Послушание превыше поста…

Из сборника «В ракурсе паломника»

Основы православной культуры 
0
442
Время на чтение 5 минут
Фото: из открытых источников

Эта история имела место во время моего первого пребывания на Святой Горе Афон. Мой напарник (он же и гид), по национальности грек, в 90-е приезжал на Афон на заработки в качестве строителя. Ему довелось жить и работать во многих монастырях, мне с ним было легко, его узнавали многие насельники святых обителей. Он имел двойное гражданство и хорошо владел греческим языком, а звали его Дмитрий (наиболее распространённое у греков имя). Дмитрий сам прокладывал маршруты нашего посещения святынь, и я не имел ничего против, как говорят, полностью положился на него. Первый монастырь на Афоне, куда ступила моя нога, был Ватопед, в нём находится честной пояс Пресвятой Богородицы, который в то время возили в Россию. Небольшая справка: пояс разделён на две части, большую сопроводили в Москву, а меньшая оставалась в монастыре. Там-то Господь нас и сподобил приложиться к ней. Прожив два дня в Ватопеде, мы исповедались, причастились, приложились к святыням и продолжили наше паломническое турне. Русский монастырь Святого Пантелеймона был следующим пунктом нашего проживания. Добравшись до Кареи, мы побывали в некоторых храмах, находящихся в округе столицы Афона, затем, пообедав в кафе, поехали дальше. На полпути к порту Дафни Дмитрий и я сошли с автобуса и продолжили свой путь пешком, так как в русский монастырь можно попасть либо по морю, либо пешком, автобусы туда не ходят. Описывать красоты местного ландшафта я не стану, это отнимет много времени, и это уже будет другая история. Пантелеймонов монастырь оригинален по-своему, в сущности своей он не такой, как остальные, но по опросу, сделанному мною среди русских паломников, для них греческие обители предпочтительнее. Каждый монастырь на Афоне – это маленькое автономное государство. В русском Пантелиймоновом даже на часах не такое время, как в греческих обителях, к чему трудно привыкнуть (в основном в монастырях время используется как во всей Греции, в русском Пантелеймоновом – Византийское, а у нас на часах было Московское). Здесь мы сходили на Литургию, понесли послушание в столовой, посетили костницу монастыря, приложились к святыням и чудотворным иконам. После вечерней службы, готовясь ко сну, я поинтересовался у Дмитрия: «Какие у нас планы на завтрашний день?»

«Поутру плывём на пароме в греческий монастырь Дионисиат и оставшиеся дни проведём в нём», – уведомил меня товарищ. И тут я вспомнил, что перед отъездом в Грецию мой хороший знакомый священник протоиерей Алексей дал мне небольшую стопку бумажных иконок с изображением Божьей Матери «Достойно есть» и попросил приложить их к чудотворному образу, находящемуся на Афоне. Об этом я сказал Дмитрию и поинтересовался:

– Где находится данный образ?

– В Успенском храме в Карее, это в самом сердце Афона, мы с тобой были там два раза, и оба раза храм был закрыт. В принципе, не в наших планах возвращаться туда.

– Но у меня послушание. Как я могу вернуться домой, не исполнив его? Что я скажу отцу Алексею, почему не приложил иконки? – возмутился я.

В итоге решено было завтра поехать в Карею к первообразу иконы «Достойно есть».

На этот раз по промыслу Божьему храм оказался открыт, и мы вошли в него. Внутри царил полумрак, как и во всех церквях на Афоне, там нет электрического освещения, свет излучают лампады…

Краткая предыстория: по пути на Афон мы останавливались на отдых у знакомых Дмитрия в греческом городе Ксанти. Молодая пара уступили нам квартиру на день, а сами уехали в гости к родителям. Мы поели, попили, помылись и целый день отсыпались с дороги. Поясню для тех, кому везде лучше, чем в России: квартира располагалась в семиэтажном доме, внизу в подъезде стоят котлы отопления на дизельном топливе, для каждой квартиры свой. Лишний раз там никто не отапливает, так как у них солярка была в то время в два раза дороже, чем у нас. Поэтому мылись мы холодной водой, спали в неотапливаемой квартире, а кофе варили на «газаки» – это такая печурка с газовым баллончиком, какими пользуются наши рыбаки на зимней рыбалке. Вечером того же дня мы снова собрались в путь, хозяин квартиры Юрий вручил нам две иконки: Спасителя и Его Пречистой Матери, с которыми они с супругой венчались и попросил освятить их на Афоне…

В полумраке Успенского храма мы увидели иеромонаха, молящегося перед аналоем, и подошли к нему. Дмитрий спросил: «Где находится образ “Достойно есть”? И можно ли освятить вверенные нам Юрием образа?» Монах подошёл к иконе в большом киоте и указал на неё: «А иконки освящать не надо, – сказал черноризец, – они и так Святые, это мы тёмные». Затем взял их из рук Дмитрия и поочерёдно с молитвой приложил к чудотворному образу. Я не растерялся и дал священнослужителю свою пачку иконок, он также с молитвой поочерёдно приложил их к святыне – послушание было исполнено – гора с плеч. Помолившись и заказав требы, мы удовлетворённые покинули столетиями намоленную церковь. Настроение было больше, чем приподнятое, и мы с Дмитрием решили остаться на две ночи в Андреевском ските, в пяти минутах ходьбы от Кареии. В архондарике (приёмная комната для гостей в монастыре) на стене висела русская газета 1903 года с фотографией образа Серафима Саровского и статьёй о его прославлении. Нам приятно было, что греки почитают русского святого. Приём нам оказали радушный: кофе, лукум, а также по стопочке узы (анисовая водка) и проводили в келью. Два дня пролетело на пике хорошего настроения. С утра мы ходили на службу, затем в трапезную и позже путешествовали; в первый день посетили Ильинский скит, до революции 1917 года принадлежащий России, так же, как и Андреевский. Когда монахи Андреевского скита узнали, что мы идём в Ильинский, дали нам послушание отнести письмо и передать такому-то монаху. Одним словом, мы были при делах, и нам это нравилось. Второй день у нас был более загружен, мы ходил в монастырь Пантократор – пешком не ближний свет, но это стоило того…

И вот мы всё же добрались до последней точки нашего пребывания – обитель Дионисиат. Здесь у Дмитрия было особенно много знакомых и среди священников, и среди монахов, и даже двое строительных рабочих, которые начиная с 90-х, как у нас называют, вахтовым методом работали в монастыре, восстанавливая его исторический образ. У Дмитрия было своё послушание, он вёз из России бывшим коллегам водку и сигареты (кстати, и сигареты, и водка у них тоже стоили в то время намного дороже, чем у нас). Но 2 блока сигарет забрали у нас на таможне румыны, а водку всё же довезли. Ещё хороший знакомый патер Дионисий – монах преклонного возраста, большую часть жизни он провёл в обители. О нём говорили, что дальше монастырской пристани он никуда не отлучался, молитва и послушание были основным его времяпрепровождением в обители. Так вот, Дионисий никак не мог взять в толк, как это нам ехать домой двое суток. Тогда мы объяснили, что мы спим по очереди, а машина всё время едет, у него на лице появилась гримаса страха. «Вы будьте осторожными, я о вас буду молиться», – пообещал он нам. Ещё знакомый Димы папа Павла, иеромонах (отец Павел), высокий красивый монах лет 60. Дмитрий рассказывал о нём, что он единственный сын греческого миллионера и пришёл в обитель молодым. Его отец много раз приезжал в монастырь, слёзно просил вернуться сына домой, но монах твёрдо отвечал: «Мой дом здесь, папа». Когда мы покидали Дионисиат и вышли за ворота, откуда ни возьмись появился папа Павла, Дима взял у него благословение на обратный путь. Следом за ним подошёл я, склонившись и скрестив ладони перед собой. Когда его рука, благословляя, легла в мои ладони, я склонился, чтобы поцеловать её, иеромонах второй рукой придержал мою голову и, очевидно, читал молитву. Что со мною произошло в эти секунды, я до сих пор не могу понять, словно искорки Рая пронзили моё тело, неимоверная радость охватила всю мою сущность – слов нет. Это невозможно как-то описать. Не успел я опомниться, а отца Павла и след простыл. Позже мне Дмитрий сказал, что его папа Павла спрашивал, как русские в России относятся к грекам, и когда услышал, что хорошо, улыбка пробежала по его лицу. Мне до сих пор кажется, что все приятные моменты, пережитые нами на Афоне – награда за послушание.

P.S. Очевидно, послушание – это тест на проверку искренности нашего отношения к ближнему, а стало быть к Богу.

Владимир Анатольевич Малёванный, продюсер, режиссер, писатель, Краснодарский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Малёванный
Праздник Святой Троицы в Лавре с Алексием II
Воспоминания о Патриаршем богослужении
21.02.2024
Не дай взломать духовный «аккаунт»
Глубоко будет разочарование заблудших, когда они осознают, что, находясь в пяти шагах от Рая, продали душу дьяволу за миску чечевичной похлёбки
09.02.2024
Не виноватая я…
Утратив одних арт-агентов, пятая колонна пополнится новыми, и это будет до тех пор, пока в самом руководстве ТВ каналов будут тоже агенты пятой колонны
09.01.2024
Божий страх
О важности подготовки к таинству покаяния
04.01.2024
Все статьи Владимир Малёванный
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 09:05
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07