Cui bono? – Кому выгодно? (латинское выражение)
Слово «нашествие» вызывает неприятные ассоциации, но почему? В Толковом словаре С.И. Ожегова написано: «Нашествие – вторжение неприятеля в страну, а также вообще насильственное вторжение. Н. Наполеона. Н. вражеских орд. Н. саранчи». Следовательно, нашествие – это агрессия.
Крупнейший в России рок-фестиваль носит название «Нашествие». Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. «Нашествие» постоянно сопровождают скандалы, сам фестиваль, подобно цыганскому табору кочует с места на место. Последний раз фестиваль проводился в 2019 году, трижды проведение его было отменено по решению властей. С начала проведения специальной военной операции (СВО) ряд известных рок-музыкантов объявили о своей антивоенной позиции, а некоторые – покинули страну, заняли антироссийскую позицию и признаны иноагентами.
Однако, по информации СМИ и на официальном сайте фестиваля, в текущем году планируется провести мероприятие в начале августа в окрестностях деревни Митяево Боровского района Калужской области.
Очень интересное место. Перефразируя классика можно сказать, что редкая птица-дрон долетит до этого места с Украины, а если долетит, то непременно упадёт.
Обычно говорят, что повезло, когда оказался в нужное время в нужном месте. Тогда фестивалю вряд ли повезло, так как его предполагается провести в ненужное время и в неподходящем месте.
Сначала поговорим о времени.
Наша страна находится в сложной политической и военной ситуации. Военнослужащие и добровольцы рискуют жизнью, выполняя боевые задачи в зоне специальной военной операции. Граждане страны, как могут, помогают воинам – собирают средства на приобретение амуниции, поддерживают морально и материально, пенсионеры отдают последние сбережения. Из соображений безопасности в этом году была изменена форма проведения акции «Бессмертный полк», в ряде городов отменили парады в честь Дня Победы. И в то же время планируется проведение такого массового мероприятия. Где же логика?
А теперь о месте проведения.
Это место – стык Калужской и Московской областей. По прямой – 100 километров от Москвы, рядом Киевская трасса, города Боровск, Балабаново, Обнинск, недалеко – Наро-Фоминск.
Примерно в том месте, где планируется проведение рок-фестиваля, раньше находилась деревня, проходил знаменитый Боровский тракт на Москву. В 1941 году фашисты, при отступлении, сожгли деревню, здесь проходили кровопролитные бои, погибло много красноармейцев. Так как у нас с патриотизмом, с исторической памятью? Или это пустые слова, если здесь начнут бить децибелами рока?
Вообще, вокруг поляны для фестиваля находятся много опасных и специальных объектов – газопровод, аэродром, объекты Министерства обороны. Учитывая, что количество террористических актов возрастает, а соседняя с Калужской, Брянская область, стала просто мишенью террористов, проведение массового мероприятия в означенном месте создаёт риски для участников, гостей фестиваля и местных жителей.
Интересен и ещё один аспект. Примерно, в шести километрах от места проведения фестиваля (по прямой) или в 10 километрах по шоссе, находится известный среди православных христиан Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, который посещают паломники не только из России, но и из других стран. Монастырю более пятисот лет и он многое пережил. В 1612 году было нашествие поляков, монастырь был сожжён. Прошло 200 лет, в 1812 году, случилось нашествие французов, монастырь опять был сожжён. И вот прошло немногим более 200 лет, ожидается нашествие рокеров. Теперь монастырю предлагают пережить и это «нашествие»?
21 апреля 2023 г. директор фестиваля госпожа Е. Киселева дала Национальной Службе Новостей (НСН) интервью, в котором очень живописно рассказала, как сожалели жители Тверской области о переезде фестиваля. В связи с этим интервью возникает ряд вопросов, которые почему-то не были заданы журналистами НСН. Почему фестиваль уходит с обжитой площадки в Тверской области? Ведь там налажена логистика, есть деловые контакты с местными жителями, предпринимателями, властями. А здесь, на стыке Калужской и Московской областей, всё придётся делать заново, а это лишние затраты сил и средств. Почему проведение фестиваля планируется на триста пятьдесят километров ближе к месту проведения СВО, откуда возможен прилёт беспилотников. Как говорил один известный киногерой: «нет ли здесь умысла на теракт?» Нет ответов на эти вопросы.
Интересна реакция властей на данную ситуацию. Обычно администрации Калужской области и Боровского района советуются с жителями: что лучше поставить – скамейку для пенсионеров или песочницу для детей? А тут планируется грандиозное мероприятие... и тишина. О том, что фестиваль планируется провести в окрестности деревни Митяево местные жители и многочисленные дачники узнали из официального сайта фестиваля. Власти не проводили общественных слушаний, обсуждений. Даже элементарный опрос общественного мнения проведён не был. В местных СМИ появились материалы о рок-фестивале только после того, как в соцсетях началось бурное обсуждение предстоящего мероприятия.
Местных жителей и многочисленных дачников не особо устраивает соседство такого шумного мероприятия. Уж больно много негативных отзывов из тех мест, где «Нашествие» уже «отметилось». Людей можно понять. Москвичи приобретают здесь дачные участки, прежде всего, для отдыха, вывозят детей, престарелых родственников, чтобы те отдохнули от городского шума, а здесь... грохот музыки до полуночи, рёв мотоциклов и джипов, пьяные выкрики, выхлопные газы, кучи мусора после отъезда «гостей». Кому приятно такое соседство?
Естественно, люди пишут во все инстанции – и в местные органы власти, и в центральные. Ответы приходят похожие, как братья-близнецы: не стоит беспокоиться, всё хорошо, прекрасная маркиза.
Правда, ходят упорные слухи, что фестиваль и в этом году будет отменён. Но это только слухи, что будет на самом деле – местные жители не знают.
В любом случае вопрос, вынесенный в эпиграф данной статьи актуален – кому это выгодно? Как говорится – если поднимается шумиха, значит это кому-то нужно.
Михаил Артемьевич Рудыкин, публицист
1.