Зовут на очередные курсы повышения квалификации (хочется написать – классификации). Посмотрел список всех освоенных мною курсов. Самый мощный по уровню организации (собственно, по вложению денег) и по итогам вот этот: «Культурная антропология» с 05.07.2009 по 19.07.2009 «Летняя филологическая школа – литературный комментарий». Европейский университет, Санкт-Петербург в рамках проекта Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова).
Было там и отличное, и комичное. Об отличном – это уровень курсов в целом. О комичном: чего только стоил вопрос одного из лекторов (фамилию называть не буду): А вы хоть Лотмана-то читали? Вопрос был обращен, в частности, к докторам и кандидатам наук...
Команда лекторов школы – это нечто тартуское, около и посттартутское, лотмановское и после. На нас, приехавших из Сибири, из какого-то там СФУ, они смотрели как на папуасов. Это было весьма забавно. Потом очень возмущался Андрей Аствацатуров – он был человеколюбцем в команде тех же лекторов. Или уж просто умным, хорошим парнем. Возмущался на тему отношения коллег: что ж они с вами так? как вы это терпели? А мы не терпели, мы внимательно слушали, умных относили к умным, а над остальными случалось хохотали-ржали. Без фиги в кармане. Так складывалась ситуация по существу. От достающего порой маразма, да и просто отдохновения ради я с Никитой Сидоровым (студентом) ходил на пруд ловить подлещиков.
Комичность лично для меня состояла еще и в том, что к тому времени я издал статьи и учебники, подготовил к изданию монографию – в этих работах были открыты и описаны те самые структурные универсалии, которые безрезультатно искал структуралист-семиотик Ю.М. Лотман. Наши просветители, естественно, их не читали. Согласитесь, более чем забавно: а вы хоть Лотмана читали?..
Приехали, жили и кормились мы за счет миллионера М. Прохорова. (Где он, что он сейчас, о чем хлопочет?)
Вся остальная куча – более десятка курсов повышения квалификации, ничему, собственно говоря, меня не научили. В детали даже не стоит входить. Все, читающие подобные курсы, – энтузиасты. А итог командного ли, личного ли горения, увы, ближе к минимуму.
Зачем я это написал? Сегодня надо кардинально менять систему образования. Суть: необходимо менять не что-то абстрактное, а ее гуманитарное содержание. А значит вкладываться надо! Всерьез вкладываться! Как либерал и миллиардер М. Прохоров вкладывался в НЛО и пр., пр. бесчисленные проекты – в мечту сделать Россию под себя, так теперь любящим Россию, ее патриотам надо вкладываться в образовательные национальные проекты, призванные воскресить разрушенное нигилистами, коммунистами и либералами.
Практика последних 30 лет показала, что РАН и Минобр, а уж тем более ректораты университетов проблему решить не способны. Там торжествуют бюрократия и тот же либерализм = непрофессионализм. Ситуацию можно изменить только снизу – тиражированием инициатив и проектов нескольких десятков исследователей, много работавших и накопивших за эти годы соответствующий потенциал.
Пишите в личку, если заинтересованы в реализации и поддержке (любой) одного из таких проектов. Ручаюсь – очень мощных проектов. Можете посмотреть заявку (точнее, одну из заявок) моего проекта.
Владимир Кириллович Васильев, кандидат филологических наук, доцент Сибирского федерального университета, член Союза кинематографистов РФ, г. Красноярск