О чём можно писать в канун 8 марта? Конечно, о женщинах, их (на мой взгляд) призвании, счастье и идеале. По какому праву берусь за это неблагодарное в целом дело? По праву достаточно пожившего человека, имеющего немалый опыт семейной жизни, вырастившего дочь и принимающего активное участие в воспитании внучек.
Наверное, никто не будет возражать, если я для этого обращусь к Священному Писанию, которое лежит в основе всего мироздания и утверждает, что человек рождён для счастья. Этого хочет Сам Творец. Создав безупречный, идеальный мир, Он сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они … над всею землею... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог…» (Быт. 1:26-28).
То есть счастливы люди по замыслу Божию должны быть именно в освященном Им союзе – являясь как бы одним целым и исполняя данные им заповеди! Каковы же они? Самая первая «… И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт. 1:28). Можно утверждать, что первым людям Творец дал равные права – создав, кажется, идеальный семейный союз и деликатно опустив тонкости и нюансы семейной жизни. Полная гармония! Что же происходит дальше?
Эту освященную союзом любви и гармонии пару Творец поселяет в райском саду – Эдеме – месте, находившимся по вполне чётким географическим признакам в районе нынешнего Персидского залива: «И взял Господь Бог человека [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 1:15). При этом появляется вторая заповедь: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 1:16-17).
В переносе на нынешнее время можно сказать, что молодая семейная пара получает от богатого родителя идеальные условия для счастливой, безбедной жизни! От них требуется только рожать наследников-потомков родителям и уважать своего благодетеля, веря ему на слово! Всё!
Но вот что-то у «молодых» пошло не так! Имея равные права, принимая совместное участие в возделывании и украшении мира – райского сада, идеальным, казалось бы, людям что-то не хватает! «Нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 1:20). Какое-то смятение испытывает он, что-то как будто тяготит его! Очевидно, что это – бремя власти и узы равноправия! Ему, очевидно, нужен не просто равноправный партнёр, но помощник, о чём прямо и говорит Творец! Так на свет появляется не просто равноправное мужчине существо, и не просто женщина, но жена! И появляется очень своеобразно: «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… и привел ее к человеку» (Быт. 1: 21-22).
Такое решение проблемы Адаму (уже получившему имя) понравилось куда больше: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…». Потому что он увидел в ней – узнал, часть себя, то есть своё – родное, за которое он ответственен. И потому сказал: «она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 1: 23).
Ну вот он, наконец-то, казалось бы, достигнутый идеал! Создана теперь уже настоящая в нашем понимании семья, где глава мужчина (муж, имеющий чин) и его верная помощница – женщ(ч)ина (жена, имеющая свой чин) и живут они по-прежнему в самом настоящем Раю!
Что же происходит дальше? История достаточно известная: завистник-сатана, воплотившись в змея, вступает в диалог с женой Адама (пока еще не имеющей своего имени, кстати) с целью искусить её – подвергнув сомнениям в исполнении Божьих заповедей, которых всего две и лишь одна из них – запретительная. Следует отметить, что уровень данной людям свободы, и доверия к ним Бога, просто зашкаливает!
И сатана, пользуясь этим, достаточно легко достигает цели! Он лишь высказывает сомнения в истинности Божьих заповедей: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:4), и более того, вкладывает ей мысль о пользе в их нарушении, где Бог выставляется лжецом: «но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).
Искусившись, жена Адама соблазняет и своего мужа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Так совершилось грехопадение – как считает Церковь, произошла первая в мире катастрофа! Люди нарушили заповеди Божии, усомнились в Его благости и словах, решили, не напрягаясь, стать равными Ему.
Причины очевидны: это не только женское любопытство, безответственность, но и данная людям свобода. Адам так же легко нарушил заповедь, хотя сатана не решился искушать его, выбрав «слабое звено»! После этого последовало наказание. Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Этим Он уже напрямую подчинил жену – мужу, завершив таким образом эксперимент со свободой и равноправием.
Адаму же в вину было вменено, что тот подпал под влияние жены: «за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него…». Иным было и наказание: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3:17). И как итог – оба изгнаны из Эдема – земного рая, оказавшись на грешной земле, где мы и пребываем с вами. И только тогда уже сам Адам «нарек имя жене своей: Ева…» (Быт. 3:20).
Какие же выводы из данного поверхностного обзора можно сделать? У меня они однозначны: мы еще больше отдалились от Бога, злоупотребляя свободой и Его к нам доверием. Даже если рассмотреть временной отрезок в 100 с небольшим последних лет, то деградация выстраивания отношений в треугольнике (Бог – мужчина – женщина) выглядят угрожающе. Чем дальше люди отдалялись от Божественных истин, подвергая их сомнению и производя само-чиние, тем больше нарушается и данная Богом гармония между мужчиной и женщиной. Это произошло, когда последняя вдруг не без посторонней помощи ощутила себя закабаленной и несвободной и начала бороться за свои обнаруженные права!
Процесс этот, как известно, завершился полной победой женщин с одновременным крахом семьи. Это отразилось и на пересмотре роли мужчин в семье, когда он из бесспорного главы, добытчика и защитника превратился в объект различных манипуляций. А сама семья, как благословленный Богом союз мужчины и женщины, перестала быть нужной и бесспорной, превращаясь в обузу и неудобоносимое бремя.
Куда будет катиться ситуация дальше предположить не трудно: в другую от указанного Богом строну – то есть в ад. Туда сейчас движется Запад, поправ вместе с Божьими заповедями элементарные нормы морали. Не сдерживаемая более законами и не ограничиваемая их модернистскими религиозными мировоззрениями свобода обезбоженного человечества привели к разложению остатков христианских традиций, узакониванию богомерзких однополых браков и других проклятых Богом извращений.
Да, мы не Запад, у нас в последнее время приняты на законодательном уровне решения, запрещающие пропаганду гомосексуализма, но при этом мы переплюнули их по другим показателям. У нас в стране за последние 60 лет только абортами уничтожено свыше 260 миллионов человек. Кивая на вырождающийся Запад, мы сами попрали первую Божию заповедь.
Во всех этих процессах женщинам отводится важнейшая роль! Именно их Бог определил не только в помощницы мужчине, но и в матери всем живущим, поставив это звание – дарящих жизнь очень высоко! Он Сам предпочел явиться в наш мир, родившись, как все мы, от Жены – Богородицы!
Но есть и обратная сторона медали, если женщина извратит свою роль не только верной жены, но и матери, превратившись в хищную и ненасытную похотливую самку. На эту тему есть грозное пророчество святого Иоанна Лествичника, что если женщина потеряет стыд, то ни одна живая душа на земле не спасётся. И мы весьма близки к этому, учитывая степень обессмысливания жизни, развращённости «лежащего во зле мира» (1Ин. 5:19) и потерявших границы свобод.
В завершении, несколько слов об ещё одной женщине, память которой в этот день – 8 марта отмечает наша Церковь. Это знакомая многим Матрона Московская, к которой ещё при жизни за помощью в поиске семейного счастья обращалось немало женщин. Помогает она им и сегодня, о чём свидетельствуют очереди к её святым мощам в Московском Покровском монастыре. Многих из них она утешала, дарила надежду, но тем, кто приходили к ней жаловаться на мужей, чаще всего отвечала так, как приводится в её Житии: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться. Ты должна венец сохранить до конца жизни своей. Виновата ты, что плохо с ним живешь…». Разве не в этом ответе квинтэссенция всех проблем нынешних женщин, ищущих и счастья, и любви, и свободы, и равноправия одновременно?
А всем нам, забывшим Бога, пренебрегающим покаянием, Святая старица пророчески говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли…». Но тут же по своей привычке и утешала: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!» Это ли не счастье?
Роман Алексеевич Илющенко, религиовед
3.
«Нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему»
Значит,в районе Персидского залива обитали все скоты,все птицы небесные и все звери земные.)))
2. Добро зело...
1. О женском своеволие
В мусульманских странах, сохранивших семейную традицию, ничего подобного не наблюдалось. То есть, разгул греха можно держать под общественным контролем. Возврат к православным ценностям в семейной и общественной жизни страны на уровне государственной политики и при большой помощи государства, которое сильно задолжало русскому обществу, поможет восстановить семейные и общественные традиции, избавиться от уродливые форм и проявлений в отношениях между мужчиной и женщиной.