Сегодня праздника Вознесения Господня, Церковь наша ликует чудесному событию и празднику, который начался уже накануне на вечерне, в день святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия…
Вот и я побывал вчера в Куюках, что под Казанью, в храме Святителя Николая. Настоятеля, знаменитого «фронтового батюшку» иерея Виталия Беляева знаю уж более пяти лет, но храм этот посетил впервые. Батюшка только вернулся из тяжелейшей поездки на Донбасс и прикорнул, но тотчас, как я позвонил, вышел, и мы до богослужения успели переговорить накоротке и даже попить чаю.
По благословению я сделал фото и видеозаписи с вечернего богослужения и небольшую нашу беседу – интервью после.
«Куюки, вечерня, Вознесение 24.5.23»: ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3
Прихожан было немного, около десяти, но не одни бабушки, как многие считают. Вот молодая мама с сынишкой, вот женщина средних лет интеллигентного вида, а вот девушка после богослужения консультировалась у настоятеля, как готовиться к исповеди и причастию. Перекинувшись с ней несколькими словами, я узнал, что она из ЖК «Светлый город», и батюшка сказал, что бывают здесь люди из близлежащих ЖК, а также специально приезжают военные, но об этом чуть позже.
Обращал на себя внимание парень, явно в смятении духа. Спросил меня, через сколько будет причастие и что для этого надо делать. Я ответил, что причащают на утренней, и что надо готовиться – держать пост, молиться – всё по писаному, на что он ответил, что у него совсем нет времени. В один момент он вдруг выразил недовольство, что я веду съёмку, и ещё через некоторое время вышел из храма. Я вышел за ним, сказав, чтобы он не смущался, что я снимал по благословению, как это и положено, что это нужно для того, чтобы показать жизнь храма и прихода для благого дела. Но парень, я хорошо видел, меня не слушал, думал о чём-то своём. «Я же не просто так, я заплачу!» - в сердцах почти сокрушённо произнёс он, но тут из церкви буквально выбежал батюшка, дал мне и парню маленькие иконки Спасителя и Богородицы, и я их оставил вдвоём. Уже через минуту молодой человек прошёл с батюшкой на исповедь. После исповеди, приложившись ко кресту и Евангелию, выходил уже внешне явно преобразившийся человек. Через некоторое время, как будто что-то важное вспомнив, парень решительно направился в алтарь, на что батюшка его тотчас попросил выйти, продолжив исповедь в положенном месте.
А я подумал: вот, может быть, сейчас была спасена душа этого человека, а может – жизнь?
Ох, уж эти милые сердцу русского человека вечерние звоны, из песни слов не убрать, даже если на Земле не останется ни одного русского!
Звонарь – женщина, тоже служила в погонах, только узнав, понял, почему она встретив меня, так берегла короткий отдых батюшки: «Он где-то тут, скажите что передать». У русских женщин врагу никогда не выиграть партизанскую войну! И пусть вместо колокольни крытая звонница, но колокола – настоящие, и будет ещё разноситься звон Никольской церкви с воссозданной колокольни по всей округе!
Куюки 24.5.23, звоны после вечерни.
Уже после вечерни, беседуя с отцом Виталием, с удивлением для себя узнал историю храма; оказывается, построен он в честь чудесного обретения чудотворного образа Св. Николая. Двое подростков увидели икону, плывущую по поверхности ручья, текущего из родника, а образ-то был из меди, которая плавать ну никак не должна. Дальше начались и другие чудеса, и многочисленные исцеления.
Был построен красивый просторный храм из красного кирпича, а на месте обретения иконы на небольшом удалении от храма на берегу озера – часовня. Было это в первой половине XIX века, а в 1930-х годах, как было принято у богоборческой власти, начали сносить колокольню, купола, но сам храм так и не смогли снести – ни взрывчатками, ни тракторами. Сейчас с большими трудностями, но в храм батюшка и прихожане вдохнули жизнь, в центре возведено небольшое помещение на деревянном каркасе с утеплением, так что и зимой проходят регулярные богослужения, хоть и подтапливать приходится дровами.
Кроме запаса дров в храме даже после отправки гуманитарки на Донбасс и возвращения о. Виталия – масса заготовленных к отправке туда вещей – и сменные автомобильные колёса, и сваренные буржуйки – как же они будут кстати нашим ребятам уже в дождливом сентябре – он наступит, не успеем глазом моргнуть. И инвалидные коляски.
Беседуем с батюшкой о его, скажем так, служении души, о гуманитарной миссии его храма и его лично. Про себя отмечаю, что в лице отца Виталия Церковь точно с народом и воинством. Сокрушается, что не успел «догнать» воина, который хотел креститься, но так и пробегал по боевым заданиям: «Катастрофически не хватает священников на передовой! Целевые посылки развести – это само собой, но ведь ребятам нужна духовная забота, ПРИЧАСТИЕ! Ведь может быть завтра – его последний бой...»; - с переживанием заключает батюшка.
Поговорили и ещё, что публиковать пока не буду, но никто не забыл ни спиленных крестов, что рискует превратиться в Республике Татарстан в систему, ни голословных обвинений горячих сердцем священникам в педофилии со сроком 13 лет! По сути, большинство понимают – за то, что молодой батюшка, речь конечно об иерее Андрее Стребкове, вышел в народ с Православной истиной, с подлинной МИССИЕЙ, а не сидел со своей молитвой «в норе с бабушками», что невербально, а порой и открыто повелевают русскому священству региональные не русские и не православные чиновники.
Есть в нашем христианстве образы «холодного», «горячего» и «тёплого» человека. Пожелал бы нашему священству и руководству больше ГОРЯЧЕГО, иначе пропадём ведь!
Война меняет жизнь страны и её людей, но что поменялось у нас в тылу? В душах обычных людей? Неужели так и будет страна и люди «обходиться» без помощи Божьей? А как же НАШИ, которые ТАМ?! Кто за них молится Богу? Абстрактная Церковь? Абстрактные верующие бабушки, абстрактные священники?
Но воины наши – воюют, рискуют, получают увечья и погибают – как бы в тылах гражданским людям ни жилось вольготно. И ведь есть ТАМ фронтовые батюшки, которые не с винтовкой или пушкой, а с крестом Божиим – смертоносным оружием – воюют с тёмными силами. Благослови их Бог и наша Святая Церковь!
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры РТ, председатель Казанского отделения «Русского собрания»
Фото предоставлено автором