В последнее время государство стало больше внимания уделять не только повышению военно-технического уровня российской армии, но и патриотически-идеологической подготовке бойцов. И это, конечно, правильно. В «демократические» 90-е, когда нас уверяли, что у России больше нет врагов на Западе, в армии начали уничтожать институт политруков. Не удивительно, что уже во время Чеченских компаний многие бойцы не могли внятно ответить, за что они воюют. И сегодня политруков в армии не хватает, и мотивация, особенно у мобилизованных, призванных воевать в зону СВО не всегда на должном уровне. А ведь именно от понимания бойцов, что они воюют за правое дело,далеко не в последнюю очередь зависит победа. В истории известно немало случаев, когда армии одерживали вверх над гораздо более многочисленным противником в том числе благодаря высокому моральному духу. Достаточно вспомнить Швейцарский поход Александра Суворова.
Уже несколько месяцев в России активно используется институт агитационных творческих бригад, выступающих перед бойцами, участвующими в освобождении Новороссии и Малороссии. Традиция использовать агитаторов и артистов в русской армии была заложена ещё в годы Первой мировой войны, но особенное распространение получила, конечно, в годы Великой Отечественной. В те времена число творческих деятелей, порой выступавших в нескольких сотнях метров от передовых позиций, исчислялось тысячами. Были среди них и самые знаменитые артисты своего времени, как, например, певица Людмила Русланова. Из кинохроники, художественных фильмов и книг мы знаем, с каким энтузиазмом бойцы воспринимали такие выступления, как они помогали им сохранять боевой настрой посреди тяжёлых фронтовых будней.
Сегодня, как правило, подобные выступления происходят в госпиталях и на полигонах, где новобранцы, а также вернувшиеся в строй после ранения солдаты проходят боевое слаживание или переобучение. В работе одной из таких агитационных культбригад довелось принять участие и мне.
Предлагаю вниманию читателей репортаж о нашей работе.
Самолёт своих. Уже на аэродроме Чкаловский понимаешь, что это не обычная поездка. Наш самолёт летит туда, где уже более года в воздух не поднимался ни один гражданский пассажирский борт – в Ростовскую область, приграничную с Донбассом. На КПП проверяют документы, осматривают багажник автомобиля, дают сопровождающего до стоянки.
Зато в самом терминале, всё довольно свободно – никто не заставляет снимать обувь и ремень. В самолёт можно проносить воду и перочинные ножи, крупные музыкальные инструменты. Это не случайно, поскольку все кандидатуры пассажиров согласованы и проверены заранее. Среди них мелькают медийные, узнаваемые лица актёров, журналистов, политологов. Я безошибочно узнаю военкора Семёна Пегова и телеведущего Петра Толстого. Но большинство попутчиков, конечно, военные.
В салоне объявляют, что наш экипаж – один из лучших в России. И судя по тому, как легко отрывается самолёт от взлётной полосы, как плавно набирает высоту, так что почти не чувствуешь перепадов давления и воздушных ям, это правда.
Задолго до ростовского аэродрома переходим на низкие высоты. Под крылом видны зелёные квадратики полей с рассыпанными тут и там «игрушечными» домиками. Предосторожность понятна – чем ближе к земле, тем труднее вражеской ракете сбить воздушную цель.
И вот уже мы на ростовской земле. Аэропорт со всех сторон охраняется врытой в землю военной техникой, тут и там видны замаскированные укрытия, локаторы. Прямо на земле недалеко от «бетонки» сидят десятки мужчин в гражданской одежде. «Добровольцы, ждут своего транспорта в расположения воинских частей», - поясняет наш сопровождающий.
Пора понять, что идёт война. Времени на раскачку у нас нет. Едва закинув вещи в номера гостиницы и переодевшись, садимся в микроавтобус, чтобы ехать на один из отдалённых полигонов Ростовской области. Ещё только май, но на открытых солнцу местах – жарко. А такие места здесь, в степях – почти везде. Вот и палаточный военный городок стоит на голом склоне. Тени здесь только те, которые отбрасывает техника и палатки. От одного взгляда на заграждения с колючей проволокой, окружающей лагерь, понимаешь, какие строгие даже суровые условия жизни здесь. Что ж, это трудная, но необходимая мужская работа – учиться военному делу. Тут и там видны занятые упражнениями солдаты. Даже на наш концерт командиры подразделений, как нам сказал сопровождающий от Минобороны, не очень охотно отпускают подчинённых. Ведь порой за тот час, что они будут слушать песни и стихи, их можно научить чему-то важному, что поможет в бою. Нас предупреждают, что фотографировать можно только внутри палаток и так, чтобы лица бойцов явно не попадали в кадр. Также дают указание отключить геолокацию в телефонах, включить режим «в самолёте». Как раз в дни, когда проходила наша командировка, рядом с одним из военных аэродромов Ростовской области была сбита ракета украинского тактического комплекса «Гром», способного бить на 280 километров вглубь нашей территории. Впрочем, как показывают последние события, повышенные меры безопасности актуальны сейчас на военных, да и на многих гражданских объектах большей части европейской территории России. Пора осознать, что де-факто страна находится в состоянии войны.
Не смерть страшна… А мы проходим в большую палатку, которая служит бойцам столовой. В ней очень душно, но других вариантов нет. Спешно настраиваем звуковую аппаратуру, сдвигая столы, пытаемся создать подобие уютной сцены. Несколько слов, о том, кто это «мы»: участники агитационной культбригады «Ростов». В неё помимо автора этих строк вошли: певица и автор песен Ольга Панюшкина, поэтесса из Санкт-Петербурга, член Союза писателей России Любовь Сердечная и лектор общества «Знание», кандидат исторических наук Даниил Сергеев (имя изменено).
Подтягиваются бойцы. Их около ста человек. Большая часть из них уже побывала в боях «за ленточкой», многие были ранены, но вернулись в строй, некоторые из мобилизованных и добровольцев вот-вот отправятся на фронт.
Не скрою, готовясь к подобному выступлению, испытываешь особое волнение. Такая публика почувствует любую фальшь, особенно если дело касается военной темы. Поначалу некоторая настороженность витает в импровизированном зале. Как рассказал нам командир части, пару месяцев назад к ним приезжал знаменитый Академический ансамбль песни и пляски имени А.В. Александрова. Так вот почти всё время выступления знаменитого коллектива – бойцы сидели понурые, лишь в конце артистам удалось немного расшевелить их. В тот раз зрители буквально накануне вернулись с передовой. Нам повезло больше. Слушают внимательно. Сначала лектор доступным языком рассказывает о том, что причина нынешнего противостояния России с Западом корнями уходит в века. Европу никогда не устраивало, что на её «периферии» существует некая особая цивилизация, которая никак не хочет смириться с ролью сырьевого придатка к западной экономике. После первых искромётных песен Ольги Панюшкиной лица бойцов чуть теплеют. Оля выкладывается, не жалея сил, её изящное синее платье, развивающееся в духоте столовой, напоминает воинам о том, что за сотни и тысячи километров от них осталась мирная жизнь, где не надо зарываться в землю от снарядов, смотреть под ноги, чтобы не остаться без них из-за искусно замаскированной вражеской мины, где родные женщины в милых нарядах и беззаботный смех детей. Ребята самозабвенно хлопают в ладоши в такт мелодии.
Наступает моя очередь. Понимаю, что войной бойцы сыты по горло. Читаю сначала стихи о нашей большой Родине, о её знаменитых и безвестных, но прекрасных уголках. Слушают хорошо, аплодируют, но настоящая искра пробегает, когда говорю: «Для меня эта война началась в 2014 году», и начинаю читать стихи из своих донбасских циклов. Рассказываю о том, как ждали Русскую Армию жители Донбасса бесконечно долгие 8 лет «вялотекущей» войны. Всё-таки для бойцов важно, что стихи о войне не придуманы из головы, а написаны очевидцем и участником событий.
Здесь смертью дышит каждый пыльный куст,
Как часовой застывший у дороги.
Здесь терпкий воздух нестерпимо густ,
И сбитые кресты кричат о Боге…
«А теперь мы покажем вам Любовь, – загадочно объявляет наш куратор от Минобороны и по совместительству ведущий концерта. – Сердечную. И это не просто два красивых слова, это имя и фамилия поэтессы, которая сейчас выступит перед вами».
Любовь сначала под гитару исполняет свои лиричные проникновенные стихи, а потом читает тихим, но берущим за душу голосом.
Герой, кто сумел у беззубой в объятьях
Спокойно промолвить: «Работайте, братья!»
Работайте, братья, спокойно! Мы с вами!
Молитвами, мыслями, снами, делами.
Мы помним, мы любим, мы верим, мы знаем
«Никто кроме нас!» и «Своих не бросаем!»
Бойцы провожают нашу маленькую бригаду бурными аплодисментами, и что самое ценное для нас, поэтов – подходят, просят подписать книги, как авторские, так и сборники, выпущенные издательством «Вече» и Союзом писателей России в поддержку СВО. Значит, не зря мы прилетели сюда, чем-то тронули сердца защитников Отечества.
Глядя в лица бойцов. Последующие четыре дня всё идёт по однажды принятому сценарию. Хотя жизнь, конечно, вносит свои коррективы. Каждый раз мы едем в новую точку: полигон, воинскую часть, госпиталь. Нередко сворачиваем с асфальтовых дорог и начинаем вместе с машиной трястись на степных ухабистых дорогах. В какой-то момент жара сменяется ливнями с градом, из-за чего едва не отменяется запланированный во дворе госпиталя концерт. Он переносится в помещение местного клуба на верхнем третьем этаже, и мы наблюдаем, как бойцы, подхватив под руки своих раненных в ноги товарищей помогают им добраться на этот этаж, поскольку лифта в госпитале нет. В одной из лётных частей совсем недавно похоронили товарищей – экипаж сбитого вертолёта. Наверно, поэтому, когда мы читаем стихи о войне, на глазах некоторых слушателей блестят слёзы.
А в одной из частей посреди степи нашим соратницам дарят букеты бордовых роз, как будто выступление проходит в концертном зале.
Но везде главное – лица бойцов. Лица совсем молодых двадцатилетних ребят, и мужиков, которым под пятьдесят; славянские лица и лица восточного типа, лица сибиряков, москвичей, сахалинцев, воронежцев. При всей разности они объединены чем-то важным. Наверно, это общее в них – знание жестокой изнанки жизни, называемое войной, готовность, несмотря на все тяжести и ужасы этой изнанки, завтра снова пойти в бой, не предать своих товарищей. Не случайно, как только у раненных дела начинают идти на поправку, многие из них стремятся поскорее вернуться в свои части. Потому что слова «никто, кроме нас», для них не красивое выражение, а однажды выбранный путь, главный смысл жизни.
Алексей Викторович Полубота, секретарь правления Союза писателей России