В среду, 17 мая, исполнилось тридцать лет, как протоиерей Александр Новопашин служит настоятелем Александро-Невского собора в Новосибирске и является председателем Александро-Невского братства.
Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет дорогого отца Александра со знаменательной датой и желает ему неоскудеваемой Божией помощи и милости в служении на благо Матери-Церкви и России. Многая и благая лета!
Накануне юбилейной даты член Александро-Невского братства и сотрудник Миссионерского отдела Новосибирской епархии Дмитрий Кокоулин побеседовал с отцом Александром о современной психологической войне.
«С вами непросто встретиться, - признался Дмитрий. - Вы всё время в командировках: длительные поездки с лекциями, участие в конференциях и круглых столах, творческие встречи в Новосибирске и Новосибирской области, в городах Алтая, Кузбасса, на Урале, Москве…».
«Поэтому я часто отвечаю на вопросы журналистов по телефону», - ответил отец Александр.
«Да, но личная встреча - это всегда лучше!» - заметил собеседник настоятеля.
«Вот она и состоялась», - подтвердил отец Александр.
«Отец Александр, - продолжил Дмитрий, - тема нашего разговора, которую я хочу вам предложить, для вас не нова. Речь пойдет об украинском нацистском режиме, о его преступлениях в отношении нашей страны, нашего народа, всего Русского мира. Зеленский мечется по миру, выпрашивая тяжелое вооружение, самолеты, ракеты и конечно, деньги, много денег, которые в том числе идут на организацию и поддержание психологических атак на нашу страну. Это дезинформация, манипуляция сознанием, элементарное запугивание населения. Вы об этом не раз говорили. Но насколько эффективны такие действия?»
«К сожалению, достаточно эффективны, - считает священник. - Если вы действительно следите за моими выступлениями и публикациями, то наверняка знаете, что я неоднократно подчеркивал: отдельные успехи украинских нацистов на ментальном фронте связаны с пробелами в воспитании нашей молодежи. Я имею в виду духовно-нравственную и моральную сторону воспитания. Знание родной истории, родной культуры, традиционной религии порождает в подрастающем поколении истинный национализм (не путайте с нацизмом, национализм и нацизм диаметрально противоположные понятия, об этом мы можем как-нибудь с вами более подробно поговорить) и священный патриотизм. В этом особенность национализма вообще: любить свою нацию, и при этом уважать другие нации. Как сказал наш великий русский философ Иван Ильин: "Истинный национализм открывает человеку глаза и на национальное своеобразие других народов: он учит не презирать другие народы, а чтить их духовные достижения и их национальное чувство".
И еще, его же слова: "Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален". "Я горжусь, что я русский". "Я патриот своей страны". Эти слова можно услышать от представителей молодежных военно-патриотических движений в России на слётах, во время выступлений по ТВ, но их не услышать в будничной жизни от обычных молодых людей, идущих мимо нас по улице. Есть ли у нас патриоты? Конечно, есть! Есть ли у нас в стране, русские, которые гордятся, что они русские. Конечно! Но в общероссийском масштабе это всё находится под спудом. Как будто мы стесняемся, что мы русские, что мы патриоты. Пора сбросить этот ложный стыд. Время пришло».
«То есть вы хотите сказать, что истинный национализм и патриотизм является оборонительной стеной против психологических атак противника», - уточняет Дмитрий Кокоулин.
«Именно это я и хочу сказать, - подтвердил отец Александр, - и об этом говорю на каждом своём выступлении. Человек должен быть сильным не только физически, он должен быть сильным и идеологически. Он должен уметь отделять плевелы от зерен. Если этого нет, то такой человек в группе риска, его легко обмануть, запутать, изменить его мировоззрение. И поверьте, такое происходит сплошь и рядом. Откуда, скажите, берутся молодые люди, ещё школьники или студенты, которые за гроши или бесплатно выходят на улицы устраивать беспорядки, поджигают двери отделений полиции, военкоматов, релейные шкафы вдоль железнодорожного полотна, избивают или убивают людей других национальностей, убивают своих одноклассников, учителей, становятся активными членами деструктивных культов, пропагандирующих насилие и убийства, или молодежных суицидальных "групп смерти"? Всё оттуда… От духовной безграмотности, или даже не безграмотности, а духовной деградации, утраты менталитета. Если он вообще был у них сформирован».
«Вы говорили, что тоталитарные секты служат украинскому режиму. Как они сошлись?» - вопрошает Дмитрий Кокоулин.
«Здесь дело вот в чём. Деструктивные культы, движения, псевдорелигиозные организации, жестко контролирующие своих адептов, существовали давно. То, что они продолжают существовать и продолжают заманивать в свои сети отдельных людей, в силу различных обстоятельств имеющих повышенную внушаемость, как раз и связано с отсутствием должного воспитания, - пояснил протоиерей Александр Новопашин. - Под словом "должное" я понимаю разностороннее развитие личности, в том числе духовно-нравственное, религиозное. Что же сделали украинцы, а вернее, их американские кураторы и наставники. Они стали эти деструктивные культы и организации направлять. Помните, выражение: если не можешь победить - возглавь. Первыми с сектами начали бороться - вы удивитесь! - американские спецслужбы. Но потерпели фиаско. И тогда было решено попробовать управлять лидерами сект, с помощью подкупа, устрашения и так далее. Получилось. То же самое сделали и на Украине. Теперь тоталитарные секты, продолжая свою основную деструктивную деятельность, начали работать еще и на украинский режим. Неопятидесятники и неоязычники принимали активное участие в оранжевых революциях, например, на Майдане. Там они приобрели неплохой "боевой" опыт, и теперь могут быть использованы для организации и поддержания уличных беспорядков в России».
«Вы упомянули суицидальные "группы смерти"…», - напомнил Дмитрий Кокоулин.
«Здесь тоже выявлена связь со спецслужбами Украины, - констатировал отец Александр. - Для чего это им нужно? А всё для того же - устрашения мирного населения, дестабилизации обстановки».
«Это то, что делают телефонные террористы, да?» - уточнил собеседник священника.
«Совершенно верно, - подтвердил отец Александр. - Частые сообщения о минировании школ, торговых центров не способствует спокойной жизни населения. Люди начинают нервничать, начитают бояться за жизнь своих детей, за свою жизнь. А если человек боится, то у него повышается внушаемость, им легче манипулировать»,
«А юные поджигатели? На этих-то как выходят?» - поинтересовался Дмитрий.
«Молодых людей высматривают в соцсетях, внимательно изучают их посты, проверяют их контакты и выявляют наиболее подходящих, которые могли бы выполнить ту или иную диверсионную работу: поджечь, взорвать или что-то кому-то передать. С ними начинают работать. Работают специалисты, профи, в их арсенале много способов убедить или заставить.
Вот, например, передать пакет - ну, что тут такого особенного, подумает какой-нибудь юнец. Зато заплатят. Но это смотря, что передать. Ведь в посылке может быть огнестрельное оружие, взрывчатое вещество, капсюль- детонаторы… Знаешь ты об этом или нет, а отвечать придется по всей строгости закона», - предостерёг пастырь.
«Наши СМИ сообщают, что украинские спецслужбы берут на вооружение мошеннические технологии. Я так понимаю, что это как с тоталитарными сектами - для работы всё сгодится?» - предположил Дмитрий Кокоулин.
«Именно, - согласен отец Александр. - Вот, к примеру, телефонные мошенники. Они существовали с момента появления в квартирах первых телефонов. Но сотрудники украинских Центров информационно-психологических операций (это они звонят в школы, вузы, торговые центры с объявлением о минировании здания) решили начать их использовать в своих целях. На украинской территории созданы и продолжают создаваться call-центры, операторы которых обзванивают россиян, представляются сотрудниками банков, полиции, налоговой инспекции и обманом или шантажом убеждают их или заставляют переводить крупные суммы денег на свои карты. А потом эти деньги идут на поддержание ВСУ. Конечно, и здесь тоже работают специалисты, хорошо знающие психологию человека. Они умеют вводить в заблуждение: сначала вызывают стресс, на фоне которого у людей ослабевает критическое мышление, а затем заставляют их делать то, что им нужно».
«Но так можно развести почти любого, даже идеологически устойчивого! – полагает Дмитрий.
«Можно. Но если человек будет знать, что такие способы мошенничества существуют, что вероятность столкнуться с телефонными мошенниками в нынешнее время очень высока, будет знать, как примерно это происходит, с чего они начинают разговор, то риски можно минимизировать. В значительной степени», - считает священник.
«Ну а как избежать с ними встречи?» - вопрошает собеседник настоятеля.
«Самое простое и эффективное - не отвечать на незнакомые звонки», - предложил отец Александр.
«Но случается, - заметил в ответ Дмитрий, - что человек ждет звонка по работе, но при этом не знает номера телефона, с которого ему позвонят. Звонок. Взял трубку и… попал?!»
«Если звонок якобы из банка, и вам говорят, что у вас проблема со счетами, скажите, что вы сейчас приедете в банк или перезвоните по телефону, указанному на пластиковой карте. Хорошо, если вы знаете номер телефона персонального менеджера. Скажите, что прямо сейчас ему позвоните. И не разговаривайте больше, отключитесь. Но для собственного успокоения, позвоните в банк и, скорее всего, вы узнаете, что с вашими счетами все в порядке», - не сомневается отец Александр.
«Если вам позвонили и говорят, что у вашего ребенка возникли проблемы с правоохранительными органами, но их можно быстро решить, если вы немедленно передадите определенную сумму курьеру - не верьте, вас хотят обмануть, - предупредил священник. - Спросите, в каком отделении находится ваш ребенок, позвоните туда, узнайте, есть ли у них такой человек. Но лучше сразу сбросьте звонок, не разговаривайте. Любое промедление с вашей стороны опасно. Они же хорошие психологи, во время разговора с вами они найдут лазейку и обязательно зацепят вас на чем-нибудь».
«Отец Александр, но ведь вам тоже звонили, и не мошенники. А кто?.. Укронацисты? И вы же с ними общались, звонки не сбрасывали», - привёл пример Дмитрий.
«Моя деятельность (общественная, антисектантская, противоэкстремистская) предполагает общение с большим количеством людей, - пояснил настоятель. - Мне звонят с разных концов страны и из-за границы тоже, большинство номеров у меня не сохранены, поэтому зачастую я вынужден отвечать на все незнакомые звонки. И да, однажды мне позвонил человек, представился, сказал, что воюет в ВСУ. Сначала заявил, что ему понравились мои статьи и интервью о СВО, попросил разрешения перезвонить. В следующий раз начал говорить, что, возможно, я не всё знаю о том, что на самом деле происходит в России у них на Украине, он мог бы раскрыть некоторые факты, которые мало кому известны и которые наверняка изменят мое мнение о происходящем. Таких звонков было несколько. В последний раз он открыто призывал меня принять позицию украинского режима, которая будет щедро оплачена. Я привел контраргументы, которые ему не понравились, он начал грубить и угрожать. В конце концов, в мессенджер мне пришла фотография опаленной туши свиньи с надписью, кто я такой, и что с такими, как я, надо делать».
«С самого начала я понимал, что со мной разговаривает профессиональный психолог, поскольку разбираюсь в этом: построение фраз, интонация, короче говоря, "благожелатель" неплохо владел психотехникой речи … Все разговоры с ним были мною записаны и переданы в компетентные органы. Я не сбрасывал звонки, потому что такое общение мне было нужно, чтобы знать на практике как именно вербуют специалисты из украинских спецслужб. Ничего нового я не узнал, но получил определенный опыт, и категорически не советовал бы другим людям продолжать такие разговоры по телефону или переписываться с неизвестными в Вконтакте или Telegram. Поверьте, это может закончиться очень плохо», - предостерёг священник.
«И в заключение, каковы будут ваши пожелания?» - поинтересовался Дмитрий.
«Я призываю к рассудительности. Рассудительный человек - это здравомыслящий, благоразумный человек. Он прежде чем что-то сделать, хорошенько подумает. Независимо от того, есть у него жизненный опыт, или его мало, но подходить к любому делу с рассуждением - это необходимо, это правильно, это важная часть психологической культуры личности. Давайте об этом не забывать», - призвал настоятель Александро-Невского собора.
1. слово в защиту "национализма"
Правильные слова. А то некоторые товарищи все никак не могут вывести свое мировоззрение за рамки классовой теории.
При этом, правда, нужно отметить, что в послевоенном СССР люди гораздо больше знали и были приобщены к родной истории и родной культуре. Про нее рассказывали и показывали даже, невозможно теперь и представить!, по ТВ. Вот этого, к сожалению, почему-то наши батюшки в упор не видят. Ну, или видят, но предпочитают молчать по этому поводу. Советские люди были гораздо большими националистами, нежели постсоветские.