в этом мире Слуг, которые могли бы вводить людей в эти тесные врата и вести их по этому узкому пути, позаботился о том, чтобы для всех желающих в этом мире были оставлены дорожные карты, по которым они могли бы найти путь к этим вратам. Для этого Он повелел некоторым из Слуг, которые жили в прошлые времена, составить эти карты и оставить их в этом мире. И вот теперь у всех желающих попасть в город Царя остаётся только одна возможность для этого – приобрести эти дорожные карты, тщательно их изучить и с их помощью отыскать эти врата, войти в них, и далее пойти по узкому пути, руководствуясь на нем теми же самыми картами.
Еще нужно сказать о том, что, начиная с самых давних времен, помимо тех Слуг из числа наиболее способных к этому служению диких людей, которых обучал и ставил на него великий Царь, находилось еще множество людей, тоже хотящих быть подобными им. Но Царь не ставил их на это служение, видя их неспособность к нему. Однако они всё равно решили осуществить свое намерение быть слугами Царя, указывающими путь желающим попасть в Его город, и для этого позаботились о том, чтобы приобрести или сшить себе такие же одежды, в которых несли свое служение истинные Слуги Царя. Одев эти одежды, они стали внешне очень похожи на тех Слуг, которых назначил Сам великий Царь. После этого эти самовольные слуги захотели тоже отыскать эти тесные врата, чтобы стоять около них и направлять людей на спасительный путь.
Но сделать это им не удалось, и помешала им в этом их личная воля. Истинные Слуги Царя были научены не доверять себе и всегда отвергать свою волю, потому что ее исполнение влечет для человека невозможность освободиться от рабства злому царю. А самовольные слуги об этом не знали, и поэтому свою личную волю не старались отвергать, а наоборот, все свои дела совершали по своему хотению и разумению. В результате она окончательно помрачила их разум и не позволила им разглядеть эти тесные неприметные врата, хотя Слуги великого Царя указывали им на них и объясняли, как их найти. Эти самовольные слуги незаметным для себя образом остались пленниками злого царя, который управлял ими через их волю и привычку доверять себе – своим мыслям и чувствам.
Зато вместо тесных врат они нашли врата широкие, которые установил злой царь, чтобы обмануть людей, которые хотели бы уйти из-под его власти. Мимо этих широких врат трудно пройти и не заметить их. Они настолько огромные и просторные, что в них могут пройти сразу много людей со своей поклажей, и даже провезти в них фургоны с различного рода «необходимыми» вещами, которые потребуются им в дальнейшем пути. Кроме того, от этих врат исходит и распространяется очень приятное благоухание, от которого сердца людей наполняются радостью и весельем, оно придает людям сил и энергии для их движения по пространному пути, который лежит за этими вратами.
Найдя эти врата, многие из самовольных слуг встали около них, чтобы рассказывать проходящим людям о том, как радостно и приятно будет в них войти и пойти к великому Царю удобным и пространным путем, лежащим за ними. И всех поверивших им они впускали в эти врата. Желающих войти в них оказалось так много, что каждый из самовольных слуг оказывался проводником большой группы людей, которых он вводил на этот пространный путь, по которому они затем все вместе шли, радуясь, читая благодарственные стихи и распевая песнопения, прославляющие великого Царя. А другие самовольные слуги пошли по миру, чтобы проповедовать людям об этих широких вратах и объяснять, как найти к ним дорогу. Хотя для этого особых разъяснений и не требовалось – эти широкие врата были очень хорошо видны издалека, и благоухание от них также распространялось повсюду. А еще многие из самовольных слуг занялись благоукрашением широких врат, а также громко и красиво пели хором, стоя у них, и этим пением также привлекали к себе много народу.
Итак, с течением веков соотношение числа Слуг Царя и числа самовольных слуг неизменно менялось в сторону увеличения последних. И к последним временам в мире остались практически одни самовольные слуги, а Слуги Царя уже практически перестали встречаться людям. Редко-редко в последние столетия и десятилетия существования этого мира бывали случаи, когда находились среди людей истинные Слуги, которые могли бы указать желающим путь к тесным вратам и провести их по узкому спасительному пути к Царю. А те крайне немногие люди, которые все-таки еще до сих пор находят эти врата, обязаны этим исключительно картам, оставленным Слугами, жившими в прежние времена.
Впрочем, бывает и так, что люди, которые искренне желают попасть в город Великого Царя, но не могут найти эти единственные тесные врата, все-таки находят забор, огораживающий путь в него. И тогда эти люди перелезают через этот забор и сразу же попадают в топкие болота, из которых выбраться на этот путь чрезвычайно тяжело. Многие так и погибают в этих болотах, не найдя возможности выбраться на сушу. Но возможность выбраться из них все-таки есть, и для этого человеку, попавшему в болота, необходимо полностью отречься от своего разума и от своей воли, ни в чем не доверять себе, а поэтому не пытаться делать никаких шагов и не пытаться совершать никаких движений, а всецело довериться Великому Царю и положиться на Его всеведение и всесилие, призывая себе на помощь Его Невидимых Слуг, дежуривших вдоль пути. Тогда эти Слуги выведут человека на спасительный путь и дадут ему дорожную карту.
А теперь нужно рассказать о различии путей, лежащих за тесными и широкими вратами.
Как было уже сказано, сразу же за тесными вратами находятся страшные смрадные топи и болота со многими ядовитыми гадами и насекомыми. Чтобы пробраться через них, обязательно нужен проводник, знающий эти места, либо подробнейшая карта этой местности. Но, используя только карту, конечно, пробираться через эти болота намного дольше и труднее. Вообще, без проводника, а только с картой, путь намного опаснее, труднопроходимее, и требует намного большего времени для своего прохождения. Встретить других людей на этом пути практически невозможно, приходится всегда идти одному. С проводником этот узкий путь можно было бы преодолеть за несколько лет, а при использовании одной только карты для этого могут потребоваться десятилетия.
За болотами – глухие лесные дебри со множеством диких зверей и кровожадных разбойников, которые всюду расставляют свои сети и капканы. Чтобы не заблудиться, нужно следовать строго по карте, не сходя с дороги. Любое невнимание к карте, влекущее отклонение от пути, имеет последствиями многочисленные опасности, кровавые раны и потери сил в борьбе со зверями и разбойниками. Если же карты вообще нет, то смерть или вечный плен неминуемы.
За лесом – высокие горы, где многочисленные узкие и смертельно опасные участки, обледенелые места, камнепады, снежные заносы, ветра и вьюги. За горами – знойная пустыня без капли воды. А перед концом этого пути путника ждёт сам чудовищно опасный, сильный и кровожадный враг – царь этих земель, чтобы сразиться с ним в открытом поединке. Если это сражение будет путником выиграно, то конечная цель пути уже недалеко, и идти станет намного легче, потому что над дальнейшими землями этот царь не имеет власти.
Да, страшный путь, но других путей в город великого Царя нет. И этот путь кажется таким страшным только при взгляде на него со стороны. Если же идти по нему, в точности следуя указаниям дорожной карты, то особые Слуги Царя, поставленные Им на этом пути для невидимой помощи путникам, подскажут, как избегнуть множества опасностей на нём, укрепят их и дадут средства для защиты от врагов.
Впрочем, нужно сказать, что очень немногие люди достигали конца этого узкого пути. Великий Царь знал, что люди немощны, и далеко не все способны преодолеть этот трудный и опасный путь полностью. И поэтому тех, кто вошёл в тесные врата и пошёл этим узким путем, и, хотя и не смог преодолеть его до конца но, тем не менее, не повернул назад, невидимые слуги великого Царя по Его повелению переносили в Его город по воздуху.
А что ждет путников за широкими вратами? Там путь несравненно более пространный, по нему можно спокойно идти или ехать, не боясь заблудиться или отклониться от него. Самовольные слуги очень постарались, чтобы качественно обустроить этот путь и сделать его наиболее удобным для прохождения. Везде есть указатели и фонари. Этот путь очень красочно отделан и оформлен, вдоль него много разных красивых зданий с золотой покраской, на нем часто встречаются бесплатные кафе и комфортные ночлеги. Почти постоянно звучит красивая и успокаивающая музыка, поют хоры, дует легкий приятный ветерок, приносящий разные благоухания. Правда, бывает, что иногда на этом пути путники слышат крик прилетающих с небес птиц, и этот крик немного их настораживает. А иногда небо покрывают темные тучи и случаются сильные раскаты грома, которые очень пугают путников. Но эти кратковременные неприятности быстро проходят и сразу же ими забываются, и вскоре они уже снова радостно продолжают свой путь. К тому же на этом пути всегда находится множество других путников, с которыми идти веселее и приятнее, чем одному. И всегда вместе с путниками идут самовольные слуги.
Нужно сказать, что самовольные слуги по-разному сопровождают путников на этом пути. Некоторые просто идут рядом с ними, думая о своих личных делах и заботах. Иные развлекают людей различными баснями, байками и прибаутками, устраивая разные культурно-массовые и спортивные мероприятия, концерты и посиделки. А иногда, довольно редко, встречаются и достаточно строгие и боящиеся ответственности перед Царём самовольные слуги, которые стараются рассказать людям о чём-то для них полезном, и при этом требуют от них соблюдения некоторых правил, которые ограничивают их свободу радоваться и веселиться на этом пути – с такими сопровождающими скорость движения путников по этому пути может несколько замедляться.
Как великий Царь повелел Своим невидимым Слугам помогать путникам в преодолении узкого пути, точно также и злой царь поставил своих невидимых слуг на пути широком, чтобы обманывать людей и создавать у них иллюзии того, что они двигаются в правильном направлении. Из-за своеволия людей и их привычки доверять себе, эти слуги имеют возможность незаметно подсказывать людям лукавые мысли и рассуждения, которые они принимают за свои собственные и истинные. Поэтому путники пространного пути никогда не сомневаются в правильности своего выбора и спокойно идут по нему, следуя дорожным указателям и советам самовольных слуг.
Этот пространный путь, также как и узкий, может быть очень долог. Но так как по нему есть возможность ехать и на машинах, то некоторые преодолевают его совсем быстро и без особых проблем. Заканчивается же он для всех путников одинаково трагически. Однажды, когда никто этого не ожидает, внезапно наступает кромешная мгла, путь резко обрывается бездонной пропастью, и никому не удается избегнуть ее вечных мрачных и смрадных глубин.
Несколько дополнений и пояснений к Притче. Жили-были два христианина. Один из них уже много лет назад приобрел дорожную карту (например, творения святителя Игнатия Брянчанинова) и решил обязательно найти эти тесные врата и встать на узкий путь. Второй тоже захотел попасть в город великого Царя, но он не посчитал нужным заранее позаботиться о тщательном изучении дорожной карты (то есть творений святых отцов). И случилось так, что они одновременно вошли вместо тесных врат в широкие. Первый сделал это по ошибке, так как не сразу смог разобраться во всех тонкостях топографии и картографии. А второй христианин вошел во врата широкие, поверив рассказам самовольных слуг, почитав раздаваемые ими брошюрки, послушав голос своего разума и интуиции, а также почитав некоторые важные книги, в которых рассказывалось о городе и делах великого Царя (Священное Писание, каноны, катехизис и проч.), но не разъяснялась подробным образом дорога к нему.
Какое-то время они шли вместе, но первый христианин не переставал сверять свой путь с дорожной картой, и вскоре он понял свою ошибку и смог вовремя повернуть назад, после чего вышел из широких врат, отыскал врата тесные и пошёл узким путем к спасению. А второй, не имея дорожной карты, не смог вовремя разглядеть ложность и погибельность пространного пути, и поэтому продолжает идти по нему до сих пор, считая его спасительным.
И вот эти два христианина начинают разговаривать друг с другом о своих путях (ведь это только в духовном смысле они идут разными путями, а в нашем физическом мире они могут находиться совсем рядом друг с другом – например, могут ходить на службы в один и тот же храм). Тот, кто идёт путём узким, начинает рассказывать своему собеседнику о том, что он видит на своем пути. В том числе рассказывает и то, что за долгие годы движения по нему ему встретился только один-единственный путник, идущий с ним в одном направлении. Но, так как тот шёл быстрее, то он вскоре упустил его из виду. Больше ни разу ни одного человека на этом пути он не видел.
А другой ему отвечает на это: «Да ты что? Ты где идёшь? Ты не заблудился, случайно? Да на пути к Богу всегда полно народу, все эти годы я всегда вижу толпы, идущие рядом со мною. Вот и сейчас я в очень многочисленной компании, вместе с нами идут слуги Божии, они нам рассказывают очень душеполезные вещи, нам всем всё это интересно и очень нравится. Здесь радостно, у нас тут у всех любовь. Никаких здесь разбойников нет. Какие капканы? Какие сети? Какие топи? Ты что, белены объелся? А-а, да ты в прелести...» и т.д.
Тогда идущий по узкому пути пытается рассказать своему собеседнику и то, что он успел повидать за широкими вратами на пути пространном, когда по ошибке забрёл на него. Он пытается доказать ему, что всё, что он видел на пространном пути, все его ориентиры и направления, не соответствуют дорожной карте пути спасительного, там всё по-другому, не так, как должно быть. На это тот ему отвечает: «А почему я должен тебе верить? Да ты просто помешался на своих картах. Никаких особых карт не нужно. Здесь уже стоят необходимые указатели с инструкциями по прохождению каждого участка пути и даже есть проводники. К тому же у нас у всех есть свой разум и своё сердце – я верю своей интуиции и своей способности рассуждать здраво, а тебе поверить не могу. Кстати, моя интуиция подсказывает мне, что ты в прелести, и я чувствую в тебе какой-то особый гордый дух».
Особенностью пути узкого еще является и то, что по мере его прохождения человек постепенно приобретает духовное зрение. В начале этого пути он еще совсем ничего не мог видеть духовными очами. Но по мере того, как он проходит этот путь, с его духовных глаз как бы спадает пелена, и он начинает различать опасности, которые его сопровождают на этом пути – различных гадов, зверей, разбойников, сети и капканы, ими расставленные. Он видит их не телесным, но духовным зрением, и, по мере прохождения пути, все более и более чётко их различает. Со временем этим духовным зрением он может уже видеть и чувствовать присутствие этих существ и опасностей не только на своем пути, но и на путях других людей, вошедших через врата широкие. Но это остается только его видением и знанием. Если он пытается сказать об этом своему собеседнику, идущему по пути пространному, то тот может только недоверчиво переспросить примерно так: «Да откуда тебе может быть известна духовная реальность? Ты что, святой? Вот я, например, уже много лет иду вместе со слугами Божиими к Богу, и почему-то ничего подобного тому, о чем ты мне говоришь, не видел».
Эти два человека идут совершенно разными путями, при этом тот, кто идёт по пути пространному, считает, что его путь – истинный. Поэтому и переубедить такого человека практически невозможно. Чем дольше он по этому пути идёт, тем труднее ему будет поверить словам человека, который действительно изучил дорожную карту и идёт путём спасительным, тем труднее ему будет заставить себя развернуться и пойти назад, продираясь сквозь толпу к началу этого пространного пути, чтобы выйти из этих погибельных врат и отыскать врата спасительные. Единственная возможность для его вразумления может исходить только от Бога через какие-то особые тяжкие и скорбные жизненные обстоятельства, при условии, что Бог усмотрит в сердце такого человека возможность его обращения к покаянию и хоть чуточку недоверия к самому себе – своим мыслям, чувствам, ощущениям и желаниям.
В заключение еще раз напомню Господню заповедь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).
Господь заповедует всем верующим в Него людям о том, что в Его Церковь нам надлежит входить не так, как бы нам хотелось и думалось, а строго определённым образом – через тесные врата. Святые отцы учат нас, что этими тесными вратами является тщательное изучение своей Православной веры.
И за этими тесными вратами нас ждёт тот единственный узкий путь, который только и может привести нас к спасению. Этот узкий путь – понуждение себя к жизни по евангельским заповедям и решительной борьбе со своими грехами и страстями.
«Тесные врата – тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнию; узкий путь – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Все сведения о вратах и путях, а также об обстоятельствах по их отысканию и прохождению, взяты мною из дорожной карты – творений святителя Игнатия (Брянчанинова).
«Руководство писаниями святых отцов ведёт гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека... Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскуднении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасённым; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область
1. 1
«Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк. 13: 6–9).
Потому так мало и ходят , что плодов нет никаких.