В мае в подмосковном Раменском, по версии следствия, группа мальчишек заперли в сарае своего 11-летнего товарища и подожгли стены строения, сообщают «Известия».
«19 мая 2023 года дети в ходе ссоры закрыли в сарае мальчика, заслонив дверь на засов и заколотив его гвоздем. В дальнейшем произошло возгорание, по предварительным данным экспертов, внутри помещения. Самостоятельно дети не смогли открыть дверь и обратились за помощью к прохожим. Когда на место прибыли экстренные службы тело мальчика было обнаружено внутри сарая со следами термического воздействия», — говорится в сообщении регионального управления СКР. Участники инцидента установлены, изъяты их мобильные телефоны, их судьба будет решаться вне уголовного процесса, так как они не достигли возраста ответственности по УК РФ.
По данным РЕН ТВ, трагедии предшествовал конфликт между погибшим мальчиком и остальными детьми. Жертву избивали, чтобы укрыться, он забрался в постройку. В том, кто зажег сарай, разбираются следователи. Еще до инцидента местные жители жаловались на противоправное поведение возможных участников поджога. Погибший школьник, напротив, характеризовался положительно.
Не исключено, что трагедия в Раменском, широко распространившаяся в СМИ и по соцсетям, могла стать примером для других проблемных подростков. Не прошло и месяца, как ужасный сценарий повторился в Южном Бутове (Москва). По предварительным данным, 15-летний подросток 5 июня облил на детской площадке своего знакомого бензином и поджег. 14-летний потерпевший в тяжелейшем состоянии находится в больницы с ожогами 100% тела. Возможному виновнику предъявлено обвинение в убийстве с особой жестокостью. По данному составу УК РФ ответственность наступает с 14-летнего возраста.
«В качестве наказания за это преступление предусмотрено в том числе пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь (не применяется в России). Но, согласно п. 2 ст. 57 УК РФ, пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста», — объясняет член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Из п. 6 ст. 88 УК РФ следует, что нарушивших закон в возрасте до 16 лет могут приговорить к сроку не свыше шести лет, однако за совершение особо тяжких преступлений — до 10 лет лишения свободы. Наказание ими отбывается в воспитательных колониях.
Еще в апреле сообщалось о попытке поджечь одежду школьника в Москве его знакомыми. Пострадавший якобы не хотел делиться самокатом с обидчиками, за что сверстники бросили под его одежду подожженный лист бумаги. Четвероклассник оказался в больнице с серьезными ожогами.
Еще одна трагедия случилась два года назад в городе Горняк (Алтайский край). Там 14-летний мальчик получил серьезные ожоги после того, как приятели облили его бензином и подожгли. Подростка срочно доставили в Барнаул, где он скончался от последствия термических травм.
Так называемые «пранки» с поджогами людей начали появляться в соцсетях и на видеохостингах еще в прошлом десятилетии. Часть такого контента сервис блокировал, но до сих пор некоторые из них доступны в сети. Некоторые из них собрали по миллиону и более просмотров. Возможно, часть этих роликов — постановочные, однако, как подчеркивают специалисты, вряд ли об этом догадываются несовершеннолетние зрители.
«Детям свойственно "ради прикола" пытаться повторять какие-то трюки, в том числе опасные, — рассказал директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. — Например, плачевные последствия имели челленджи с разного рода манипуляциями с петардами, пиротехническими средствами. Много негативных последствий фиксировалось после повторения фокусов с газом из зажигалок — опаливали лицо, ресницы, брови и так далее. То же самое касается откровенно экстремальных роликов — прыжки перед прибывающим поездом, трюки на высоте».
Эксперт обращает внимание на большую популярность в подростковом и детском сегменте соцсетей, в том числе тех, работа которых ограничена в России. По его мнению, если соцсети будут продвигать ролики с потенциально опасной тематикой, число происшествий, в том числе с трагическим исходом, продолжит расти.
«Существуют соцсети, где очень много детей. И взрослые не всегда отслеживают, что смотрит их ребенок на этих площадках. А там довольно много контента, призывающего к потенциально опасным действиям. Впрочем, как такового призыва, как правило, в ролике нет. Но дети, в силу возрастных особенностей, любят повторять за другими, любят получать одобрение от друзей в виде лайков. Случаи, когда горе приходит в семьи, на слуху, но подросток считает, что самое страшное может случиться с кем-то другим, но точно не с ним», — резюмирует Зыков.
Помощник главного редактора «Русской народной линии», отец десятерых (!) детей Павел Тихомиров, анализируя ситуацию, отметил:
Отцы Церкви детально расписали все этапы превращения смущённого чем-то человека в неуправляемого зверя, точнее, в управляемого бесами человекоубийцу.
Всё начинается, как мы помним, с «прилога» - с проникновения в душу некой разрушительной идеи. Прилог – это попытка лукавым существом, строящим на нас серьёзные планы, забросить в наше сознание некий крюк. Человек может не позволить этому крюку вонзиться в сердце, просто выбросив из сознания подбрасываемую идею. Отогнать как муху.
Но чаще всего не отгоняет.
И тогда наступает «сочетание с помыслом».
Человек не просто принимает идею, но начинает примерять её на себя, прикладывать и прилаживать её к некой вполне конкретной ситуации.
Услаждается возникающими в сознании картинками, злорадуясь им.
Традиционная культура, направленная на недопущение оскотинивания и забесовливания людей, выстроила целый корпус произведений, которые призваны предупредить/наставить/уберечь человека от совершения неких поступков. И пусть с душами человеческими никакой прогресс ничего сделать не мог и не сможет, но предупредить процесс воплощения в жизнь неких внутренних движений традиционная культура вполне может.
Могла.
Под традиционной культурой в данном случае я подразумеваю не культуру кухни и костюма жителя сельской местности, а также познание соответствующих приёмов ткачества и постижения эстетики традиционного орнамента, а нечто совсем иное.
Систему табу.
Чёткое разделение на то, что можно, а о чём нельзя даже помыслить.
Что нельзя принимать в качестве прилога бесовского, с чем нельзя баловаться, услаждаясь «сочетанием с помыслом», прокручивая в своём сознании некие картинки.
Вот это и есть существо традиционной культуры. А не «скрепы».
Поскольку все мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что времена эти ушли безвозвратно, по существу обсуждаемого вопроса можно сказать следующее.
Конечно же социальные инженеры будут искать способы пресечения подобных вещей, скорее всего, действовать будут в соответствии с крипто-религией фрейдизма, которая давно уже исповедуется официальными баптистами в Америке, а также европейскими атеистами и постсоветскими «как-бы-православными». Я о том – на основании каких контекстов делаются толкования фактов и тенденций, а не о том, кто где и когда купается в проруби.
Фрейдизм даёт простой и действенный ответ – нужно создать условия для сублимаций. Т.е. нужно дать возможность агрессивное чувство перевести в иное русло, «канализировать эту энергию».
Отсюда – пропаганда беспроблемного секса и т.д. Логика простая и недвусмысленная: «пусть лучше "кувыркаются", нежели станут нарушать правопорядок».
Или: «Пусть лучше подыхают в компьютерных играх, лишь бы не хулиганили».
Полагаю, что спорить с психологами, искренне верующими во Фрейдизм, а также с политическими технологами, отрабатывающими свои з/п, бесполезно.
Поэтому обращаться стану не к ним, они ведь вполне устраивают высшее руководство любого государства, даже государство, которое в рекламно-агитационных целях может использовать нефрейдистскую лексику.
Обращусь к тем родителям, которые всё-таки готовы прислушаться к советам свв.отцов.
Не к моим советам, повторюсь, а к советам тех аскетов, на основании опыта которых и сформирован был корпус книг «Добротолюбия».
Сейчас уже позже, чем кажется.
Но и во многом проще.
Зло совлекло с себя маску элегантного эпикурейства и явило сатанинскую рожу.
Хотим мы уберечь детей от пленения бесами и от агрессии уже пленённых бесами – должны максимально молиться за своих чад как можно чаще, и посвящать им своего времени как можно больше.
Других вариантов нет, ибо и наш народ идёт в ту же пропасть, как и прочие народы, отвернувшиеся от Христа. Не нужно обманывать самих себя.
В свою очередь другой помощник главного редактора «Русской народной линии», отец четверых сыновей Алексей Мыселев сказал:
К размышлению над этой обострившейся проблемой необходимо подходить со всем вниманием и осторожностью. Совершу попытку затронуть лишь краешек этого айсберга. Итак: почему подростки, которые всегда отличались повышенной агрессивностью, ныне начинают массово убивать особо зверским способом своих сверстников? Каков дух царит в их душевном и семейном мире? К сожалению, насаждение античеловеческих ценностей в мультиках, фильмах, игрушках, компьютерных играх калечат или даже губят неокрепшую душу ребёнка. Дети во власти эгоизма и вседозволенности (что возможно без проблем получить в Интернете и компьютерных играх) начинают крушить всё вокруг себя – не созидать, а разрушать. Прежде всего, свою бессмертную душу. Дети в плену виртуального мира, в плену мира тлетворных ценностей - ценностей мнимого внешнего успеха, эгоизма и ненависти, так называемой крутости, славы и силы.
Что делать? Молить Бога и Пресвятую Богородицу о помощи, стараться воспитывать в страхе Господнем, прививать вечные православные ценности, создавать новые творческие плоды, на основе традиционных ценностей человеколюбия, к которым приобщать детей: игры, мультфильмы, детское кино, спектакли и так далее. Нужно общаться с детьми - научать их любви и жертвенности на примере героев и выдающихся поступков, самоотверженном служении людям.
Если мы не займёмся детьми, то за нас это сделают враги рода человеческого и внешние враги России.
21. Ответ на 7, E.O. :
Опять-таки, отрезание языков - это прерогатива государства. Односельчане друг другу языки не резали. При чем тут традиционная культура?
Кстати. Европейские "христиане", колонизаторы XIX-XX веков, считали вполне приемлемыми и полезными как членовредительство, так и массовые казни. Правда, где-нибудь подальше (например, в Бельгийском Конго). Таким образом, по Вашей логике, европейцы новейших времен, конечно, не являлись носителями современной культуры, а сильно отставали в развитии от своих жертв.
20. Ответ на 18, E.O. :
Опять мимо. Колесование - вещь очень поздняя, особенно на Руси. Заимствовано из чужих юридических традиций. Сами же упоминаете судебный приговор - а это элемент высокой культуры.
19. Ответ на 13, E.O. :
Безусловно, они встречались гораздо реже и не составляли общественную проблему. Поэтому в Древней Руси введение смертной казни в правовую систему произошло очень поздно и с большим скрипом. Впервые она появилась при Дмитрии Донском и всего лишь в одной из уголовных статей.
Вы же рассуждаете по шаблону - "чем глубже в прошлое, тем больше жестокости". Это неверно.
18. Ответ на 15, Сергей:
Скорее всего, был реальный барьер в сознании - между тем, что делает гос. палач (которому позволено и положено) , что делается на войне (а ля гер ком а ля гер) - и тем, что я могу по отношению к соседу. Мне не позволено, потому что я не правосудие, и потому что не на войне.
Да, я это все понимаю. Это вы не понимаете, что следуя этой логике, в современной культуре подобный барьер в сознании людей должен быть еще выше, чем в традиционной. Потому, что подобное не позволено никому - даже палачу, который, как явление, вообще отсутствует в природе. Т.е. то, что в традиционной культуре было лишь условным табу, в современной является табу абсолютным. Но при этом, при каждом таком случае, камни начинают лететь в современную культуру, а ей как пример противопоставляется культура традиционная, где толпы народы, как в театр на развлечение, собирались поглазеть на колесование приговоренного.
17. Ответ на 13, E.O. :
Вот как! Можно поинтересоваться на основе какого исследования вы делаете столь категоричные утверждения? Дикостью, говорите? Т.е. в традиционной культуре практически не было ни убийц, ни разбойников, ни маньяков, ни душегубов? Вы точно о планете Земля говорите?
Современная культура, конечно, этого тоже формально совсем не поощряет - но по факту "нормализует" огромным количеством таких эпизодов в фильмах, книгах, играх и т.д. Можно считать это "побочкой", но достаточно очевидной.
Традиционная "нормализовала" это признанием допустимости садистских умерщвлений и публичных физических истязаний:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Некрасов
В 1846 году специальная комиссия вынесла приговор двум дворовым людям за убийство шести помещиков: прогнать сквозь строй через тысячу человек шесть раз и затем отправить на каторгу. Но губернатор в секретном донесении предложил наказать убийц шпицрутенами «без отдыха» 9 тысяч раз и «по наказании преступников вывесить трупы их на местах преступления».
(Клевета, скорее всего, в традиционной культуре убийства ведь были дикостью:-))
То, что человека могли казнить на костре - да, это современные дети могли почерпнуть из истории средних веков. Но детям средних веков при этом не приходило в голову поджигать друг друга.
И здесь, конечно, вам должны поверить на слово.Гн путайте кислое и красное, а также культуру и уголовное наказание. Женщин секли за прелюбодеяние.
16. Ответ на 14, E.O. :
Во вторых. А где вы видели современную культуру? Прости Господи, крест в вагине, приколачивание мошонки к брусчатке и скульптуры из говна - это культура?! O tempora, o mores.
Ну, в старые времена и народу было мало. Население всей России при Иване Грозном составляло всего-то 5 - 6 млн. К тому же времена были глухие, современных средств связи не было и в помине. СМИ тоже, как явление, отсутствовали. Ну зарубит какой-нибудь душегуб семью в какой-нибудь деревне - кто об этом узнает кроме ближайших соседей?
Да, и у вас очень странные представления о современной культуре. Так, если вы считаете, что классическая музыка, литература, живопись - это есть традиционная культура, вы сильно ошибаетесь.Не согласен, в старые времена убийц и насильников на Руси не воспевали, а рубили им голову на плахе. А представление о современной культуре представляет сама эта культура. Я считаю и не только я, что классическая музыка и.т.д. это и есть традиционная культура.
15. Ответ на 13, E.O. :
Скорее всего, был реальный барьер в сознании - между тем, что делает гос. палач (которому позволено и положено) , что делается на войне (а ля гер ком а ля гер) - и тем, что я могу по отношению к соседу. Мне не позволено, потому что я не правосудие, и потому что не на войне.
14. Ответ на 10, Бармалей:
Во вторых. А где вы видели современную культуру? Прости Господи, крест в вагине, приколачивание мошонки к брусчатке и скульптуры из говна - это культура?! O tempora, o mores.
Ну, в старые времена и народу было мало. Население всей России при Иване Грозном составляло всего-то 5 - 6 млн. К тому же времена были глухие, современных средств связи не было и в помине. СМИ тоже, как явление, отсутствовали. Ну зарубит какой-нибудь душегуб семью в какой-нибудь деревне - кто об этом узнает кроме ближайших соседей?
Да, и у вас очень странные представления о современной культуре. Так, если вы считаете, что классическая музыка, литература, живопись - это есть традиционная культура, вы сильно ошибаетесь.
13. Ответ на 12, Сергей:
Вот как! Можно поинтересоваться на основе какого исследования вы делаете столь категоричные утверждения? Дикостью, говорите? Т.е. в традиционной культуре практически не было ни убийц, ни разбойников, ни маньяков, ни душегубов? Вы точно о планете Земля говорите?
Современная культура, конечно, этого тоже формально совсем не поощряет - но по факту "нормализует" огромным количеством таких эпизодов в фильмах, книгах, играх и т.д. Можно считать это "побочкой", но достаточно очевидной.
Традиционная "нормализовала" это признанием допустимости садистских умерщвлений и публичных физических истязаний:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Некрасов
В 1846 году специальная комиссия вынесла приговор двум дворовым людям за убийство шести помещиков: прогнать сквозь строй через тысячу человек шесть раз и затем отправить на каторгу. Но губернатор в секретном донесении предложил наказать убийц шпицрутенами «без отдыха» 9 тысяч раз и «по наказании преступников вывесить трупы их на местах преступления».
(Клевета, скорее всего, в традиционной культуре убийства ведь были дикостью:-))
То, что человека могли казнить на костре - да, это современные дети могли почерпнуть из истории средних веков. Но детям средних веков при этом не приходило в голову поджигать друг друга.
И здесь, конечно, вам должны поверить на слово.
12. Ответ на 7, E.O. :
Современная культура, конечно, этого тоже формально совсем не поощряет - но по факту "нормализует" огромным количеством таких эпизодов в фильмах, книгах, играх и т.д. Можно считать это "побочкой", но достаточно очевидной.
То, что человека могли казнить на костре - да, это современные дети могли почерпнуть из истории средних веков. Но детям средних веков при этом не приходило в голову поджигать друг друга.