Несмотря на тяжёлое положение в Артёмовске, ВСУ могут перейти в наступление силами трех механизированных и 14 штурмовых бригад. Россия должна их уничтожить. И разница в том, что если ВСУ действуют предсказуемо, то ответ России может быть достаточно серьёзным. Мы о нём не говорим и правильно делаем, считает военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Валерьевич Евсеев. Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Ранее президент Украины Владимир Зеленский заявил, что если российские войска выбьют ВСУ из Артёмовска, то Москва может начать заручаться международной поддержкой «сделки, которая может потребовать от Украины неприемлемые компромиссы».
Зеленский отметил, что в этом случае украинское общество начнет уставать и подтолкнет его к переговорам с Москвой.
«Зеленский занимается дезинформацией. ВСУ сейчас готовятся к наступлению по нескольким направлениям. В качестве двух основных направлений следует рассматривать Луганское и Запорожское. Если сейчас киевский режим выиграет время и начнёт атаку, нам придется переключиться с Артёмовска на другие направления. Хочу напомнить заявление главы сухопутных войск Украины Александра Сырского, что если события будут развиваться так, как они развиваются сейчас, то Артёмовск падет через одну-две недели. И то, что на Украине начались массовые отпуска для военных, тоже свидетельствует о подготовке наступления. К тому же была переброска войск противника в сторону Славянска из Харьковской области», - отметил Владимир Евсеев.
«Но и для нас сейчас складывается благоприятная ситуация. Мы хорошо простреливаем эту территорию. Мы перемалываем там их боеспособные резервы, им очень тяжело сопротивляться, они не могут рассчитывать на поддержку артиллерии. Тем не менее до начала их наступления нам надо Артёмовск взять. Не менее важно для России завершить оперативное окружение авдеевской группировки, поскольку потом может возникнуть пауза, как это было осенью, когда мы вынуждены были реагировать на удары противника. Сейчас инициатива на нашей стороне, но они могут ее перехватить в ходе нового наступления», - продолжил эксперт.
«Так что нам важно освободить Артёмовск, выйти на рубежи господствующих высот и создать ситуацию для отражения наступления», - добавил он.
Эксперт отметил, что помимо двух основных направлений вспомогательный удар может быть нанесен на Донецком направлении. «Напомню, ВСУ в Артёмовске уже пытались контратаковать со стороны Часов Яра, но эти атаки были отбиты. Если у противника будет чуть больше сил в Славянске, они попробуют это повторить, чтобы ослабить наши попытки глубокого окружения северской группировки. То же самое возможно в Авдеевке. Но Донбасс как раз отличается от Запорожского и Харьковского направления тем, что здесь зона сплошной городской застройки. Нам здесь легче будет закрепиться. Мы должны занять как можно больше территории и стать в жесткую оборону. На Харьковском направлении есть реки (Жеребец и Оскол), которые мы можем использовать как водные преграды. И наступление ВСУ до появления листвы облегчит нашей авиации их уничтожение. На Запорожском направлении обстановка сложнее, поэтому мы не стали там менять линию обороны, потому что нам будет трудно выстоять в случае массированного удара», - отметил Евсеев.
Он заметил, что «сил у них не так много». «Мы можем говорить о трех механизированных бригадах (около 300 танков) и о неких 14 штурмовых бригадах (я пока не очень понимаю, что это такое). Эти силы были бы существенны в августе-сентябре, но сейчас этого все равно недостаточно, потому что у России на фронте есть 350-тысячная армия. Кроме того, у нас полное превосходство в пилотируемой авиации и серьезные возможности в бронетехнике. Украине нужен хоть какой-то успех. Если в августе-сентябре противник все же добился изменения линии фронта, то теперь ему будет достаточно просто проявить активность, чтобы им дальше давали оружие», - подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что на Западе высказываются чётко: «Мы вас подготовили за шесть недель, поэтому давайте сразу в бой». «Мы вам дали оружие — наступайте». «Украинская пропаганда может сколько угодно говорить, что от них ничего не требуют. Но западным элитам нужны успехи для обоснования своей позиции. Это Зеленский за счёт подконтрольных ему СМИ может выдать украинскому обществу любую лживую информацию. С Западом такой вариант не проходит. Более того, в западных СМИ сейчас всё больше поднимаются следующие темы: огромные потери ВСУ, слишком большие траты на Украину, гибель наёмников и коррупция. В той же Америке внутриполитическая борьба будет только обостряться», - отметил аналитик.
«Можно говорить что угодно, но Соледар они уже потеряли. Артёмовск с Авдеевкой они тоже потеряют. Повторюсь, Западу нужны успехи, чтобы как-то объяснить большие затраты при отсутствии результатов и показать красивую картинку для американских налогоплательщиков, потому что европейские СМИ и так контролируются США. Непосредственно администрации Байдена тоже нужны какие-то успехи, особенно на фоне визита Си Цзиньпина и неудач в экономической политике. Лично я в большие успехи ВСУ не верю. Но нам надо быть предельно внимательными и готовыми, в частности, к отражению массовой атаки беспилотников. Они могут запустить рой из тысячи БПЛА, даже если они будут тактическими и малой дальности», - добавил он.
«Ещё у противника появились бомбы малого диаметра наземного базирования, одну из которых мы перехватили. Это тоже представляет проблему. Проблему также представляет неподавленная система ПВО. Наверное, нам сейчас нет смысла активно работать по энергетике, но по их ПЗРК работать надо. Как и по бронетехнике. Мы должны их максимально обескровить. Эта задача должна быть выполнена к маю по июнь. Повторюсь, мы должны выбить их три механизированные бригады и эти штурмовые бригады. Разница между нами в том, что если ВСУ действуют предсказуемо, то ответ России может быть достаточно серьёзным. Мы о нем не говорим и правильно делаем», - подчеркнул эксперт.
«Российские войска в ходе СВО продвигаются на разных направлениях. Да, на линии Сватово — Кременная мы продвинулись на полкилометра, но, учитывая специфику боевых действий, это большое расстояние», - добавил он.
Говоря о возможном расширении конфликта, В.Евсеев отметил, что есть разные версии. «Версия первая. Например, в случае краха ВСУ американцы могут рассмотреть китайский мирный план, который европейцы частично поддерживают. Версия вторая — массированный ввод польских войск. Но против этого сценария действует размещение с 1 июля российского ТЯО в Белоруссии. Понятно, что оно направлено не против Германии. Оно направлено против польского желания захватить западную Украину. Если Варшава пойдёт на массированный ввод войск, в соответствии с российской ядерной доктриной мы можем его использовать. Я уже не говорю про 2,5 тысячи убитых польских военнослужащих под видом наемников. Всё очень неоднозначно. Некоторые наши эксперты любят фантазировать, что Украина вторгнется на территорию Белгородской области. Но в реальности мы видим, что Киев может сделать, а что нет», - отметил эксперт.
«Мне кажется, что апрель станет последним шансом для ВСУ перейти в масштабное наступление. Но если оно будет вестись сразу по всем направлениям, я не очень верю в его эффективность. Бросать все силы в одну сторону они тоже боятся, потому что их могут разбить. Их планы отбить Крым, Артёмовск и Луганск не обеспечены ресурсами. Там сейчас ситуация. Сегодняшние ВС РФ — это не армия сентября в районе Харькова. Это совершенно другая армия», - добавил он.
Аналитик отметил, что ВСУ стали заложниками собственных иллюзий. Они слишком верят в танки «Леопард» и «Челленджер». Но в каком количестве их поставляют? Это же немного. А в какой модификации? «Леопард-2» — это как наш Т-72, но только с большей лобовой броней. «Они повторяют ошибки Гитлера, который в 1944 году тоже пытался найти чудо-оружие. Его нет в принципе. Мы даже эти бомбы наземного базирования сбиваем», - подчеркнул эксперт.
«А если западный танк получит повреждение? Где они его будут ремонтировать? Они потащат его в Европу? А если мы "Ланцетом" уничтожим его двигатель? Советская техника у них заканчивается, а западную технику у них ремонтировать в принципе негде. Поставки самолетов советского образца тоже ограничены. Я думаю, что эти иллюзии развеются в мае-июне. Тогда будет понятно, что Украина реально может, а что нет», - заключил Владимир Евсеев.