«Страдания открывают возможность идти двумя путями»

По словам Патриарха Кирилла, примеры святых даются нам для того, чтобы мы становились сильнее

Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры 
0
362
Время на чтение 6 минут
Фото: Сергей Власов

«Когда задумываешься о подвиге святой праведной блаженной Матроны Московской, начинаешь понимать особый смысл человеческих страданий. Их подлинный смысл был открыт Самим Спасителем через Его крестную смерть. Невинного со всех точек зрения – закона, обычаев, правил – приговорили к смерти, самой позорной, и распяли вместе с разбойниками. Сейчас нет понятия “позорная казнь” – любая казнь воспринимается как трагедия; а в те времена отношение сильно зависело от того, как человек уходил из жизни. Один способ казни был предназначен рабам, разбойникам, душегубам, другой – римским гражданам; и жестокая, страшная, позорная смерть была уделом разбойников, отребья, тех, кто мучил людей и вызывал всеобщее презрение», – сказал Патриарх.

«Представим человека, приговоренного сегодня к пожизненному заключению, о ком мы знаем, что этот душегуб убивал детей, взрослых, – конечно, такому нельзя ожидать сочувствия, а некоторые еще и скажут: “жаль, смертную казнь отменили, надо бы и с ним поступить так же, как он губил людей”. Подобное отношение было и к тем, кого распинали на крестах, потому что римское право было очень жестким, но справедливым, и уж если римский прокуратор согласился и приговоренного распяли на кресте, значит, туда ему и дорога, сам виноват.

Вот почему распятие Спасителя, Его пребывание на Голгофе сопровождалось такой реакцией народа, который ликовал по поводу Его смерти. Все верили в то, что распятые – разбойники; не только те, кто одесную и ошуюю, а все, включая Того, Кто посередине. В глазах толпы между ними не было различия, люди считали, что все, в том числе ни в чем не повинный Спаситель, приговорены к позорной смерти законно, согласно строгости римского права и по справедливой воле прокуратора.

А что же получилось? Через страдания, через уничижения, через крест миру была явлена Божественная слава. И крест не только предмет поклонения, но крест есть сила, спасающая человека, и все это – через страдания и смерть, которые Господь Иисус Христос принял на Себя во спасение мира», – отметил Первосвятитель.

«Когда размышляешь о жизненном пути Матроны Московской, понимаешь, что вся ее жизнь была крестом. Она родилась слепорожденной, уже предельно ограниченной в своих возможностях. Она была обездвижена, она была лишена всего того, что жизненно необходимо для каждого человека. Чего же можно было ожидать от несчастной, кроме того, что она могла стать, в лучшем случае, объектом нашего сострадания? Но Матрона стала светильником миру, великой Божией угодницей. Всех тех славных и великих, которые жили в ее время, кто-то помнит, кто-то проклинает, кто-то от них отворачивается, а для кого-то это просто сюжеты из нашей истории. А Матрона – предмет поклонения, предмет любви огромного количества людей.

О чем же следует задуматься? Скорби и страдания в жизни Матроны не сопровождались озлоблением, негодованием, ропотом на Бога и на окружающих. Скорбь воспринималась ею как некий удел, дарованный Богом для того, чтобы она прошла своим особенным жизненным путем. И это безропотное восприятие скорби, как бы повторение креста Господня, стало спасительным. Спаситель, ни в чем не повинный, подвергся невероятным скорбям и даже смерти, и Матрона, человек доброй жизни, никогда никому не делавшая зла, подверглась страшному испытанию. От кого? От Самого Бога! Что могло бы последовать? В первую очередь ропот: “Да что ж я такого сделала? Я же никому ничего не делала плохого! Да в чем же провинились мои родители?” и так далее. Но ведь ничего подобного не было! Матрона приняла этот крест как некое благословение Божие и в своей скорби обрела великую силу молитвы и любовь к людям.

А разве это не повторение того, что Господь совершил? Конечно, нельзя даже самый великий подвиг самого доброго и святого человека сравнить со спасительным жертвенным подвигом Спасителя, но подражание тому подвигу, несомненно, присутствовало в жизни святой старицы Матроны. Быть может, мы потому и храним молитвенную память о ней? Может быть, потому и прибегаем к ее раке с уверенностью, что она поможет? И ведь помогает – может быть, именно потому, что прожила страстотерпческую жизнь, не отвернувшись от Господа, не похулив Его, но с благодарением Богу приняв тяжелый жребий и в своих скорбях достигнув великой святости – такой, что признавалась еще при ее жизни многими и многими людьми, которые уже тогда приходили к ней за помощью, за советом, с просьбами о молитве.

Вот в чем заключается для нас замечательный пример святой праведной Матроны – для нас, людей старшего поколения, почти современницы. Пример человека, живущего в столице огромного государства в самые трудные времена атеистических гонений; пример смиренной, отдавшейся послушанию воле Божией русской женщины, которая страданиями своими, безропотным восприятием скорби стяжала в сердце любовь к людям – такую, что к ней потянулись тысячи, как тысячи тянутся и сегодня», – подчеркнул Предстоятель.

«Святая праведная Матрона Московская являет очень яркий и сильный пример того, как крест Христов, символ страдания, становится орудием спасения. А может быть, это еще и проповедь, обращенная ко всем нам? Может быть, это обращение ко всем, кто скорбит, кто сегодня в тяжелом состоянии, душевном или физическом, кто ищет ответа на вопрос: “За что же, Господи? Почему мои соседи живут лучше? Почему у меня так все плохо? Почему мне ниспосылаются скорби? За что? За что? Господи, помоги!” Так вот, воспоминания о Матроне – это ответ нам с вами, тем, кто ищет у Господа ответа на вопрос “Почему мне все это досталось? Почему я скорблю, а кто-то другой радуется?” Никогда не надо сравнивать себя ни с кем другим! У каждого свой путь! Ведь не сравнивала себя с другими слепая Матрона, ставшая угодницей всея Руси, Божией угодницей.

Страдания открывают возможность идти двумя путями – по пути жизни или по пути смерти. Путь смерти – это озлобление, это ропот на людей и на Бога, это отчуждение от людей, это постоянное недовольство своей жизнью, это постоянное чувство зависти. А другой путь – путь приятия скорби как воли Божией. Ведь скорбь, особенно связанная с болезнями, не зависит от нас, от нашей воли, от нашего желания, она посылается свыше. И когда уж очень трудно становится тому, кто болеет, когда очень хочется сказать “какой же я несчастный” или “какая я несчастная”, тогда особенно нужно вспомнить о великом подвиге святой Матроны, о том, что она никогда не роптала, никогда никого не осуждала, никогда никому не завидовала.

Примеры святых даются нам для того, чтобы мы становились сильнее. Можно приходить в эту обитель и просить матушку Матрону о чем-то своем – чтобы в институт помогла поступить, квартиру обменять, еще что-то. Мы знаем, что с такими просьбами сюда приходят, и знаем, что Матрона помогает. Но, может быть, в первую очередь нужно молиться ей о том, чтобы она дала нам духовную силу, силу веры, способность преодолевать скорби и болезни без ропота, во спасение души, а не в погибель. И тогда святая Матрона действительно поможет каждому из нас в самых трудных жизненных обстоятельствах не потерять веру, сохранить благодарение Господу и строить свою жизнь в соответствии с Божиим о нас замыслом.

Молитвами святой праведной Матроны Московской да укрепит Господь всех страждущих, больных, слепых, недугующих, всех тех, кто, выслушав тяжелый диагноз от врачей, теряет всякую надежду. Матрона – молитвенница о всех скорбящих, поэтому сегодня мое слово в первую очередь к тем, кто физически страдает, кто находится в болезнях, в стесненных обстоятельствах, когда и близкие отступают, и охватывает тяжелое чувство одиночества. Молитесь святой праведной Матроне. Она будет с вами, потому что прошла через все это в течение своей земной жизни, и ваша скорбь ей близка, и ваши тяжелые обстоятельства для нее очень близки и понятны. Может быть, потому и приходят в эту обитель люди в таком множестве, потому что Матрона их слышит и, вознося святые молитвы к престолу Божиему, помогает всем просящим.

Молитвами старицы Матроны да укрепит Господь веру православную в нашем народе, особенно в Первопрестольном граде. Да поможет людям колеблющимся оставить всякие колебания и твердо стать на путь спасения, особенно тем, кто в болезни, кто проходит через тяжкие испытания, связанные с потерей зрения или иным ущербом для здоровья. Чтобы эти люди обрели мир душевный, спокойствие и уверенность в том, что ничто не происходит без воли Божией, а значит, и скорбь, данная по таинственной и непонятной для нас причине, несомненно, необходима для спасения каждого, кто страждет. Молитвами святой праведной Матроны Московской да хранит Господь всех нас! Да сохраняет Он и сию святую обитель, в которой бережно оберегается память святой Матроны и возносится к ней горячая молитва.

Призываю благословение Божие на матушку игумению, благодарю ее за многие труды, которые видны большинству паломников и прихожан обители. Дай Бог, чтобы у вас и дальше хватало сил и крепости служить великому делу прославления святой Матроны, через которое многие приобщаются к вере в Господа. Молитвами святой праведной Матроны да хранит Господь всех нас в вере, единстве, любви и сострадании друг к другу, особенно к тем, кто пребывает в скорбях. Аминь», – заключил Патриарх Кирилл.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Vladislav
15.12.2024 11:27
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.12.2024 11:24
Еще раз о любви
Новый комментарий от С. Югов
15.12.2024 11:24
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.12.2024 11:12
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Русский танкист
15.12.2024 10:59
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
15.12.2024 10:19
Сказка о конце света
Новый комментарий от Ленчик
15.12.2024 09:04